Методы и приёмы экономического анализа




1. Классификация методов экономического анализа.

2. Характеристика традиционных методов экономического анализа

3. Обобщающая оценка экономической эффективности работы предприятия (организации).

Классификация методов экономического анализа

В процессе экономического анализа, аналитической обработки экономической информации применяется ряд специальных способов и приёмов. Эти способы и приёмы можно условно подразделить на 2 группы:

1. Традиционна группа, относятся такие способы и приёмы, которые находили применение почти с момента возникновения экономического анализа, как обособленной отрасли специальных знаний. В их число включают:

· Метод абсолютных, относительных и средних величин

· Метод сравнения

· Метод группировки

· Индексный метод

· Методы элиминирования (метод разниц и метод цепной подстановки)

· Балансовый метод

2. Экономико-математическая группа позволят более глубоко изучить деятельность организации, они более удобны для проведения перспективного анализа, эти методы можно подразделить на 2 подгруппы:

· Математические

· Графоаналитические (графические)

 

Характеристика традиционных методов экономического анализа

Анализ тех или иных экономических показателей, явления, процессов начинается с использованием абсолютных велечин, абсолютные величины выражаются в натуральных (условно-натуральных, трудовых или денежных измерителях). Натуральные показатели выражают величину явления в физических единицах измерения.

Условно-натуральные показатели применяются для обобщённой характеристики объёмов производства и реализации продукции разнообразного ассортимента (например, условные банки на консервных предприятиях, в обувной промышленности применяются условные пары обуви 37 у Женщин и 42 у Мужчин)

В анализе абсолютные величины применяются в большей мере в качестве базы для расчёта средних и относительных величин.

Относительные показатели – показывают соотношения каких-либо двух абсолютных показателей. Они определяются в процентах, коэффициентах или индексах. Различают относительные величины динамики, структуры, интенсивности и эффективности.

Относительные величины динамики рассчитываются путём построения временного ряда, то есть они характеризуют изменение того или иного показателя, явления во времени для их оценки используют индексы, темпы роста и темпы прироста.

Аналитичность относительных величин хорошо проявляется и при изучении показателей структурного порядка, отражая отношения части совокупности к совокупности взятой в целом, они наглядно иллюстрируют как всю совокупность, так и её части. Чисто аналитический характер имеет относительные величины эффективности и интенсивности.

Средние величины предназначены для обобщения соответствующей совокупности типичных, однородных показателей, явлений, процессов. Без них невозможно сравнение изучаемого признака по разным совокупностям невозможно характеристика изменения варьирующего показателя во времени, они позволяют абстрагироваться от случайности отдельных значений и колебаний.

В аналитических расчётах применяют исходя из необходимости различные формы средних величин (всего в статистики 33):

· Средняя арифметическая простая

· Средняя арифметическая взвешенная

· Средняя хронологическая

· Средняя геометрическая и другие

С помощью средних величин (групповых и общих) рассчитанных на основе массовых данных о качественно-однородных показателях, можно определить общие тенденции в развитии экономических процессов.

Водитель смотрит ни сколько он проехал,

а сколько остаётся

Метод сравнения – это наиболее ранний и наиболее распространённый метод анализа, при этом фактические данные сравниваются с:

Если З/П ниже средней по региону,

то повышать З/П стоит, если человек Вам нужен

1. Планом

2. Общепринятыми рекомендуемыми показателями

3. Среднеотраслевыми показателями

4. Показателями средними по региону

5. Другими показателями той же организации

6. Аналогичными периодами прошлых лет и другими

Непременным условием метода сравнения является сопоставимость одинаковость по содержанию и структуре плановых и отчётных показателей, показателей отчётного и прошлых периодов и тому подобное (по кругу объектов, по ценам, по структуре выпуска продукции и её реализации и так далее).

Выявленные в результате сравнения величины отклонения являются объектом дальнейшего анализа.

Группировка позволяет изучить те или иные экономические явления в их взаимосвязи и взаимозависимости, выявить влияние наиболее существенных факторов, обнаружить те или иные тенденции и даже закономерности свойственные этим явлениям или процессам.

Различают структурные и аналитические группировки

Структурные группировки используются при изучении состава самих предприятий (по производственной мощности, по производительности труда, по уровню механизации и другим признакам), а так же структуры выпускаемой ими продукция (по видам и заданному ассортименту).

Аналитические группировки предназначены для выявления взаимосвязи, взаимозависимости и взаимодействия между изучаемыми явлениями, процессами, объектами, показателями.

Индексный метод основывается на относительных показателях, выражающих отношение уровня данного явления к уровню его в прошлое время или к уровню аналогичного явления, принятому в качестве базы, всякий индекс рассчитывается с сопоставлением соизмеряемой (отчётной) величины с базисной. Индексным методом можно выявить влияние на изучаемый совокупный показатель различных факторов (Оборот торгового предприятия в отчётном году составил 1350т.р., а в прошлом году 1000т.р.) в отчётном году цены были повышены в среднем на 24%, индекс 1,24, рассчитать изменение стоимостного объёмооборота всего и в том числе за счёт изменения цен, а также изменения физического объёма оборота (количество проданных товаров)

С деньгами нужно быть внимательным

Варианты выводов для менеджера:

Ссылка на источник выводов, как видно из проведённых расчётов оборот торгового предприятия в отчётном году увеличился за счёт повышения цен и увеличения продажи товаров в физическом выражении.

Варианты выводов для персонала и внешнего пользования:

Проведённые расчёты позволяют сделать следующие выводы: оборот торгового предприятия в прошлом году составил 1 млн. рублей, а в отчётном году выручка торгового предприятия была получена в сумме 1 млн. 350 тыс. рублей. Таким образом за год оборот увеличился на 350 тыс. рублей или на 35%. Это произошло благодаря положительному влиянию 2 факторов: фактора цен и фактора физического объёма оборота. В отчётном году цены в торговом предприятии были повышены в среднем на 24% - это позволило увеличить выручку по сравнению с прошлым годом на 261 тыс. рублей. В отчётном году возросла продажа товаров в натуральном выражении. Увеличение физического объёмооборота на 8,9% это позволило увеличить выручку торгового предприятия на 89 тыс. рублей.

Персонал должен понимать,

что между Вами должнам быть непреодолимая яма

 

Влияние внешних факторов чаще всего нельзя определить прямым подсчётом в этом случае используют приёмы элиминирования, корреляции.

Элиминирование – это логический приём, при котором последовательно выделяется влияние одного фактора и исключается влияние всех остальных, применяют следующие методы элиминирования:

Метод разницы – при использовании данного метода предварительно определяется абсолютная или относительная разница по изучаемым факторам, затем отклонения (разница) по одному фактору умножается на абсолютное значение другого фактора, при этом сначала рассчитывается влияние экстенсивного фактора, а затем интенсивного.

Рассчитать методом разницы влияние следующих факторов на изменение объёмооборота розничного торгового предприятия:

1. Фактор изменения торговой площади предприятия

2. Фактор изменения объёма оборота на 1 кв. м. торговой площади.

Исходные данные представлены в таблице.

Таблица

№ п.п. Показатели Прошлый год Отчётный год Отклонение (+, -)
  Оборот торгового предприятия, тыс. руб.(B) 9900,0 10523,5 +623,5
  Торговая площадь кв.м. (S)     +234
  Оборот на кв.м. торговой площади (O) 2,00 2,03 +0,03

 

B = S*O

лBs = лS + Oo = 234*2,00 = +468,0 т.р.

лBo = лO + S1 = +0,03 * 5184 = +155,5 т.р.

+468 + 155,5 = +623,5 т.р.

Поменять т.р. на млн.

Вывод для менеджеров и по полной форме, а также название таблицы, подготовить ТЕМУ №2

 

Обобщающая оценка экономической эффективности работы предприятия (организации)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: