Функциональные стили современного русского литературного языка




Дисциплина: «Русский язык и культура речи»

Цель курса – познакомить студентов с языковыми особенностями функциональных стилей современного русского литературного языка и нормами литературного языка на фонетическом, лексическом, фразеологическом, грамматическом уровнях; сформировать умения продуцировать связные, правильно построенные тексты на разные темы в соответствии с целями коммуникации и ситуацией общения.

Основные задачи курса:

▪ охарактеризовать функциональные стили современного русского литературного языка;

▪ ознакомить с основами жанрово-ситуативными разновидностями в пределах каждого стиля;

▪ усовершенствовать навыки анализа и редактирования текста;

▪ повысить культуру устной и письменной речи;

▪ сформировать навыки составления личных и служебных документов;

▪ ознакомить с основами ораторского искусства;

▪ повысить орфографическую и пунктуационную грамотность.

 

Литература

Основная

Введенская Л. А. Культура и искусство речи / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. – Ростов-на/Д.: Феникс, 1995. – 576 с.

Введенская Л. А. Русский язык и культура речи / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – Ростов-на/Д.: Феникс, 2001. – 544 с.

Головин Б. Н. Основы культуры речи / Б. Н. Головин. – М.: Высшая школа, 1988. – 320 с.

Одинцов В. В. Стилистика текста / В. В. Одинцов. – М.: Наука, 1980. – 262 с.

Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка / Д. Э. Розенталь. – М.: Высшая школа, 1987. – 399 с.

Розенталь Д. Э. Справочник по орфографии и пунктуации / Д. Э. Розенталь. – Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1994.

Русский язык и культура речи / под ред. В. И. Максимова. – М.: Гардарики, 2000. – 412 с.

Стенюков М. В. Документы. Делопроизводство: Практическое пособие по документационному обеспечению деятельности предприятия / М. В. Стенюков. – М.: Приор, 1998. – 144 с.

 

Дополнительная

 

Головин Б. Н. Как говорить правильно: Заметки о культуре русской речи / Б. Н. Головин. – Горький, 1966. – 208 с.

Голуб И. Б. Книга о хорошей речи / И. Б. Голуб, Д. Э. Розенталь. – М.: Культура и спорт: ЮНИТИ, 1997. – 268 с.

Розенталь Д. Э. А как лучше сказать? / Д. Э. Розенталь. – М.: Просвещение, 1988. – 176 с.

Русский язык для делового общения / под ред. Л. А. Месеняшиной. – Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 1996. – 203 с.

Смелкова З. С. Деловой человек: культура речевого общения / З. С. Смелкова. – М.: КУбК-а, 1997. – 192 с.

 

Словари и справочники

 

Агеенко Ф. Л. Словарь ударений для работников радио и телевидения / Ф. Л. Агеенко, М. В. Зарва. – М.: Русский язык, 1984.

Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка / З. Е. Александрова. – М., 1975.

Львов М. Р. Словарь антонимов русского языка / М. Р. Львов. – М., 1978.

Ожегов С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов; под ред. Н. Ю. Шведовой. – М., 1983.

Розенталь Д. Э. Словарь трудностей русского языка / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. – М., 1976.

Толковый словарь русского языка. В 4 т. / под ред. Д. Н. Ушакова. – М., 1934-1940.

Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка: Словарь-справочник. – Л., 1973.

 

Программа курса

Язык как средство общения

Понятие о языке как знаковой системе. Функции языка. Связь языка с историей и культурой народа. Русский язык в современном мире. Понятие литературного языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Язык и речь. Структура речевой коммуникации. Речь в межличностном общении. Речь в социальном взаимодействии.

Разновидности речи. Устная и письменная формы речи. Диалог и монолог. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.

 

Коммуникативные качества речи

 

Правильность речи: акцентологические, орфоэпические, лексико-фразеологические, морфологические, синтаксические и стилистические нормы. Точность речи. Логичность речи. Чистота речи. Выразительность речи. Богатство (разнообразие) речи. Уместность речи.

 

Функциональные стили современного русского литературного языка

Понятие функционального стиля. Классификация функциональных стилей: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный.

Научный стиль и его подстили (научно-учебный, собственно научный, научно-технический, научно-популярный). Его языковые особенности. Жанрово-ситуативные типы научных текстов: аннотация, тезисы. Реферат, конспект и др.

Официально-деловой стиль и его подстили (дипломатический, собственно законодательный и канцелярский). Стилевые, структурные и языковые особенности официально-делового стиля. Интернациональные свойства официально-деловой речи. Требования к оформлению реквизитов документов. Типы документов (документы для внешнего пользования, документы для внутреннего пользования). Специфика языка и структуры заявления, резюме, служебной записки, объяснительной записки, доверенности, протокола, автобиографии, расписки.

Реклама в деловой речи. Деловое общение: деловая беседа, деловое совещание, телефонный разговор.

Публицистический стиль и его подстили (политико-агитационный, официальный политико-идеологический, собственно публицистический, газетный). Стилевые, языковые особенности публицистики.

Разговорный стиль речи, его стилевые и языковые черты. Бытовое общение. Русский речевой этикет, его специфика. Невербальные средства общения.

 

 

Орфография

 

Принципы русской орфографии. Правописание гласных. Правописание согласных. Правописание приставок. Правописание частей речи. Правописание сложных слов.

 

Пунктуация

 

Знаки препинания в простом предложении. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении. Интонационное и соединительное тире. Знаки препинания в предложениях с однородными членами и обособленными членами. Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Знаки препинания в сложном предложении. Знаки препинания при прямой речи.

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Русский язык и

культура речи»

 

При выполнении контрольной работы пользоваться словарями обязательно.

Вариант 1

1. Поставьте ударения в словах. Укажите акцентологические варианты и их стилистические различия.

Брала, взяло, дало, атлет, алкоголь, арест, договор, у сирот, сироты, диспансер, закупорить, звонит, индустрия, искра, балованный, каталог, квартал, компас, красивее, намерение, добыча, комбайнер, новорожденный, обеспечение, партер, похороны, похорон, кулинария, статуя, кладбище, километр, петля, уведомить, украинский, цемент, щавель, сантиметр, эксперт, феномен, занята.

2. С помощью транскрипции укажите особенности произношения слов: протекция, декларация, гротеск, антитеза, демократия, что-нибудь, онтогенез, одеколон, инцидент, оседлый.

 

3. Выпишите слова, в которых чн надо произносить, как шн.

Бесконечный, беспорядочный, будничный, булочная, взяточник, конечно, копеечный, молочный, нарочно, прачечная, пустячный, скворечник, скучно, яичница.

 

4. Исправьте ошибки в предложениях. Отметьте тип ошибки: 1) неправильно выбран синоним; 2) неправильно выбран пароним; 3) тавтология; 4) плеоназм.

Большинство времени он проводит на работе. Хочется особо отметить дуэт двух тромбонов. На этот раз шахматисту не повезло: он получил фиаско. Люди простодушные принимают желательное за действительное. Я приближаюсь, будто подстреленное кенгуру. Макар оказался дальновиднее, чем Давыдов. Событие не требует никаких комментарий. Художник изобразил, как Петр I ведет войска в бой, придерживаясь манеры Сурикова. Потеряв под Смоленском очень много своих войск, дальнейшее продвижение французов было затруднено. Перед боем в полку царило воинствующее настроение. Закоренелые москвичи особенно любят свой город. В составе команд немало именитых спортсменов, не раз добивавшихся отменных результатов на соревнованиях. Труженики нашего цеха успешно осваивают новую технику. Насекомые обладают хорошо развитым обаянием. Наружная внешность героини достаточно привлекательна.

 

5. Образуйте форму именительного падежа множественного числа от существительных. У имеющихся вариантов объясните характер различий.

Лагерь, учитель, хлеб, окорок, череп, клапан, трактор, цех, слесарь, токарь.

 

6. Просклоняйте словосочетания.

285756 студентов. 23 февраля. 4,67 балла.

 

7. Вставьте недостающие буквы и объясните свой выбор.

В нашу газету пиш…т 150 корреспондентов. В городе созда…тся около 4000 рабочих мест. Большинство абитуриентов оказал…сь прекрасно подготовлен… к сессии. Фаянсовая и хрустальная ваз… сто…т в витрине магазина. Инженер Иванова был… несколько дней в командировке.

 

 

Вариант II

 

1. Поставьте ударения в словах. Укажите акцентологические варианты и их стилистические различия.

Мизерный, мастерски, ступни (мн. ч.), о шкафах, простыня, длинны (брюки), догнала, петля, углубить, вольна, залита, звонишь, профессоров, некролог, начать, задолго, алфавит, задала, кладовая, создал, приведены, соболезнование, хозяева, красивейший, завидно, римляне, безудержный, коклюш, баловень, облегчил, шасси, доцент, столяр, приговор, августовский, творог, свекла, начался, ханжество, торты.

 

2. С помощью транскрипции укажите особенности произношения слов: атеизм, интервидение, потенциальный, сентенция, академия, депонент, лоточник, скомпрометировать, ФСБ, тягчайший, истекший.

 

3. Укажите непроизносимые согласные в приведенных ниже словах.

Безвозмездный, грустный, завистливый, квартирантка, костлявый, крепостной, поздний, праздник, совестно, счастливый, студентка, хлесткий.

 

4. Исправьте ошибки в предложениях. Отметьте тип ошибки: 1) неправильно выбран синоним; 2) неправильно выбран пароним; 3) тавтология; 4) плеоназм

Большая часть номеров в гостинице была забронирована для командировочных. Нам остается лишь мечтать об увеличении уровня благосостояния. Физкультура играла большое значение в его жизни. Правдивое изображение жизни, отсутствие внешне эффективных сцен только усилило воздействие этого фильма. Оба они, словно братья-близнецы, капля в каплю похожи друг на друга. В нашей школе нет непоправимых двоечников. Плюшкин называет дурачком своего придворного Прошку. Зубья у волка острые и большие. Пройдя много испытаний, его назначают директором завода. Лично я считаю, что выступающие, которые будут выступать, будут говорить о деле. Значительная часть молодежи поселка представлена сама себе. В конце романа Татьяна приобретает аристократические замашки. Этот агрегат позволяет внушительно снизить температуру соединения материалов. Последним остатком свободной торговли являются стихийные базары.

 

5. Образуйте форму именительного падежа множественного числа от существительных.

Штемпель, профессор, договор, корректор, директор, инженер, пекарь, архитектор, повар, прожектор.

 

6. Просклоняйте следующие словосочетания:

248692 журналиста. 27 апреля. 52,69 секунды.

7. Вставьте недостающие буквы и объясните свой выбор.

Четыре восьмиэтажны… дома уже заселен… Две отремонтированны… комнаты сда…тся в наем. Престарел… отец и мать нужда…тся в уходе. Этот человек – неисправим… недотепа. Открыто движение на нов… шоссе-магистрали.

 

 

Вариант III

 

1. Поставьте ударения в словах. Укажите акцентологические варианты и их стилистические различия.

Гнала, гнало, гнали, дала, дало, дали, драла, драло, драли, ждала, ждало, ждали, агентство, атлет, алкоголь, аноним, аргумент, благовест, блудница, бюрократия, вероисповедание, взапуски, втридорога, газопровод, гражданство, диспансер, догмат, договор, донельзя, досыта, дотронуться, еретик, жалюзи, завидно, запломбировать, знамение, зубчатый, издревле, изобретение, иначе.

2. С помощью транскрипции укажите особенности произношения слов.

Фанера, апартеид, пресса, шинель, эстетика, скучно, рассказчик, лютеранин, латекс, кюре, одноплеменный.

 

3. Укажите неправильности в речи раненого, который радуется встрече со своим земляком в госпитале.

Оказалось, что оба из-под Бийска и села их всего в полусотне километров одно от другого. «Ты гли-ко! Ну ты гли-ко! – дивился шофер. – Вот земляк дак земляк. Почти с одного двора. Да ваше село-то наскрозь знаю. Я по Чуйскому-то тракту тыщи верст намотал, и кажный раз через ваше село еду, бывало. Ты гли-ко че деется! Ну прям в самую точку земляк!» (А. Соболев)

 

4. Исправьте ошибки в предложениях.

Писатель отобразил героя правдиво и эмоционально. Этот человек произвел на меня большое воздействие. Николай выбрал самый кратчайший путь к дому. Эти стихи я очень хорошо выучил назубок. Проснувшись, ему сказали, что завтрак уже подан. Собор, построенный в средние века и который прославил город, надолго остался в памяти у туристов. Сократ сказал, что «я знаю, что ничего не знаю». У него аллергия к апельсинам. Мы купили много мандарин и апельсин. Пресса высоко позитивно оценивает результаты выборов. Даже я, закоренелая москвичка, не знаю всех автобусных маршрутов. Загрязнение атмосферного воздуха – животрепещущая и актуальная проблема нашего современного века.

5. Образуйте форму именительного падежа множественного числа от существительных: фельдшер, купол, торт, волос;

Родительного падежа множественного числа от существительных: носки, колготки, чулки, помидоры, узбеки, грузины.

6. Просклоняйте следующие словосочетания.

5437651 студент. 26 февраля. 346,5 грамма

7. Раскройте скобки, имена собственные поставьте в нужной форме; укажите возможные варианты.

Установлена фототелеграфная связь между городами (Москва) и (Кемерово). Дом отдыха построен близ реки (Истра). Выставка картин испанских художников была организована в музее («Эрмитаж»). В (Республика Индия) прибыла делегация из России. Поезд остановился на станции («Арбатская»).

 

Вариант IV

1. Поставьте ударения в словах. Укажите акцентологические варианты и их стилистические различия.

Звала, звало, звали, кляло, кляло, кляли, лгала, лгали, лгало, пила, пило, пили, инсульт, искони, исстари, катало, квартал, корысть, мельком, назло, наискось, наотмашь, начать, некролог, новорожденный, облегчить, ободрить, оптовый, принудить, принять, процент, псевдоним, пуловер, созыв, столяр, танцовщица, туфля, углубить, ходатайство, христианин.

2. С помощью транскрипции укажите особенности произношения слов.

Партер, декада, антенна, молекула, стресс., беспрецедентный, АТС, ателье, протекция, ячневый, опека.

3. Укажите неправильности в произношении егеря, хвастающегося своими успехами на охоте.

-Я на лис секрет знаю… Какой?.. Не могу сказать…

Знаю… Секрет скажи – сам без лис останешься… Прально? Однако мало лисы стало… Волков я раньше не так брал. Найду нору, шшенят проволокой повытаскиваю… Чичас чо? Техника везде… Счас и дрова поперечной пилой никто – только дурак – шоркает. И зверя с техникой брать легче… Вот и берешь мотциклет… Берешь мотциклет, шланги к ему, на выхлопные трубы. Ну, подъедешь к норе, шланги туда затолкаешь, мотциклет стоит тыр-тыр. А ты ждешь – барсук, он хоть и в спячке с осени – вылезает. (Н. Никонов)

4. Исправьте ошибки в предложениях.

Он быстро заполнил анкету, написал свою автобиографию и сдал все документы. Маяковский стоял у источников новой поэзии. Однажды, выезжая со стадиона, нашу машину остановили. Благодаря пожару был уничтожен большой участок леса. В комнате был большой камин, в котором давно не разжигали огонь и служивший жильцам полкой. Проснувшись, мне стало ясно, что я опоздал. Николай спросил у княжны Марьи, что согласна ли она выйти за него замуж. Гости были удивлены яркости карнавала. Крестьянство на протяжении многих веков боролись против помещиков. Министр финансов выступил о том, что курс рубля будет зафиксирован. Мой брат моложе нее. Деревня находилась в полтораста километрах от станции. Главная бухгалтерия обслуживает теперь тридцать детских садов и двадцать два яслей. Беседа, которую мы провели, подошла к завершающему концу. Плюшкин ходил в дряхлом халате. Если это гипотетически предположить, то ситуация видится в другом свете. По сведениям из осведомленных источников, намечено подписание «Соглашения о национальном согласии». Катерина, тяжело переживая жизнь в доме Кабанихи, хотела пригнуть в Волгу.

5. Образуйте форму именительного падежа множественного числа от существительных: кондуктор, фронт, инспектор, штепсель; форму родительного падежа множественного числа от существительных: гектары, ботинки, осетины, вафли, верховья, грабли.

6. Просклоняйте следующие словосочетания.

9847234листа. 389-ый вариант. 7,82 килограмма.

7. Употребите слова в скобках в нужной форме. Объясните выбор формы.

Опрос (четыреста) компаний показал, что 71 (процент) предприятий оценили работу своих сотрудников положительно. Награждение завода совпало с (восемьсот пятьдесят)-летием первого хмельного производства на Руси. (Реставрированный) музей и галерея открыты для посетителей. Мы приближались к древнему городу (Афины).

 

 

Вариант V

1. Поставьте ударения в словах. Укажите акцентологические варианты и их стилистические различия.

Аналог, плыло, арест, баловать, поняло, поняли, слыла, слыло, слыли, рвала, рвало, верба, ткала, ткало, высокопоставленный, щавель, эксперт, намерение, кухонный, алфавит, звонят, атлет, средства, корысть, компас, арбуз, двоюродный, случай, анализ крови, звонишь, заем, паралич, псевдоним, облегчить, агент, диалог, издавна, принял, красивее, созыв.

2. С помощью транскрипции укажите особенности произношения слов.

Эстетика, отель, туннель, тезис, стресс, иссеченный, депонент, вестерн, яблочный, бытие.

3. С помощью «Толкового словаря русского языка» под ред. Д.Н.Ушакова 1935-1940 гг. и «Орфоэпического словаря русского языка» под ред. Р. И. Аванесова 1989 г. Проследите сдвиги в нормировании произношения сочетания ЧН в словах: будничный, булочная, закусочная, игрушечный, нарочно, порядочно, порядочный, сливочный, яичница, яблочный.

4. Исправьте ошибки в предложениях.

Некоторые люди принимают желательное за действительное. Нам нужно взаимно помогать друг другу, взаимно поддерживать друг друга. На будущий день началось обсуждение текущих дел. В бедственном положении находились жители селений, отрезанные наводнением от внешнего мира и которые спасались на крышах домов. Ему стало легко, узнав, что занятий сегодня не будет. Пьер робко спросил у Наташи, что сможет ли она когда-нибудь его полюбить. Городничий говорит собравшимся, что «к нам едет ревизор». Лектор оперировал с точными данными. Илья Ильич уверен в нормальности своей жизни и ничто не может вывести его из этого баланса. Он принял эффектные меры. Мысль писателя о величии человека является красной нитью его произведений. В статье придавалось большое внимание чуткому отношению к кадрам. Речь бабушки более ярче и выразительнее, чем речь других персонажей. Следует отметить следующие недостатки. Самолет подвержен действию перепадов стужи и тепла. Середина 60-х годов замечательна расцветом и апогеем «сурового стиля».

5. Образуйте се возможные формы именительного падежа множественного числа от существительных: зуб, колено, корень, лист, сын, муж; употребите слова в форме именительного падежа множественного числа в контексте.

6. Просклоняйте следующие словосочетания.

7462340 платьев. 937054-ый случай. 5,692 балла.

7. Вставьте пропущенные предлоги в предложения, пропущенные буквы в слова.

Правительство РФ приняло постановление о ввозе в Россию белого сахара … Украины без взимания таможенной пошлины. … хуторе Ивановка поселились молодожены. Он спасся … силе и выносливости. Мы действуем согласно указ…. Он начал приготовления по приезд… в город.

 

Вариант VI

 

1.Поставьте ударения в словах. Укажите акцентологические варианты и их стилистические различия.

Алфавит, атомный, верба, демократия, диалог, завидно, римляне, египтяне, добыча, договор, инструмент, столяр, щавель, августовский, безудержный, документ, приговор, паралич, магазин, двоюродный, мускулистый, баловень, начался, облегчил, ржаветь, предложить, партер, коклюш, ханжество, свекла, шофер, шасси, экскурс, статуя, заиндеветь, заржаветь, творог, каталог, портфель, доцент.

2. С помощью транскрипции укажите особенности произношения слов.

Шоссе, энергия, поэтесса, термин, модель, латеральный, коэффициент, конгресс, коллоквиум, изобретенный, комбайнер.

3. Определите функции ударения в данных парах слов. Объясните значения приведенных слов.

Барочный – барочный, броня – броня, выкупать – выкупать, вычитать – вычитать, занятая – занятая, колонковый – колонковый, кружки - кружки, лекарство – лекарство.

4. Исправьте ошибки в предложениях.

Жизненный путь героя тяжел и трагичный. Жизнь ее в доме матери была более лучшей. Встреча Чацкого с Фамусовым не принесла ему ничего хорошего. Авторская ремарка указывает на стук топора, который доносился из-за кулис. Герой романа показан в обычной обстановке русской действительности, в образе которого воплощены черты передовой дворянской интеллигенции. Писатель описывает о войне. Стараясь доказать свою правоту, он говорит очень возбужденно, жестикулируя руками. Я встречался с профессором только два раза, поэтому мы с ним на короткой ноге. Приехав в Париж, его пригласили в посольство. Меня спросили, что не знаю ли я, где живет врач. Вопреки усилий репетиторов, мальчик учился плохо. Потребовались экскурсии в математику, геометрию. После первого дебюта в одном известном фильме молодая актриса стала получать предложения сниматься за границей.

5. Образуйте форму именительного падежа множественного числа от существительных: мать, катер, месяц, бухгалтер, лектор, оратор, конденсатор, офицер, аптекарь, округ.

6. Просклоняйте следующие словосочетания.

9876542 мандарина. 2350-ое происшествие. 456,7 тонны.

7. Поставьте в родительном падеже существительные, помещенные в скобках. Обоснуйте свой выбор окончания.

Принеси лампочку в 100 (ватты). Таких (захолустья) не встретишь теперь в районе. На мягкой земле видны следы (сапоги). Отряд (партизаны) состоял из (русские, украинцы, грузины, туркмены, киргизы, осетины). В станице организовано пять новых детских (ясли).

 

Вариант VII

 

1. Поставьте ударения в словах. Укажите акцентологические варианты и их стилистические различия.

Документ, холёный, хозяева, премированный, повторим, индустрия, агентство, атлет, арбузы, начали блюда разносить, братьев встречал, верблюдам корму дали, на поляне вязы растут, уделять внимание госпиталям, диагнозы, два квартала, краны, засуха, шоферу, шрифтами, о штрафах, блиндажами, о волах, грошами, гончара, лишая, лыжне, ломтю, жгутом, о жаре, ведомости, ворами, должностям, мелочам, новостей, штемпелями, о шкафах, штабы, строями, соболям.

2. С помощью транскрипции укажите особенности произношения слов. Диспансер, претензия, тезис, интерпретация, стенд, зеро, здравствуй, ДСП, дегустация, филогенез, хребет.

3. Найдите «четвёртое лишнее». Обоснуйте свой выбор.

Сгореть, сбежать, сделать, срубить. Отгадать, отварить, отбить, отжать. Подписать, подстеречь, подрезать, подхватить. Вступить, вместить, впечатать, втолкнуть. Отгул, отбой, отлив, отзыв.

4. Исправьте ошибки в предложениях.

1. Творчество М.А. Булгакова обладает большими художественными особенностями. 2. За торт можно оплатить в первой кассе. 3. Тихо затаив дыхание, ребята слушали рассказ космонавта. 4. Дипломник своевременно представил руководителю свою работу. 5. Не без труда удалось нам решить эти трудные проблемы. 6. Она никогда не пряталась за чужую широкую спину. 7. Подъезжая к городу, начался сильный ветер. 8. Все зависящие меры от нас для предотвращения катастрофы были приняты. 9. Человечество стремится к тому, чтобы с войнами было бы покончено. 10. Учитель спросил, что не могу ли я рассказать правило. 11. На субботник явились 21 человек. 12. За Ирину Александровну я ничего не могу сказать плохого. 13. Имя Иудушки стало нарицательным: так называют самых отвратительнейших лицемеров. 14. Семеро девушек поступило на курсы водителей. 15. Писатель обличает помещиков, которые жестоко обращаются к имеющими у них крепостными. 16. Закрыв книгу, у вас в памяти надолго остаются её герои. 17. В стихотворении «Памятник» поэт писал, что «в мой жестокий век восславил я свободу». 18. В этом проявилось преимущество Печорина над окружающей средой. 19. Жители Астрахани видели спутника земли. 20. Большим достоинством этого произведения является выразительный, калорийный язык.

5. Образуйте форму именительного падежа множественного числа от существительных: мать, катер, месяц, бухгалтер, лектор, оратор, конденсатор, офицер, аптекарь, округ.

6. Просклоняйте следующие словосочетания.

9876542 мандарина. 2350-ое происшествие. 456,7 тонны.

7. В следующих примерах поставьте в родительном падеже существительные, помещённые в скобках. Обоснуйте свой выбор окончания.

Принеси лампочку в 100 (ватты). Таких (захолустья) не встретишь теперь в районе. На мягкой земле видны следы (сапоги). Отряд (партизаны) состоял из (русские, украинцы, грузины, туркмены, киргизы, осетины). В станице организовано пять новых детских (ясли).

Вариант VIII

1. Поставьте ударения в словах. Укажите акцентологические варианты и их стилистические различия.

Газированный, введено, глубокоуважаемый, гербовый, диспансер, инженеры, инструкторы, еретик, километр, комбайнер, мальчиковый, влюблены, звонишь, звонит, растят, положите, важна, красивее, важны, гибок, гибка, мышление, мизерный, налит, налиты, диалог, издавна, принял, созыв, красивее, намерение, кухонный, алфавит, нефтепровод, атлет, средства, корысть, компас, арбуз.

2. С помощью транскрипции укажите особенности произношения слов. Ректор, турне, кодекс, кредо, тембр, продюсер, порядочный, констебль, де-юре, наречённый, пересек.

3. Используя орфоэпический словарь, определите, какой из вариантов ударения в приведённый ниже парах слов является основным, а какой допустимым, разговорным или устаревшим. Есть ли случаи равноправных вариантов ударения?

Баржа - баржа, казаки – казаки, кладбище – кладбище, напились – напились, недопитый – недопитый, обух – обух, рвался – рвался, ровня – ровня.

4. Исправьте ошибки в предложениях.

1. Я одела самое лучшее своё платье. 2. Маяковский с первых же дней революции становится её трибуной. 3. Стройность системы нарушалась благодаря неорганизованности группы. 4. На данном собрании мне хочется осветить вопрос о главных задачах нашей работы на сегодняшний день. 5. Жители Калинова живут скучной, однообразной жизнью. 6. Салаты из свежих помидор и огурцов очень полезны. 7. Предварительно замоченный фасоль варится намного быстрее. 8. Опоздавший признался, что он проспал. 9. Ветер подхватил бумажный змей и отнёс далеко от места, где стояли дети. 10. Просмотрев фильм, меня, как живые, окружили его герои. 11. Въезд с пассажирами, сеном, соломой и другими горючими материалами запрещён. 12. Известие о приезде ревизора привело городничего в тупик. 13. Ремонтом клуба руководил районный зодчий. 14. Вперёд я хочу кратко остановиться на сюжете повести. 15. Руководили борьбой партизан против войск Наполеона Денисов, Долохов и другие товарищи. 16. В основании романа лежит история типичной дворянской семьи. 17. Преподавателю приходилось многое объяснять. 18. Нельзя допускать тесного общения с собакой детей. 19. Погибла вся семья через эту водку. 20 Пройдя много испытаний, его назначают директором завода.

5. Образуйте форму именительного падежа множественного числа от существительных: автор, редактор, якорь, сорт, инструктор, череп, шофер, индуктор, рефлектор, директор.

6. Просклоняйте следующие словосочетания.

2308610 винтов, 674596-ой случай, 236,457 балла.

7. В следующих примерах поставьте в Р.п. мн.ч. существительные, помещённые в скобках. Обоснуйте свой выбор окончания.

Поезд сошёл с (рельс). На 20% повысилось производство (чулки, носки). Под фруктовый сад было отведено 5 (гектар). Отрежьте 400 (грамм) вареной колбасы. В вазе для фруктов было 10 (яблоки) столько же (апельсины), 12 (мандарины), 5 (груши).

Вариант IX

1. Поставьте ударения в словах. Укажите акцентологические варианты и их стилистические различия.

Донельзя, диспансер, догмат, договор, иначе, инсульт, хозяева, египтяне, англичане, верба, премированный, свекла, оптовый, ходатайство, туфля, коклюш, красивее, звонит, добыча, столяр, щавель, эксперт, назло, аргумент, досыта, шкафом, зверями, хрипами, фонтаном, уродам, стержнями, сазанов, песнями, о песнях, о нервах, арбузы, госпиталям, блюда, буржуя, вьюгами.

2. С помощью транскрипции укажите особенности произношения слов. Экспресс, деканат, девиз, декада, проекция, БМВ, бутерброд, песчаный, дециграмм, бестселлер, дебелый.

3. Чем отличаются друг от друга вариантные формы данных слов? Какую роль выполняет ударение в русском языке?

Атлас – атлас, баржа – баржа, бедно – бедно, глазки – глазки, девица – девица, компас – компас, консерваторский – консерваторский, опрощение – опрощение, хлопок – хлопок.

4. Исправьте ошибки в предложениях.

1. Комиссия уже давно на завод приехали, в гостинице живут. 2. Он приходил со школы рано. 3. Я задала им написать сочинение, над которым мы работали в течение полторы недели. 4. За период учёбы имеет 15 поощрений и 14 взысканий, что говорит о его дисциплинированности. 5. В нашем коллективе есть полная возможность бороться с пьянством, ведь мы знаем друг друга как пить дать. 6. Мне безумно нравятся произведения Гоголя, я его просто боготворю и считаю себя жертвой его таланта. 7. В брошюре содержались дельные советы о том, как надлежит обращаться с кинопроектором. 8. Игра артистов оказала на зрителей огромное впечатление. 9. Слова Луки производят на некоторых обитателей ночлежки самое сильнейшее впечатление. 10. Выполнить по 4 и более примеров. 11. В годы реакции многие отреклись от прежних либеральных взглядов, замыкались в тесном мирке личных интересов. 12. Чтобы поправить свои пошатнувшие дела, господа нередко продавали своих придворных. 13. Услышав о разведке, Пете стало весело. 14. Неразрывная связь с народом художника. 15. В образе Наташи Ростовой Л.Н. Толстой воплотил свой идеал женщины. 16. На окне висит красивая тюль. 17. В чернильнице Плюшкина было не чернило, а какая-то заплесневевшая жидкость. 18. Я иду в отпуск согласно приказа. 19. Увеличивая каждый раз точность отделки, поверхность детали становится ровнее. 20. Книги Марк Твена пользуются большой популярностью в нашей стране.

5. Образуйте форму родительного падежа мн. ч. существительных: басня, яблоня, домна, кровля, одеяльце, свеча, няня, простыня, ремесло, полотенце, колено.

6. Просклоняйте следующие словосочетания.

90864763 штуки. Семеро студентов. 24,358 грамма.

7. Раскройте скобки, цифры напишите прописью. Выбор мотивируйте.

(4) работницам присвоили очередной профессиональный разряд. Велогонка прошла дистанцию, равную (2150 километр). Пугачев с (60 казак) пробился через неприятельское войско. Время существования в космосе второго спутника (93 сутки). (5) выступили свидетелями на суде.

 

Вариант X

1. Поставьте ударения в словах. Укажите акцентологические варианты и их стилистические различия.

Украинский, щавель, коклюш, штрафы, о штрафах, ломтю, лыжни, ячменя, утюга, наотмашь, псевдоним, танцовщица, мельком, назло, каталог, аргумент, уведомить, цемент, индустрия, квартал, комбайнер, кладбище, красива, плаксив, о профилях, о призыве, сватам, сватов, стержни, досуг, магазинов, процент, звонишь, добыча, арест, осуждённый, завидно, танцовщица, христианин.

2. С помощью транскрипции укажите особенности произношения слов. Ректор, турне, кодекс, кредо, тембр, продюсер, порядочный, констебль, де-юре, нареченный, пересек, яхтсмен, шедевр, марионетка.

3. Выпишите слова, имеющие варианты произношения.

Агрессия, адекватный, аккорд, антитеза, апелляция, атеизм, бассейн, бедствие, бесчувствие, благоговеть, бордо, брызжет, визжать, калоши, горчичник, депрессия, дождь, конгресс, лошадей, сожженный, яичный.

4. Исправьте ошибки в предложениях.

1. Несколько партизанов и двое солдатов без погон двинулись к лесу. 2. Отбиваясь от оводов, лошадь махает хвостом. 3. С Жан-Поль Сартром он был знаком очень давно. 4. Вермишель хранился в подсобном помещении. 5. Через тебя экзамен не сдала. 6. Поезд прибыл согласно расписания. 7. Он такая неряха, такая егоза! 8. С помощью такого ошейника водители видят собак в темноте. 9. Как сообщают синоптики, сегодня по нашей области ожидается переменная облачность без осадков, днём небольшой дождь. 10. Французские солдаты подвергли всё грабежу и мародёрству. 11. Татьяне была характерна вера в преданья старины глубокой. 12. Его характер твёрд и несгибаемый в любых обстоятельствах. 13. Сюжет рассказа интересен во многих отношениях. 14. Предлагается по 4 и более вариантов тем. 15. Он гораздо выше неё. 16. Нередко лесные пожары появляются потому, что отдыхающие не соблюдают самых элементарных заповедей. 17. Госпожа Простакова весьма бесцеремонна, чувства тактики у неё вовсе нет. 18. Иллюстрации хорошо имитируют главные эпизоды повестей. 19. Первый дебют молодой актрисы был весьма удачен. 20. Этот роман сыграл большое воспитательное значение.

5. Вставьте в глаголах пропущенные буквы. Обоснуйте выбор.

По приказу командования отряды стали рассредот..чиваться. Открытие памятника приур..чивается к двадцатипятилетию со дня смерти писателя. Большие пространства лесных массивов постепенно забол…чивались. Не будем осп…ривать его заслуг. Музыка на этот раз не успок…ивала его. Никто не уполном…чивал его выступать от имени группы.

6. Просклоняйте следующие словосочетания.

1958732 кота. 90616-ый мост. Трое поросят.

7. Вставьте пропущенные буквы. Мотивируйте выбор.

Четыре остальны…шахматные партии закончились вничью. Занятия посещают отстающ…ученик и ученица. Изобретатель удостоен высок…наград…. Больной не потерял надежд…на выздоровление. Близ города Крюков…, за селом Уклеев…, до озера Краюхин….

 

 

Вопросы для подготовки к зачету.

 

1. Понятие о культуре речи. Коммуникативные качества речи.

2. Правильность речи. Понятие о норме, варианты норм, смена норм.

3. Нормы произношения.

4. Особенности русского ударения.

5. Грамматическая норма и грамматический вариант.

6. Трудности в употреблении имен существительных: а) колебания в роде; б) варианты падежных окончаний: -существительные мужского рода единственного числа предложного падежа; существительные мужского рода множественного числа именительного падежа; -существительных мужского рода множественного числа родительного падежа; -родительный падеж вещественных, собирательных, отвлеченных существительных; в) склонение имен собственных.

7. Трудности употребления имен прилагательных.

8. Трудности употребления имен числительных (количественных, собирательных, дробных, порядковых).

9. Трудности употребления местоимений.

10. Трудности образования и употребления глаголов.

11. Синтаксические нормы русского языка:

12. а) прямой и обратный порядок слов в предложении;

13. б) согласование сказуемого с подлежащим;

14. в) согласование определений и приложений;

15. г) нормы управления;

16. д) особенности употребления деепричастных оборотов.

17. Лексические нормы русского языка. Чистота речи. Точность и логичность речи. Богатство и бедность речи. Выразительность речи. Уместность и действенность речи.

18. Научный стиль и его подстили.

19. Официально-деловой стиль.

20. Публицистический стиль. Жанровые разновидности.

21. Разговорный стиль. Речевой этикет.

&nbs



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: