Интервью взяла Екатерина ПАНИЧЕВА




ВОСПИТЫВАТЬ С ЛЮБОВЬЮ.

Приемная семья – форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в основе которой лежит договор о передаче ребенка на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и приемными родителями – гражданами, изъявившими желание взять детей на воспитание в семью.

Три года назад Галина Антонова полностью изменила свою жизнь, приняв решение взять на воспитание в свою семью приемных детей – Инну и Наташу. Родные дети Галины Геннадьевны поддержали её решение.

- Галина Геннадьевна, расскажите, пожалуйста, что послужило мотивом для принятия Вами решения взять на воспитание в свою семью приемных детей?

- Несколько лет назад на протяжении полутора лет я потеряла отца, мужа, сын более года находился в больнице. Дом опустел (старшая дочь уехала учиться). Нужно было как-то выходить из депрессии, чем-то жить, заполнить пустоту. Уже тогда я стала задумываться о том, чтобы взять в семью приёмного ребёнка. Но, наверное, я была ещё не готова к тому, чтобы подарить ребёнку счастливый дом, полный радости. Хотя мой сын тогда уцепился за эту мысль, чтобы в нашем доме кто-то появился.

Но понадобилось ещё время, чтобы принять это решение окончательно.
- Как Ваши родственники и друзья отнеслись к решению о создании Вами приемной семьи?

- По-разному…Дочь, возможно, даже не совсем одобряя моё решение, поддержала меня; сын ждал с интересом, кто это будет; родственники говорили: «Тебе мало своих проблем»; некоторые друзья с жалостью смотрели на меня, а некоторые спрашивали о выгоде, которую я получу. У дочери сейчас своя семья, она стала мамой. И теперь она уже по-другому смотрит на всё. Она приняла девочек. Все праздники, дни рождения мы всегда проводим вместе. Мы одна семья!

- Расскажите как Инна и Наташа попали в Вашу семью?

- Конечно, я не думала, что приемных детей в моей семье будет двое…Было трудно сделать выбор. Так получилось, что девочка, с которой я должна была познакомиться, была возвращена в свою родную семью, что привело меня в полную растерянность. Далее мне позвонили из г. Кандалакша и рассказали историю девочек. Старшую Инну нужно было оформлять на тот момент в детский дом. При встрече с Инночкой мы как-то сразу почувствовали взаимную симпатию друг к другу. Нам предложили воспользоваться гостевым режимом. И ребёнок поехал ко мне на неделю, чтобы потом принять решение. И расставаться нам было уже очень трудно.

Инна приняла решение остаться в моей семье.
Сложнее было с Наталией. Мне было более сорока лет, Наташе три года. Девочка была сложной, с различными диагнозами и, конечно, с задержкой психического развития.

Несколько раз я посетила специализированный дом ребёнка, где находилась младшая девочка, беседовала со всеми, кто мог дать информацию о ребёнке. В одно из таких посещений, когда я общалась с Наташей, позвонил мой сын и попросил дать телефон Наташе.

Первой её фразой были слова: «А ко мне мама пиехаля…». Эта фраза маленького человека развеяла все мои сомнения о принятии малышки в мою семью.

- Сколько лет было девочкам в момент их принятия в Вашу семью?

- С Инной впервые мы увиделись в мае, а в июле ей исполнялось девять лет. Наталии было три года. Наташа находилась в специализированном доме ребёнка с восьми месяцев, а Инна в детском приюте с шести лет. По решению суда родители были ограничены в правах. Со стороны родителей проявлялась жестокость в отношении детей, девочки оставались без присмотра взрослых.

- Приемные дочери называют Вас мамой?

- Да, младшая девочка Наташа сразу же с первых дней начала называть меня мамой. Инна тоже называет меня мамой, хотя это слово далось ей труднее, чем Наташе, но это было её решение.

- Проходили ли Вы обучение как кандидат в замещающие родители?

- Да, конечно. Про то, что можно пройти обучение по программе подготовки кандидатов в замещающие родители, я узнала от специалистов органов опеки и попечительства. В период обучения по данной программе я определялась со своим решением и после того, как я прошла весь цикл занятий, я поняла, что я готова к принятию ребенка в свою семью. Атмосфера в тренинговой группе была очень благоприятной, способствующей формированию между членами группы доверительных отношений.

- С какими трудностями Вы столкнулись в период адаптации детей в Вашей семье?

- Инна внешне было очень спокойным ребёнком, нежным, ласковым. Девочка много читала. Увлекалась рисованием. Я написала заявление в художественную школу. В классе с ребятами она сразу подружилась. Но в течение первых месяцев Инна ночами поднимала нас диким криком. Она не всегда знала об этом. Чтобы её не расстраивать (а она очень переживала по этому поводу), я говорила, что ночь сегодняшняя прошла спокойно. Месяца через три крики стали редки, а затем и совсем прекратились.
Малышка Наташа была неуправляема. Девочка первые дни не шла на контакт, говорила грубые слова, она могла щипаться, плеваться. Ребёнок совсем не был знаком с бытовыми предметами. Кухня была для неё опасным местом. На многие запреты, слово «нельзя», конечно, реакцией были истерики… Помню, как однажды она упала на пол и кричала, на мои уговоры реакцией был только усиливающийся крик. Я ушла в другую комнату, думая, что, возможно, она сама успокоится. Я просто не знала, что делать. Крики не прекращались. Тогда я подошла к ней молча, присела перед ней без всяких слов, прикоснулась к руке. Ребёнок поднял на меня зарёванное лицо.

Я взяла её на руки, села в кресло. Всю жизнь буду помнить этот момент, когда маленькое существо сопело у меня на груди, когда она позволила себя приласкать. В тот момент я почувствовала себя её мамой, хотя она сразу с первой встречи подарила мне это слово.
Конечно, и до сих пор с Наташей труднее. Иногда приходится и наказывать. Наказываю я её так же, как наказывала и своих детей, когда они были маленькими, - сажаю в кресло на определенное время.

- Какие изменения произошли в развитии детей за период проживания в Вашей семье?

- Инна и раньше хорошо училась. Но в течение периода проживания в нашей семье девочка становится всё более открытой, сейчас она не так болезненно стала реагировать на неудачи. У нее отличные успехи не только в общеобразовательной школе, но и художественной.

Так как Наталия отставала в развитии от детей её возраста, необходимо было много заниматься с ней. Мы приобрели много книг с различными дидактическими материалами, развивающие игры, способствующие развитию моторики. Наташе очень трудно заучивать стихи, но мы пытаемся и это наверстать. Мы читаем книги, учим стихи, инсценируем сказки. Настенная озвученная азбука помогла нам выучить алфавит. Печатными буквами Наташа пишет некоторые слова. И как результат – успехи в саду. Наташа даже обогнала некоторых детей в группе по развитию.

- Поддерживают ли Ваши приемные дочки отношения со своими биологическими родителями? Каким образом Вы помогаете сохранять им родственные связи?

- Да, девочки поддерживают родственные отношения со своими биологическими родителями. Биологические родители девочек больны психически и в связи с этим в отношении девочек они ограничены в родительских правах. Биологическая мать девочек периодически проходит лечение в психиатрической больнице, порой у нее случаются вспышки сильной агрессии. Долгое время Инна испытывала панический страх перед матерью, она не желала с ней встречаться, при этом с отцом она встречалась охотно. Периодически она делилась со мной своими воспоминаниями о жизни в семье и все хорошие воспоминания у нее ассоциировались с отцом, а плохие – с матерью.

Однажды родители пошли на хитрость – позвонил отец и сказал, что приедет на встречу с девочками, но приехал не один, а вместе с матерью. Я пришла с девочками на встречу. Можно представить шоковое состояние Инны, она лишь в конце встречи начала общаться с матерью, поняв, что при мне мать не обидит её. После этого случая Инна стала встречаться с обоими родителями. Как правило, встречи с родителями происходят раз в два или три месяца, родители часто звонят нам по домашнему телефону. На встречах с биологическими родителями присутствую я и специалисты службы сопровождения детей и семей детского дома «Огонёк», так как встречи происходят на базе детского дома.

Родители девочек относятся ко мне с пониманием и уважением, но я не скажу, что данные встречи с родителями являются всегда полезными для детей. Например, у маленькой Наташи происходит в голове путаница. Иногда, когда она на меня обижается и капризничает, то говорит мне, что уйдет от меня к другой маме, так как она хорошая и всегда привозит ей в гостинец сладости.

Ещё мне удалось найти дядю и тетю девочек, которые проживают в г. Санкт-Петербурге. Дядя Инны и Наташи помогает своим племянницам финансово, приглашает меня вместе с Инной и Наташей в гости в целях отдыха и знакомства девочек с городом. Тёте девочек 28 лет, она имеет филологическое образование, занимается творчеством и охотно поддерживает отношения с Инной. Я думаю, что в будущем поддержка со стороны родственников будет для девочек очень важна и значима, особенно, если они примут решение получить высшее образование в учебных заведениях г. Санкт-Петербурга.

- Сотрудничаете ли Вы со специалистами службы сопровождения детей и семей? С какими вопросами Вы можете обратиться к специалистам службы?

- Со специалистами службы сопровождения детей и семей мы тесно сотрудничаем. Они всегда интересуются возникающими в нашей семье проблемами и стараются оказать помощь в их решении. Очень важным является присутствие специалистов на встречах детей с биологическими родителями, оказание ими моральной и психологической поддержки.

- Считаете ли Вы полезным общаться, делиться опытом и проблемами с другими приемными родителями?

- В период прохождения обучениямне былоприятно общаться со специалистами службы сопровождения детей и семей, другими кандидатами в приемные родители. Сейчас я нередко принимаю участие в областных мероприятиях для замещающих семей и специалистов, делюсь своим опытом воспитания приемных дочерей.

- К каким трудностям должны быть готовы кандидаты в приемные родители, выразившие желание принять в свою семью ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации?

- В нашем российском обществе не всегда правильно понимают приемных родителей. Многие считают, что люди создают приемные семьи для того, чтобы получать денежное вознаграждение, не осознавая того, что если исходить только из этой позиции, то жизнь может превратиться в ад. Приемный родитель работает круглосуточно, без выходных и отпусков и больничных. А проблемы могут возникнуть такие, о которых даже и не думаешь.

- Какие советы Вы бы могли дать тем людям, которые задумываются о принятии приемного ребенка в свою семью?

- Прежде чем взять ребёнка в свою семью, необходимо пройти обучение по программе подготовки кандидатов в замещающие родители. Данная программа поможет оценить свои возможности, ещё раз подумать о своём решении. Здесь будет возможность пообщаться с теми, кто уже воспитывает приёмных детей, услышать о трудностях, с которыми можно столкнуться, подумать о том, что лучше сейчас отказаться от своего решения, чем потом возвращать ребёнка назад. Если нет педагогического образования, всё-таки необходимо изучить некоторые вопросы педагогики и психологии. Знать, что дом ваш отныне открыт не только для тех, кто заинтересован в судьбе ребёнка, но и для недоброжелателей. А главное, накопить в себе огромное терпение. И, как это и не звучит банально, ничего не получится, если нет любви к детям.

- Как Вы считаете, какие меры должны быть приняты государством и обществом для того, чтобы повысить статус приемной семьи и приемного родительства?

- У нас в области со стороны органов государственной власти оказывается хорошая поддержка приемным семьям, например, выделяются путевки на оздоровление детей, в целом уровень материального обеспечения достаточно высок.

Но на мой взгляд, государственным органам власти необходимо оказывать помощь замещающим семьям в плане улучшения жилищных условий, ведь многие люди, которые могли бы стать приемными родителями, не имеют возможности сделать это в связи с стесненными жилищными условиями. Кроме того, у нас очень мало информационных программ, показывающих светлые и добрые истории о жизни замещающих семей, которые способствовали бы повышению статуса приемной семьи в российском обществе.

 

Интервью взяла Екатерина ПАНИЧЕВА

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: