Глава 1. Принудительные меры медицинского характера в законодательстве России: история и современность




Введение

Актуальность темы исследования. Принудительные меры медицинского характера (далее - ПММХ) являются особым институтом уголовного права. Специфика данного института заключается в том, что он включает в себя как юридические, так и медицинские начала. Принудительные меры медицинского характера, в отличие от других уголовно-правовых мер, могут применяться к лицам, не являющимся субъектами преступления. Указанные меры имеют не только юридические, но и медицинские цели.

Вопросы понятия, правовой природы, содержания, целей принудительных мер медицинского характера представляются спорными. Несмотря на значительное количество публикаций, посвященных этим, несомненно, важным в теоретическом и практическом плане проблемам, они не могут считаться решенными.

С вступлением в силу Уголовного Кодекса Российской Федерации 1996 г. (далее - УК РФ) изменился круг лиц, к которым могут применяться принудительные меры медицинского характера. В него вошли лица, совершившие преступление в состоянии психического расстройства, не исключающего вменяемости. Федеральным законом от 08 декабря 2003 года № 162-ФЗ из их числа исключены лица, совершившие преступление и признанные нуждающимися в лечении от алкоголизма или наркомании. Федеральным законом от 29 февраля 2012 года № 14-ФЗ введена новая категория лиц, которым могут быть назначены принудительные меры медицинского характера без достаточного научного и практического обоснования.

Проблема принудительных мер медицинского характера относится к числу комплексных междисциплинарных проблем науки и практики. Существуют как минимум три аспекта принудительного лечения: уголовно-правовой, уголовно-процессуальный и уголовно-исполнительный, а также судебно-психиатрический.

В уголовном праве рассматривается правовая природа принудительных мер медицинского характера, их сущность, основания и особенности применения. Уголовно-процессуальное право исследует порядок судопроизводства по применению принудительных мер медицинского характера, определяемый общими правилами уголовно-процессуального закона. Предметом уголовно-исполнительного права является порядок исполнения принудительных мер.

В связи с тем, что применение принудительных мер медицинского характера затрагивает права личности, данная проблема имеет как юридическую, так и общественную значимость.

За то время, которое прошло с момента вступления в силу действующего УК РФ, сложилась определенная тенденция в реализации норм гл. 15 УК РФ, проявились достоинства и недостатки законодательных новелл. В связи с этим возникла необходимость в обобщении практики применения рассматриваемого законодательства с целью выработки рекомендаций по совершенствованию уголовного закона и иных нормативных актов, регулирующих данные меры.

Степень научной разработанности проблемы. Принудительные меры медицинского характера ранее не подвергались комплексному исследованию на основе норм действующего уголовного законодательства. В монографических работах, изданных в последнее время, уделяется внимание, как правило, отдельным проблемам принудительных мер медицинского характера.

В советской науке принудительные меры медицинского характера изучали такие авторы, как Н.И. Айхенвальд, С.Е. Вицин, А.П. Овчинникова, Б.А. Протченко, Т.Е. Сегалов, С.Я. Улицкий и др.

В современной науке проблема принудительных мер медицинского характера затрагивается в работах Ю.Н. Аргуновой, М.Н. Голоднюк, В.И. Горобцова, С.А. Достовалова, А.И. Друзина, Н.Г. Иванова, П.А. Колмакова, М.М. Мальцевой, Р.И. Михеева, Г.В. Назаренко, C.B. Полубинской, A.B. Рагулиной, Б.А. Спасенникова, А.И. Чучаева, С.Н. Шишкова и др.

Значительная часть исследований выполнена в иных общественно-политических условиях, чем существуют в настоящее время, на основе прежнего уголовного, уголовно-исполнительного, уголовно-процессуального законодательства. В связи с изменениями, внесенными в УК РФ, Уголовно-исполнительный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ 2002 г., появились новые проблемы, требующие научного осмысления и теоретически обоснованных рекомендаций.

Институт принудительных мер медицинского характера, закрепленный в настоящее время в главе 15 УК РФ и иных нормативных правовых актах, порождает множество вопросов в теории и правоприменении, назрела необходимость очередного этапа развития этого института, посредством приведения в систему существующего материала.

В современном уголовном праве ряда зарубежных стран принудительные меры медицинского характера терминологически обозначаются как «меры безопасности». Однако меры безопасности включают в себя не только применение медицинских мер, но и еще множество различных санкций, ограничений, применяемых к преступникам. Степень детализации уголовно-правового регламентирования исследуемого института в зарубежных государствах имеет как сходные, так и отличительные черты.

Сравнительно-правовой анализ норм зарубежного законодательства, регулирующих применение принудительных мер медицинского характера, позволит представить их в соотношении с уголовно-правовыми нормами отечественного законодательства, выявить особенности и приоритеты изученных законов.

Согласно данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, количество дел, по итогам рассмотрения которых, к лицам были применены принудительные меры медицинского характера имеет тенденцию к росту[1]. Такие цифры свидетельствуют об увеличении числа тяжких и особо тяжких деяний, запрещённых УК РФ, совершённых лицами в состоянии невменяемости или заболевшими после совершения преступления психическим расстройством, делающим невозможным назначение наказания или его исполнение, рассмотрение которых подсудно судам областного звена. Так, по данным ФГБУ «Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского» Минздрава России, «на долю лиц с психическими расстройствами приходится 10 − 12% общего числа совершаемых убийств»[2].

Указанные обстоятельства теоретического и прикладного характера обуславливают актуальность темы исследования.

Целью исследования является комплексный сравнительно-правовой анализ применения принудительных мер медицинского характера в России и ряде зарубежных стран, и разработка на этой основе предложений по совершенствованию уголовного законодательства в данной сфере.

Реализация указанных целей предполагает решение следующих задач:

- изучить историческую эволюцию понятия принудительных мер;

- рассмотреть понятие принудительных мер и их виды;

- проанализировать порядок применения принудительных мер;

- изучить законодательство ряда зарубежных стран в данной сфере;

- провести анализ российского и зарубежного законодательства в части применения принудительных мер медицинского характера;

- выработать предложения по совершенствованию российского законодательства в исследуемой сфере.

Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие по поводу применения принудительных мер медицинского характера.

Предметом исследования являются нормы уголовного права России и ряда зарубежных стран, регулирующие принудительные меры медицинского характера; судебная практика.

Методологической основой исследования являются положения общенаучного диалектического метода познания, позволяющего отразить взаимосвязь теории и практики. При проведении исследования использовались следующие частно-научные методы: историко-сравнительный, уголовно-статистический, системно-структурный, анализ судебной практики.

Структура исследования определена целями и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

 

 


Глава 1. Принудительные меры медицинского характера в законодательстве России: история и современность

1.1. Развитие российского законодательства о принудительных мерах медицинского характера

 

Анализ дореволюционного законодательства показывает, что длительное время отсутствовала какая-либо правовая регламентация статуса лиц с психическими расстройствами. Отношение к таким лицам определялось сложившимися в обществе взглядами, применялось помещение их в монастыри. Первые упоминания о таких лицах, совершивших общественно опасные деяния, появляются в Стоглаве 1551 г. В Соборном Уложении 1649 года говорится, что душевнобольные, совершившие убийство, признавались не способными нести ответственность за данное преступление. Законодательство не предусматривало принудительное лечение таких лиц, однако, на практике душевнобольные, совершившие общественно опасные деяния, в XV-XVIII веках помещались в монастыри, а совершившие тяжкие преступления - в тюрьмы.

Во время правления Петра I издается несколько актов, регламентирующих положение душевнобольных, которые содержат различные меры в отношении последних. Своеобразная дифференциация мер связана с тем, что на практике закрепленные меры в большинстве случаев не могли быть реализованы в силу объективных причин (отсутствие госпиталей и т.п.), поэтому реальным оказывалось помещение душевнобольных в монастыри.

О необходимости принудительного лечения психически больных лиц, совершивших убийство, впервые упоминалось в Своде законов 1832 года. Такие лица помещались в дома для сумасшедших, они содержались отдельно от прочих больных в специальных отделениях. Другие душевнобольные от наказания освобождались[3].

По Уголовному уложению 1903 года обязательное помещение во врачебное заведение применялось к лицам, которые в состоянии невменяемости совершали убийство, весьма тяжкое телесное повреждение, изнасилование, поджог или покушение на одно из этих деяний. В остальных случаях, когда лицо нуждалось в присмотре из-за опасности для себя и окружающих, помимо помещения во врачебное заведение, лицо могло отдаваться под ответственный надзор родителей или иных аналогичных лиц[4].

Уголовный кодекс РСФСР 1922 г. сформулировал положение о ненаказуемости психически больных (ст. 17) и предусмотрел две нормы о «мерах социальной защиты», заменяющих по приговору суда наказание или следующих за ним (ст. 46): а) помещение в учреждение для умственно или морально дефективных, б) принудительное лечение, специально оговорив, что «суд выносит постановление о мерах социальной защиты, если “не применяет к обвиняемому наказания, но вместе с тем считает пребывание его на свободе опасным для общества”» (ст. 47)[5].

 


[1] Официальный сайт Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. [Электронный ресурс] // Судебный департамент при Верховном Суде РФ. – Режим доступа: https://www.cdep.ru/index.php?id=5&item=302. – Загл. с экрана. - 13.04.2015.

[2] Судебно-психиатрическая профилактика в Российской Федерации: Аналитический обзор. − М.: ФГБУ «ГНЦССП им. В.П. Сербского» Минздравсоцразвития России, 2012. - С. 5.

[3] Додонов В. Н. Сравнительное уголовное право. Общая часть / под общ. ред. С. П. Щербы. - М.: Юрлитинформ, 2009.

[4] Курс уголовного права. Т. 2. Общая часть: Учение о наказании / под ред. Н. Ф. Кузнецовой, И. М. Тяжковой. М., 2002.

[5] Постановление ВЦИК от 1 июня 1922 года «О введении в действие Уголовного кодекса Р. С. Ф. С. Р.»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: