Мауро Тромбетта дал интервью для журнала «Музыкант-Классик»




Перед своим приездом в Москвуизвестный итальянский баритон

 

Я отправляюсь в небольшой итальянский город Новара, который расположился на пути из Турина в Милан. В середине первого века до нашей эры Гаем Юлием Цезарем был основан город, которому он дал имя Новариа, впоследствииэто название трансформировалось в Новару. В эпоху Римской империи город являлся важным центром, через который проходили две римские дороги в Верчелли и в Милан. Город неоднократно был разрушен и восстановлен по кирпичикам.

Здесь не так много туристов, достопримечательности его можно осмотреть за один день, но этот маленький уютный город имеет свою историю, свой особенный дух.

У меня с этим городом сложились свои определенные отношения. В этом городе прошел мой первый сольный концерт в Италии. Этот город мне очень близок и дорог.

Сегодня, гуляя по его тихим улочкам, я думаю о предстоящей встрече с замечательным человеком, уникальным музыкантом Мауро Тромбетта. Маэстро практически невозможно застать дома.Его работа связана с постоянными переездами и поэтому я счастлива, что сегодняпраздничный день и Мауро Тромбеттадома, и он может уделить мне немного времени.

С маэстро мы знакомы давно, но сегодня у нас особенная встреча. Впервые я пришла к нему не как ученица, не как певица, а как организатор его мастер-класса в Москве. Перед его визитомв Россию мне бы хотелось задать ему несколько вопросов. И он любезно согласился.

----Маэстро, вы приняли приглашение приехать в Москву и провести мастер-класс для оперных певцов. Вы ведь уже не первый раз приезжаете в Россию?

----Да, я уже был в Москве в Центре оперного пения Галины Вишневской, неоднократно приезжал и в Санкт-Петербург в качестве члена жюри на конкурс «Три века классического романса», который проводит Ирина Богачева. Также я проводил мастер-класс в Санкт-Петербургской консерватории, выступал с камерной музыкой, проводил мастер-класс в Волгограде, Белгороде, а недавно проводил мастер-классы в Крыму.

Я очень люблю Россию, ее богатую культуру. Мне кажется, что итальянцы и русские очень близки по духу. Вы очень открытые, гостеприимные, такие же темпераментные, как и мы. В Италии очень любят русских певцов. Но не только в Италии, во всем мире ценятся русские певцы. В России богатые и красивые голоса. Я всегда с удовольствием еду в вашу страну. А какая вкусная русская кухня, а какие красивые русские женщины!

----Маэстро, а как вы пришли в мир музыки? Я знаю, что ваше первое образование медицинское, вы даже практику проходили как хирург в течении двух лет в клинической больнице в Новаре.

----Музыкой я начал заниматься с четырех лет. Меня отдали учиться в музыкальную школу по классу фортепиано. Музыка всегда была моей страстью. Мои родители не были музыкантами, но дедушка был влюблен в оперу. Дома было очень много дисков с записями Беньямино Джильи, Тито Скипа и других оперных певцов. Я слушал оперу с рождения.

Так вот оперный театр и стал моей любовью на всю жизнь. Но родители противились моему желанию стать музыкантом. Они настояли, чтобы я закончил медицинский институт. Вот и получилось, что я одновременно учился в Турине и в медицинском институте, и в консерватории. А еще я успевал работать, так как оплачивал свое обучение в консерватории сам, преподавая основы музыкальной грамоты для детей в музыкальной школе в Новаре. После окончания института я действительно работал два года в клинической больнице в Новаре хирургом. Но только два года, и потом уже в медицину не вернулся.

----В консерватории вы обучались оперному пению?

----Не только. Я начал учиться на композиторском отделении, потом как дирижер оркестра, а потом уже на отделении сольного пения.

----И сколько же лет вы учились в консерватории?

----Я учился семь лет. Дело в том, что у нас в консерватории на композиторском отделении учатся десять лет. Я сдавал экзамены досрочно и закончил за семь. У нас этовозможно. На дирижерском отделении я учился пять лет и на вокальном три года.

----Вы уникальный человек!Вы получили диплом композитора, дирижера оркестра, хора и оперного певца. Я знаю, что в Италии это не просто. Можно учиться и никогда не стать дипломированным специалистом. Вы не только им стали, но и успешно совмещаете работу по всем этим специальностям. Я знаю, что у вас яркая и насыщенная событиями творческая жизнь. Как вам это удается?

Музыка-это мояжизнь, моя страсть; обучение в консерватории мне давалось очень легко. Наверно, поэтомуя все успевал.В 22 года, будучи студентом, я победил на международном конкурсе вокалистов. После этого сразу состоялся мой дебют в Турине в театре RegiodiTorino, гдея спел в операх: «Макбет» Верди, «Итальянка в Алжире» Россини, «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси, «Тайный брак» Чимароза. Затем меня взяли в оперный театр в Болонье, где я спел в опере Моцарта «Так поступают все женщины». Потом уже последовали другие приглашения и другие театры.

----Маэстро, вы, если я не ошибаюсь, уже на протяжении сорока лет являетесь бессменным руководителем и дирижером академического хора в Трекате. Вы начали работать с хором, когда еще учились в консерватории?

----Да, а также я написал для хора ряд сочинений и месс.

---- Маэстро, но у вас есть еще один очень интересный период в жизни, когда вы стали артистическим директором оперного театра в Турине. Затем, я знаю, на протяжении десять лет вы являлись артистическим директором Арены ди Верона, восемь лет работали в Римской опере,четыре года в оперном театре в Катании, а еще в Монте-Карло. Вы оставили оперную сцену,перестали петь или продолжали совмещать?

----На протяжении тридцати лет я работаю как артистический директор. В Италии невозможно и неправильно совмещать работу артистического директора и сольную карьеру. Так постепенно я оставил сцену.

----А ведь вы еще выиграли конкурс на право преподавать в консерватории сольное пение. Вы и от этого отказались

----Нет, я не отказался,это возможно было совмещать по всем правилам, поэтому я преподавал также в течении тридцати лет.

----И я хотела добавить, что вы преподаете не только в Италии. Вы объездили весь мир, выступая на конференциях, проводя мастер-классы для молодых певцов. Наверно легче назвать те места, где вы еще не были.

----Да, это действительно так.

----Работая тридцать лет в качестве артистического директора, какие изменения в оперном театре вы наблюдаете? На ваш взгляд, они происходят в лучшую или в худшую сторону?

----Жизнь идет вперед. Произошли колоссальные изменения, но, к сожалению,не в лучшую сторону. Театры в Италии сейчас переживают очень сложный период. Нет денег, нечем платить артистам. Помимо денег есть и другие серьезные проблемы, которые сегодня никто не знает, как решать. В театре нет единства, нет театра, в котором все функционирует как единый организм. Сегодня нет того уважения к артистам, к хору, к оркестру, как это было раньше. Государство почти не помогает театру и спонсоров тоже мало. Мне очень жаль, что сегодня сложилась такая ситуация в Италии, так как опера родилась именно здесь. Если вы поедете в Сидней, там вы услышите итальянскую оперу, приедете в Москву, и там тоже итальянская опера. Итальянский язык, итальянская опера выступают как нечто объединяющее, но если на родине оперы опера умирает, то о чем тогда говорить?

----В других странах ситуация в театрах такая же?

----Нет, не везде. Там другая структура. Например, в Германии театры стабильные и репертуарные, с постоянной труппой. Там регулярно идут спектакли. В Италии же, Испании и Франции дело обстоит совсем иначе. Здесь нет постоянного оркестра, хора, солистов. Приглашаются все на какой-то период, отработали и до свидания!Нет возможности для артистов набираться опыта, особенно для молодых. Например, сейчас в Италии четырнадцать государственных действующих театров. Но спектакли идут редко, опер ставиться очень мало. Нужно найти хорошую середину, научиться использовать разные методы для улучшения ситуации в оперном театре, необходимо приучать публику регулярно посещать театр. Сегодня в Италии публика очень плохо ходит в театр. Она не готова посещать несколько раз один и тот же спектакль. Вот, в какой ситуациимы сейчас находимся, ставится, например, «Травиата» Дж.Верди - десять спектаклей подряд. На первых двух - зал полный, а вот на последнем зрителей уже нет.

----Сейчас очень многих волнует вопрос сильного омоложения в опере. Особенно, это заметно у нас в России. В театр берут молодых солистов двадцати двух – двадцати семи лет. После тридцати лет оперному певцу становится уже очень сложно найти работу. Театры в России переполнены. Получается, что в возрасте двадцати с небольшим лет солистов сразу нагружают серьезным репертуаром. Правильно ли это? И еще, в последнее время огромную роль стал играть не только голос, но и внешнее данные. Предпочтения отдаются модельной внешности. Опера стала гламурной. Сейчас очень много дискуссий на эту тему. А что вы думаете?

----Раньше тоже начинали петь рано. Но только все было несколько иначе. В Италии было огромное количество оперных театров. В каждом маленьком городке был оперный театр. Молодой солист начинал петь и набираться опыта работы на сцене с дирижером, с оркестром, именно в таких маленьких театрах. Как правило, лет десять набирались опыта и только потом могли претендовать на что-то большее. Таким образом, к тридцати-тридцати пяти годам певец уже имел опыт и могпробовать себя на большой сцене. Конечно, все зависит еще от первоначальной подготовки певца, то есть вокальной школы. Я начал петь в 22 года. Главное, какой репертуар петь, он должен обязательно соответствовать твоему голосу на данном этапе.Проблема сегодняшнего времени, когда молодой певец, не имея совсем опыта, так как его негде получить, выходит сразу на большую сцену уже в серьезной партии. Это, как правило, ведет за собой определенные последствия и голосовые проблемы. Что касается внешности, артист, выходя на сцену, должен выглядеть презентабельно. Наличие красивого голоса – это только одна из обязательных составляющих, которыми должен обладать оперный артист. Помимо красивого голоса он должен обладать актерскими способностями и сценическим обаянием и многими другими качествами. Даже пятьдесят лет назад и Тито Гобби, Франко Корелли, Галина Вишневская, Елена Образцова помимо красивого голоса, на сцене выглядели безупречно. Певица, исполняющая на театральной сцене Кармен, должна иметь не только красивый голос, но и быть сексуальной и восхитительной.

-- --Сегодня в оперном театре главенствующие позиции занимает режиссер, а не дирижер. Отсюда соответствующие требования к певцам. Солист должен уметь петь лежа, стоя на голове, прыгая, проделывая всевозможные цирковые трюки. Ваше мнение?

----Это, на мой взгляд, не совсем правильно. Все-таки в опере, в первую очередь, нужно петь. Поэтому сцены нужно выстраивать с учетом того, удобно ли в таком состоянии петь? Конечно, певец должен двигаться, но все должно быть в меру. Современный строй стал выше почти на полтона со времен Верди. Петь сейчас сложнее.

----А как вы относитесь к современным постановкам в оперном театре? Кто-то считает, что оперу нужно сохранить в том виде, в каком она была во времена Верди и Пуччини. Но так считают не все. Сегодня можно увидеть в оперных постановках, как действие оперы режиссер переносит в наше время. Актеры на сцену выходят в современных костюмах, декорации также современные, или совсем отсутствуют.

----Неправильно говорить однозначно, плохо это или это хорошо. Все зависит от того, насколько профессионально,интересно, грамотно и со вкусом это сделано.

----Маэстро,а что вы можете сказать о русских певцах?

----То, что я слышал, в основном, - это великолепные голоса и певцы.

----Маэстро, что вы могли бы посоветовать нашим молодым вокалистам? Многие хотят учиться в Италии. Все знают, что в Италии великолепная вокальная школа.

----Учиться приезжать сюда можно, но нужно знать, у кого учиться. Здесь, как и везде, есть разные педагоги, которые могут научить и которые ничего не могут. Италия - это не значит, что каждый вокальный педагог здесь хороший. Но учиться у нас имеет смысл, потому что певец, который хочет сделать карьеру, должен иметь хорошее итальянское произношение, чувство стиля. Ведь основной репертуар мировой оперы - итальянский.

----Маэстро, вы можете дать какие-то рекомендации по конкурсам, которые проходят в Италии?

----Ехать в Италию на обычный конкурс я бы не советовал. Их здесь много, но, как правило, они ничего не дают. Обычно конкурсы организуют педагоги из консерватории. Надо учитывать, что у них имеются свои ученики.На мой взгляд, в Италии есть только один конкурс достойный внимания, это конкурс Марии Каллас. На него имеет смысл приезжать. Но также есть и такие конкурсы, победители которых, получают право дебютировать в театре, или же конкурсы на определенную роль. На них тожеимеет смысл приезжать. Есть три действительно очень серьезных конкурса: конкурс им. Ф Вильняса в Барселоне, «Бельведер» в Вене и конкурс им. королевы Елизаветы.

----Маэстро, а что вы можете сказать по поводу прослушивания в театры. Это тоже очень интересует наших молодых певцов.

----На прослушивания приезжать можно, но в Италии сейчас очень мало работы. Тем не менее, у нас охотно берут иностранных певцов, особенно русских. Но для этого, как я уже говорил, нужно иметь хорошее итальянское произношение. Не обязательно превосходно владеть языком, нужно петь на нем правильно. Итальянский язык не глубокий, он весь на поверхности, впереди. Все великие певцы имели очень правильный итальянский в пении, но могли на нем и не говорить. Например, немецкий певец Дитрих Фишер-Дискау не говорил на итальянском, но произношение в пении у него было лучше, чем у итальянца.

----Спасибо вам, Маэстро, что вы согласились сегодня встретиться и уделить время для беседы. Мы ждем вас с нетерпением в Москве. Надеюсь, что встреча с вами будет очень полезнадля наших молодых певцов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: