Министерство образования и науки РФ




Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Новосибирский государственный педагогический университет»

Факультет технологии и предпринимательства

Кафедра педагогики и психологии профессионального образования

 

 

направление: 44.03.05 «Педагогическое образование»

профиль: Технология и Экономика

Дисциплина: методика обучения технологии

 

Эссе по теме:

«Трудовое обучение в общеобразовательной школе в Советский период»

 

 

Выполнил: студентка 4 курса ФТП

Группы 41

Р.С. Чурилова

Руководитель: ст. преподаватель кафедры ПиППО М.В. Леонов

 

 

Новосибирск 2017

Содержание

Введение

I. Трудовое воспитание строителей социализма

II. Новые проблемы в формировании нового человека

Заключение

Библиографический список

 

Введение

Главная идеологическая установка, определяющая отношение к труду в СССР, -тезис о том, что советский человек работает исключительно ради собственного блага. В.И. Ленин писал: «…впервые после столетий труда на чужих, подневольной работы на эксплуататоров, является возможность работы на себя». В аспекте школьного воспитания первых лет советской власти такой подход отражал скорее желаемое, чем действительное. Уже в 1919 г. Н.К. Крупская обратила внимание на то, что «учеба осталась старая, но наряду с ней детей заставляли мыть полы, мыть посуду, таскать дрова, разгружать вагоны, быть на побегушках. Школу сплошь и рядом превращали в какую-то мастерскую, где не умеющие учителя обучали детей строгать, лепить, кроить». А.С. Макаренко прямо говорил: «Вы можете заставить человека трудиться сколько угодно, но если одновременно с этим вы не будете его воспитывать политически и нравственно, если он не будет участвовать в общественной и политической жизни, то этот труд будет просто нейтральным процессом, не дающим положительного результата».

 

 

I. Трудовое воспитание строителей социализма

Новый этап строительства советского государства, связанный с окончанием Гражданской войны, переходом к мирному строительству, образованием СССР, предполагал корректировку воспитательной концепции. Труд, особенно в сельской местности, был хорошо знаком детям. Трудовое воспитание в этот период носило ярко выраженный политизированный характер. Завороженно вслушиваясь в объяснения и вчитываясь в текст учебника, ребенок постепенно понимал главное, что должен быть понять в тот исторический момент: труд –это не тяжкое бремя выполнения повинностей на «барина», это –счастье и интересное занятие на пользу всей стране. Дефицит квалифицированных кадров в условиях индустриализации ориентировал школу на политехническое воспитание. 25 августа 1931 г. в постановлении ЦК ВКП(б) отмечалось, что «коренной недостаток школы в данный момент заключается в том, что обучение в школе не дает достаточного объема общеобразовательных знаний и неудовлетворительно разрешает задачу подготовки для техникумов и для высшей школы вполне грамотных людей, хорошо владеющих основами наук…». Воспитание социалистического отношения к труду предполагало также ведение «решительной и неустанной борьбы» с нарушениями школьного режима, ограждение школьников от «разлагающего влияния отдельных учащихся», привлечение к ответственности взрослых, «отвлекающих детей от учебы». Именно такое сочетание воспитательных приемов должно было, по мнению педагогической общественности 1930-х гг., сформировать у школьников чувство ответственности за выполнение порученного им важного задания. Главными психологическими характеристиками оценки результатов труда считалась удовлетворенность этими результатами.

В феврале-марте 1937 г. наркомпросы союзных республик отменили преподавание труда в школе, как самостоятельный предмет в школе. Объяснялось это стремлением изыскать дополнительное время для изучения основных наук. К несчастью, война 1941-1945 гг. внесла свои коррективы в тенденции воспитательного процесса, нов тоже время она являлась той «практикой», которая стала главным результатом трудового воспитания 1930-х гг. После войны определяющим фактором школьного воспитания вновь становится идеология, предусматривавшая преимущественное отношение к труду как к «делу чести, славы, доблести и героизма». А между тем в конце 1950-х гг. наметились новые тенденции профессиональной ориентации молодежи. Страна нуждалась в «целинниках», в героях производства, чтобы «догнать и перегнать» Америку, а выпускники хотели стать студентами –переехать из деревни в город. Тяга к новой жизни, ощутимые различия между городским и сельским бытом вносили смятение в сознание школьников.

 

II. Новые проблемы в формировании нового человека.

Изменения в советском государстве, связанные с процессом десталинизации, либерализации общественной жизни, постановкой новых социально-экономических задач, привлекли внимание к необходимости реформирования школьного образования. 16 апреля 1959 г. был принят Закон ПСФСР «Об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшем развитии системы народного образования в РСФСР». Школа должна была обеспечить тесную связь обучения с трудом, с практикой коммунистического строительства. Как и прежде, декларировались включение молодежи в общественно полезный труд, выработка стремления быть полезным обществу, активное участие в производстве ценностей, необходимых обществу. К новым тенденциям, отраженным в Законе можно отнести то, что он обязывал школу помогать учащимся выявить имеющиеся у них склонности и сознательно выбрать будущую профессию. Именно это направление сделало актуальным решение такой проблемы, как психологическая составляющая трудового воспитания. Но квалификационный труд рабочего, даже часто и более высокооплачиваемый, не привлекал молодое поколение на столько, чтобы стать занятием на всю жизнь. Можно утверждать, что трудовое воспитание в советской школе к началу 1970-х гг. вступило в кризисную фазу развития. Именно поэтому о воспитании трудолюбия как о задаче первостепенной важности говорил в июле 1973 г. на сессии Верховного Совета СССР министр просвещения М.А. Прокофьев. Отмечая значимость не только формирования профессиональных навыков учащихся, нов первую очередь воспитания потребности в труде, он подчеркивал необходимость «создания соответствующего психологического настроя». Решить проблему был призван закон «Об утверждении основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании от 19 июля 1973 г. Цель образования в СССР, наряду с воспитанием патриотизма в духе марксистко-ленинской идеологии, называлось воспитание сознательного отношения к труду. В ноябре 1979 г. в Донецке состоялась Всесоюзная научно-практическая конференция, посвященная проблемам воспитания. Очевидной становилось противоречивость, несогласованность между партийными установками на воспитание бескорыстного строителя коммунизма с высокими идеалами и необходимостью более прагматичного, научно обоснованного подхода к формированию позитивной трудовой мотивации у подрастающего поколения.

Новые задачи перед советской школой в области трудового воспитания были определены в постановлении Верховного Совета СССР от 12 апреля 1984 г. «Об основных направлениях реформы образовательной и профессиональной школы». На школу возлагались функции всеобщей профессиональной подготовки на уровне СПТУ. С этой целью была расширена и усовершенствована сеть межшкольных учебно-производственных комбинатов, в которых учащиеся старших классов один раз в неделю осваивали одну из рабочих профессий. Эти попытки были направлены на превращение общеобразовательной школы в профессиональное учебное заведение при неизбежном снижении ее образовательного уровня. Расширившаяся возможность выбора профессии с одной стороны, отсутствие четкого государственного «заказа» -с другой снижали для учащихся привлекательность участия в «коммунистическом» труде. Не видя иного смысла от участия в нем, учащиеся нередко переносили такое отношение на труд вообще. При этом наиболее активной жизненной позицией постепенно становилась та, которая была направлена на удовлетворение личных, а не общественных интересов. О таких людях говорили «он умеет жить». Именно они стали альтернативным образцом трудового поведения для тех, кто в 1990-е г. будет «строить» новую экономику.

 

Заключение

Таким образом, изучении теории и практики трудового воспитания в советской школе 1917-1991 г. позволяет сделать ряд практических выводов о соотношении позитивного и негативного опыта в процессе его исторического развития. Однозначно можно утверждать, что государство и общество, стремящееся к перспективному и благополучному будущему, не должно оставаться в стороне от вопросов трудового воспитания. Государству, школам, педагогическому сообществу необходимо, критически оценив, использовать позитивный опыт трудового воспитания советской школы. Такие внутренние установки, как общественный долг, реализация в труде общественно значимых качеств личности, ответственность за порученное дело, отсутствие стремления личной наживы любым способом, негативное отношение к праздности, являются жизненно важными элементами успешного функционирования государственного организма. Сегодня эти элементы должны занять достойной место в процессе школьного воспитания. В то же время советский опыт показал поистине губительное влияние «обюрокрачивания» педагогики и воспитания.

Стремление к инновационному процессу, к модернизации экономики должно иметь под собой прочное основание в виде устойчивого желания молодого поколения трудиться на благо государства, общества и отдельной личности. В противном случае эти стремления рискуют остаться лишь декларативными явлениями политиков, а страну ожидает глобальный кадровый кризис. Можно сказать, что в этом смысле на педагогах, как и на политиках, лежит ответственность за будущее страны.

 

 

Библиографический список

1. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания. М.: АПН РСФСР, 1949.

2. Постановление ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе». // Социс. 1001. №9. С. 68-76.

3. Ривес С.М. О воспитании социалистического отношения к труду // Советская педагогика. 1940. №2. С. 20-29.

4. Элланский В.И. О воспитании прилежания // Советская педагогика.1939. №11-12. С. 96-102.

5. Запесоцкий А.С. Старшеклассники сегодня: их ценности и выбор // Социс. 2006. №12. С. 98-104.

6. Хитарян М.Г. Трудовое воспитание и политическое обучение в советской школе накануне перехода ко всеобщему образованию (1937-1956гг.). Историко-педагогические очерки. Вологда: Северо-Западное книжное издательство. 1974. 219 с.

6. Сухомлинский В.А. Воспитание коммунистического отношения к труду. М.: АПН РСФСР, 1959. 440 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: