Отказ от эгоизма и желаний нафса – это первое условие духовного продвижения. Не отказавшись от желаний нафса, невозможно удостоиться божественной любви. Имам Раббани так выразил эту истину:
«Сердце не может любить одновременно две вещи. Когда ветвь любви сердца привязывается к чему-либо, то там не остается места для другой любви. В случае, когда у человека множество желаний, и его любовь привязывается к самым разным вещам, таким как имущество, дети, почет, слава, высокое положение среди людей, то на самом деле он любит только одну вещь – свой «нафс». Любовь к этим вещам, на самом деле – выражение любви к своему «нафсу». Когда исчезает любовь к собственному «нафсу», исчезает любовь и к этим вещам. По этой причине сказано:
«Завеса между рабом и его Господом – это не дольный мир (дунья), а его собственный «нафс»». То есть, главная цель и желание человека – только его «нафс». И как неизбежный результат этого – завеса, представляющая собой собственный «нафс» раба Аллаха. Пока он полностью не очистится от желаний «нафса», он не сможет поместить любовь к Господу в своем сердце»[57].
Как сказал Мавляна Руми, «близость к Всевышнему не достигается подниманием вверх или опусканием вниз в поклоне. Близость к Аллаху достигается только с освобождением от привязанности к «нафсу»»[58].
Имам Раббани, чтобы освободить сердце от любви к бренным созданиям и направить к божественной любви, дал такой совет своим детям:
«Не будьте довольны чем-либо, кроме того, чем доволен Аллах, и не желайте этого! Поскольку все это закончится, когда мы покинем этот мир, давайте оставим это уже сейчас! Не будем преувеличивать это в собственных глазах. Приближенные рабы Аллаха оставляют это по своему желанию»[59].
Его смерть
Имам Раббани за несколько месяцев до смерти начал испытывать одышку. В последние дни он сказал своим детям:
«Дорогие мои дети! У меня не осталось желаний и привязанностей к этому миру. Отныне меня объяла мысль о вечном мире. Становится ясно, что близок день моего ухода».
После этого он предпочел остаться один, оборвав все внешние связи. Он не выходил из дома, кроме как на пять намазов и джума-намаз. Все свое время он проводил в поминании Аллаха, «истигфаре» и был погружен в явные и внутренние состояния своего духовного мира. Это состояние стало воплощением в жизнь аята: «Поминай же имя Господа твоего и посвяти себя Ему полностью!» (аль-Муззаммиль, 8).
Большую часть времени он в слезах повторял: «Аллахумма-р-Рафика-ль-А’ля/О Аллах! Я хочу войти в круг Твоих великих друзей!» На несколько дней здоровье вернулось к нему. Переживающие и опечаленные сердца близких немного успокоились. Он же сказал:
«Я не чувствую духовного наслаждения в эти дни хорошего самочувствия, которое чувствую во время болезни!»
В те дни он раздал много «садака» и пожертвований. Один из его близких друзей, увидев огромное количество этих пожертвований, спросил:
– Все это – чтобы отвести беду?
Имам ответил:
– Нет, наоборот, от радости приближения встречи!
Его дети однажды увидели, что он плакал. Когда они спросили о причине, Имам ответил:
– Я плачу от радости, что скоро встречусь с Всевышним Аллахом!
Сыновья сказали:
– В последние дни Вы не уделяете нам внимания, что не свойственно Вам. В чем причина этого?
Он сказал:
– Аллах Тааля намного любимее вас!
В последние дни он рассказывал о бесконечных дарах Всевышнего Аллаха и бесчисленных его благах. Всю свою одежду он раздал нуждающимся. Поскольку на нем не осталось согревающей одежды из хлопка, а погода стояла холодная, от переохлаждения у него вновь поднялась температура. Подобно тому, как здоровье Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) перед смертью немного улучшилось, а потом снова ухудшилось, и здоровье Имама Раббани вновь стало ухудшаться. Таким образом, он прожил и эту сунну.
Даже в те дни, когда у него силы были на исходе, он не совершал намаз без джамаата. Он постоянно совершал «ду’а», занимался «зикром», не прекращал «муракаба». Он не был и на миг в забвении повелений и принципов «шариата» и «тариката». До последней своей ночи он продолжал совершать «тахаджуд».
Он советовал окружающим привязаться к Сунне, остерегаться нововведений, продолжать «зикр» и «муракаба», и говорил так:
«Обладатель этого «шариата» – Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям), в соответствие со своим повелением «Религия – это наставление» (Муслим, Иман, 95), даже на миг не отступил в старании на благо своей общины и ее исправлении. Необходимо полностью следовать достоверным религиозным книгам. В деле моих похорон (таджхиз и такфин) полностью следуйте сунне. Не оставляйте ни одной сунны!»
Свою супругу он попросил:
«Кажется, что мой переход в другой мир будет раньше твоего. Сделай траты на похороны из своего «махра»!», поскольку одно их самых разрешенных (халяль) средств – это «махр» жены.
Он постоянно находился в состоянии омовения, чтобы быть в омовении в момент смерти. В последние моменты жизни, когда его перенесли на кровать, он, в соответствие с сунной, положил под правую щеку правую ладонь и совершал «зикр». Увидев, что дыхание его участилось, сыновья спросили:
– Как вы?
Имам ответил:
– Хорошо.
После этого он не сказал ничего, кроме поминания Имени Аллаха, и через какое-то время покинул этот мир.
Имам Раббани умер 28 Сафара 1034 года (10 декабря 1624) в возрасте 63 лет.
Когда благословенное тело Имама Раббани приготовили к омовению, люди увидели, что его руки сложены, как в намазе. Его руки разомкнули, однако после омовения увидели, что они вновь сложены по-прежнему. После заворачивания в саван руки Имама вернулись в положение, соответствующее сунне. Сыновья сказали:
- Если Имам так пожелал, оставим так!
Люди плакали, а лицо Имама Раббани озарилось лучезарной улыбкой. Эти слова как будто сказаны о нем:
Когда ты родился, ты плакал, а мир улыбался.
Проживи же жизнь так, чтобы умирая,
Ты улыбался, а мир плакал…
Омывание тела и заворачивание в саван было совершено в полном соответствии с сунной и было похоронено в месте рождения – городе Сирхинд в Индии[60].
Имам Раббани – приближенный раб Аллаха, чье имя было известно не только в его время, но и во все последующие времена. Наставивший на путь истины очень многих людей, он и сегодня продолжает свое наставничество посредством своих произведений.