Нормы ударения и произношения.




Тема №2. Фонетико-орфоэпические нормы или

 

Акцентология – раздел языкознания, посвященный изучению ударения.

Основные признаки русского ударения – обязательность, свобода и подвижность.

В науке выделяются три позиции русского ударения в слове в зависимости от поведения ударения при формообразовании:

1) неподвижное ударение на основе (магазин),

2) неподвижное ударение на окончании (жара, стол),

3) подвижное ударение (орден).

Во многих случаях мы, не задумываясь, ставим ударение правильно. Однако есть случаи, когда существуют варианты постановки ударения в одном слове на разные слоги. Установить «правильное» ударение помогают акцентологические нормы.

Акцентологические нормы – правила постановки словесного ударения.

Существует довольно обширная группа слов, в которых выделяют так называемые акцентологические варианты или дублеты. Это значит, чтонормы допускают постановку ударения на разные слоги одного и того же слова. Существует классификация акцентологических вариантов в словах:

1) Равноправные варианты (с пометой в словаре «доп.» – допустимое): бáрж á, пéтл, ржáв é ть, твóр ó г.

2) Литературный и разговорный варианты (с пометой «разг.»): бáлов á ть.

3) Литературный и устарелый варианты (с пометой «устар.»): р á кýрс, обесп é чéние.

4) Литературный и профессиональный варианты (с пометой «проф.»): ú скрá, дóбча.

5) Литературный и диалектный варианты: в é рба и юж.-рус. верб á.

6) Слова-омографы (– одинаково пишутся, но по-разному произносятся): стр é лк ú, гв ó зд ú ки.

7) Варианты, в которых ударение помогает различать смысловые оттенки: х á ос (изначальная бездна в мифологии) и ха ó с (беспорядок и неразбериха); з ý бчатый (похожий на зуб) и зубч á тый (состоящий из зубцов).

Но есть и такие варианты, которые в словарях сопровождаются запретительными пометами («не рек.», «неправ.», «грубо простореч.» или «грубо неправ.»): докýмент, инженерá, договóренность, кухóнный, звóнит, газопрóвод.

В именах прилагательных трудности обычно вызывает положение ударения в кратких формах (+ страдательных причастиях).

Существуют свои правила постановки ударения в кратких формах прилагательных и причастий:

1) краткие формы прилагательных и причастий обычно имеют те же ударения, что и полные: перегрýженныйперегрýжен, перегрýжена, перегрýжено.

2) В широко употребляемых кратких формах прилагательных и причастий в мужском и среднем роде, а также в форме множественного числа ударение, как правило, остаётся на основе (как и в полных формах), а в женском роде перемещается на окончание: блúзкийблúзок, блúзко, блúзки и близкá: вáжныйвáжен, вáжно, вáжны и важнá.

Трудности ударения в глаголах связаны с формами прошедшего и будущего времени. Формы глаголов прошедшего времени женского рода наиболее употребительных глаголов отличаются тем, что в них ударение падает на окончание, в то время как в мужском и среднем роде, а также во множественном числе ударной оказывается основа. Эти глаголы можно запоминать, а можно в случае возникновения затруднений обращаться к словарю. Например: братьбрал, брáло, брáли и бралá; взятьвзял, взло, взли и взялá; забратьсязабрáлся, забрáлось, забрáлись и забралáсь. ←

 

Орфоэпия в переводе с греческого обозначает систему правил произношения (орфо – прямой, правильный + эпос – речь). Эта наука занимается орфоэпическими нормами.

Орфоэпическая норма – это единственно возможный или предпочитаемый вариант правильного, образцового произношения и правильной постановки ударения. Соблюдение орфоэпических норм является необходимым признаком культурной, грамотной речи.

 

Основные нормы произношения согласных звуков связаны с оглушением и уподоблением. В русской речи происходит обязательное оглушение звонких согласных в конце слова: хле[п], са[т], ду[п ]. Такое оглушение является одним из характерных признаков русской литературной речи. Согласный г в конце слова должен переходить в парный ему глухой звук к: порог – поро[к], творог – творо[к]. Исключение составляет слово бог – бо[х].

В сочетаниях звонкого и глухого согласных первый из них уподобляется второму по глухости – звонкости. Например: ло[ш]ка, про[п]ка или [з]бор, [з]делать. Сочетания [сш] и [зш] произносятся как несколько долгий [ш], а сочетания [сж] и [зш] как долгий [ж].

Уподобление происходит и при сочетании некоторых других согласных. Например, сочетания сш и зш произносятся как долгий твёрдый согласный ш: ни[ш]ий, вы[ш]ий. Сочетания сж и зж произносятся как долгий твёрдый согласный ж: изжарить – и[ж]рить, разжать – ра[ж]ать.

Внимательности требуют слова, в которых присутствуют сочетания чт и чн, которые в некоторых словах произносятся как шт и шн. Так, мы произносим, как пишем, слова: апте чн ый, ве чн ый, то чн ый, восто чн ый. Слова коне[ шн ]о, горчи[ шн ]ик, наро[ шн ]о, ску[ шн ]о, яи[ шн ]ица, двое[ шн ]ик, пустя[ шн ]ый, атакже отчества (типа Кузьмини[ шн и Ильини[ шн) произносятся через шн. Как пишем, так и произносим чт в словах: почта, мачта, ничтожный. Произношение шт вместо чт мы сохраняем в местоимении что и его производных. В словах булочная, порядочный, скворечник допустимо вариантное произношение.

 

Орфоэпические нормы в произношении заимствованных слов тоже имеют свою специфику. Обычно заимствованное слово, попадая в русский язык, постепенно ассимилируется – то есть «приспосабливается» к русским произносительным нормам. Например, большинство заимствованных слов сразу подвергаются редукции: безударная О в них начинает произносится как А (досье, тоннель, шоссе), но некоторые слова сохраняют и в безударной позиции произношение О (оазис, боа, какао, радио, сомбреро, хаос).

Может вызвать затруднение твёрдое и мягкое произношение согласных перед Ее зис, гипот е за). В соответствии с законом русского произношения перед гласным Е произносится мягкий согласный. Это правило распространяется на иноязычные слова, которые пришли в русский язык достаточно давно: акварель, дебют, декларация, компресс, консервы, патент, пресса, текст, тема, термин, фанера, шинель и т.д. Некоторые заимствованные слова сохраняют твёрдое произношение согласного перед Е: адекватный, альтернатива, деликатес, антенна, ателье, термос, стенд, кодекс, стресс, шедевр, тире и т.д. Есть слова, в которых допускается двоякое произношение согласного перед Е: декан, сессия, критерий, депрессия, претензия, бассейн. В большинстве слов такого типа основным является мягкий (русский) вариант произношения. В случае затруднения произношения следует обратиться к новым орфоэпическим словарям и справочникам.

 

Таким образом, область акцентологических и орфоэпических норм – одна из наиболее трудных и изменчивых. Именно в ней перемены происходят достаточно быстро, а многие правила и варианты нужно просто запоминать. Пользуясь словарями и справочниками, всегда следует обращать внимание на год их выхода из печати и выбирать новейшие.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: