Реализация товара А в двух регионах




Динамика реализации картофеля организациями

Потребительской кооперации региона

Месяцы Годы Индекс сезонности
1 год 2 год 3 год в среднем за три года
           
Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь       205,3 237,7 277,3 604,7 791,0 900,3 446,7 283,7 1588,3 664,0 367,0 303,3 36,9 42,8 49,9 108,8 142,3 162,0 80,4 51,0 285,8 119,5 66,0 54,6
Средний уровень ряда 540,2 568,75 558,4 = 555,8 100,0

 

Далее рассчитаем по месяцам года индексы сезонности:

январь:

февраль: и т.д. (графа 6 табл. 7)

Совокупность исчисленных индексов сезонности характеризует сезонную волну реализации картофеля.

 

Анализ данных табл. 7 позволяет сделать следующие выводы:

1) реализация картофеля характеризуется резко выраженной сезонностью;

2) закупка картофеля по отдельным месяцам года отклоняется от среднемесячной закупки на 62 – 185,8%;

3) наименьшей реализацией картофеля характеризуется январь (36,9%), а наибольшей – сентябрь (285,8%).

 

Пример 1. Если цена товара А в текущем периоде составляла 45 руб., а в базисном – 37,5 руб., то индивидуальный индекс цены будет равен:

Индивидуальные индексы, в сущности, представляют собой относительные показатели динамики или темпы роста, и по данным за несколько периодов времени могут рассчитываться в цепной или базисной формах.

Пример 2. Цены и объем реализации трех товаров представлены следующими условными данными (табл. 1):

 

Таблица 1

Цены и объем реализации трех товаров

Товар Сентябрь Октябрь
цена, руб. продано, тыс. шт. цена, руб. продано, тыс. шт.
А Б В        

 

1) Рассчитаем индекс товарооборота:

Таким образом, товарооборот в целом по данной товарной группе в текущем периоде по сравнению с базисным уменьшился на 1,3%.

2)Рассчитаем индекс цен:

По данной товарной группе цены в октябре по сравнению с сентябрем снизились на 15,9%.

3) Рассчитаем индекс физического объема реализации:

Физический объем реализации (товарооборота) увеличился на 17,3%.

4) Проверим правильность расчета по взаимосвязи индексов:

 

Пример 3. Рассмотрим следующие условные данные

Данные о реализации и ценах по товарной группе

Товар Реализация в текущем периоде, руб. Изменение цен в текущем периоде по сравнению с базисным, %
А Б В   +3,0 -2,0

 

Данные последней графы таблицы отражают изменение индивидуальных индексов цен, которые по товарам А, Б и В соответственно равны 1,03; 0,98 и 1,0.

 

С учетом этого получим:

 

Цены по данной товарной группе в среднем возросли на 0,3%.

 

Пример 4. Рассмотрим следующие условные данные

Данные о реализации трех товаров в натуральном и

Стоимостном выражении

Товар Реализация в базисном периоде, руб. Изменение физического объема реализации в текущем периоде по сравнению с базисным, %
А Б В   -6,5 -8,3 +1,5

 

Индивидуальные индексы физического объема будут равны 0,935; 0,917; 1,015. С учетом этого рассчитаем среднеарифметический индекс:

 

Физический объем реализации данных товаров в среднем снизился на 3,6%.

 

Пример 5. Рассмотрим теперь случай, когда один товар или вид продукции реализуется или производится в нескольких местах

Реализация товара А в двух регионах

Регион Сентябрь Октябрь
цена,руб. продано, тыс. шт. цена, руб. продано, тыс. шт.
         

 

Так как в данном случае реализуется один и тот же товар, то рассчитаем его среднюю цену за сентябрь и за октябрь. Сравнением полученных средних значений получаем индекс цен переменного состава:

 

Из таблицы видно, что цена в каждом регионе в октябре по сравнению с сентябрем возросла. В целом же средняя цена снизилась на 1,7%. Такое несоответствие объясняется влиянием изменения структуры реализации товаров по регионам: в сентябре по более высокой цене продали товара вдвое больше, в октябре ситуация принципиально изменилась (в данном условном примере для наглядности числа подобраны таким образом, чтобы это различие в структуре продаж было очевидным). Оценить воздействие этого фактора можно с помощью индекса структурных сдвигов:

Первая формула в этом индексе позволяет ответить на вопрос, какой была бы средняя цена в октябре, если бы цены в каждом регионе сохранились на прежнем сентябрьском уровне. Вторая часть формулы отражает фактическую среднюю цену сентября. В целом по полученному значению индекса мы можем сделать вывод, что за счет структурных сдвигов цены снизились на 10,0%.

 

Рассчитаем индекс цен фиксированного состава, который не учитывает влияние структуры:

Итак, если бы структура реализации товара А по регионам не изменилась, средняя цена возросла бы на 9,3%. Однако, влияние на среднюю цену первого фактора оказалось сильнее, что отражается во взаимосвязи индексов:

 

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: