Направление философии, сутью которого является стремление поставить философию на твердую научную основу, освободить от ненаучных черт и сделать в качестве опоры только достоверное научное знание.
- иррационализм;
- позитивизм;
- марксизм;
- экзистенциализм.
76. В состав какого направления позитивизма входил крупный английский философ, социолог и логик Карл Поппер:
- классического позитивизма;
- эмпириокритицизма;
- неопозитивизма;
- постпозитивизма.
77. Кто из философов американского прагматизма считал, что основная задача философии заключается не в том, чтобы, правильно используя опыт, добиваться единичных целей, а в том, чтобы с помощью философии преобразовать сам опыт, систематически совершенствовать опыт во всех сферах человеческой жизни:
- Чарлз Пирс;
- Уильям Джемс;
- Джон Дьюи;
- Ричард Рорти.
78. Кто из представителей психоанализа выдвинул концепцию, согласно которой в основе «великих» действий человека, гиперактивности, сверхстремлений, а так же психических болезней лежит вытесненный комплекс неполноценности:
- Зигмунд Фрейд;
- Альфред Адлер;
- Карл Юнг;
- Эрих Фромм.
79. Основателем и наиболее ярким представителем феноменологии является:
- Эдмунд Гуссерль;
- Карл Ясперс;
- Альбер Камю;
- Ганс Гадамер.
80. Кто из мыслителей считал, что философия должна повернуться к человеку, его маленьким проблемам, помочь ему найти истину, понятную ему, ради которой он мог бы жить, помочь человеку сделать внутренний выбор и осознать свое «Я»:
- Георг Гегель;
- Сёрен Кьеркегор;
- Фридрих Шлейермахер;
- Вильгельм Дильтей.
81. Один из центральных разделов философии, изучающий проблему бытия, называется:
- онтологией;
- гносеологией;
- аксиологией;
- антропологией.
82. Реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя всё сущее:
- сознание;
- бытие;
- разум;
- чувства.
83. Существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире:
- материальное бытие;
- идеальное бытие;
- человеческое бытие;
- социальное бытие.
84. Какой подвох к понятию категории «материя» провозглашает, что материя есть основа бытия, а все иные бытийные формы – дух, человек, общество – продолжение материи:
- позитивистский;
- субъективно-идеалистический;
- объективно-идеалистический;
- материалистический?
85. То общее, что присущее всем формам движения, есть не что иное, как:
- изменение;
- стагнация;
- статичность;
- неизменность.
86. Постоянно присущие материи случайные колебания и отклонения называются:
- флуктуация;
- детерминация;
- элиминация;
- профанация.
87. Форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений (смены состояния) данных объектов в процессе их развития:
- пространство;
- время;
- движение;
- отражение.
88. Способность материальных систем воспроизводить в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных систем:
- пространство;
- время;
- движение;
- отражение.
89. Продукт общественно-исторического развития, функциональное свойство мозга, идеальное отображение действительности, регулятор деятельности человека:
- чувствительность;
- раздражимость;
- психическое отражение;
- сознание.
90. Процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека:
- познание;
- незнание;
- неумение;
- недоразумение.
91. Раздел философского знания, посвящённый всестороннему рассмотрению проблемы человека:
- философская герменевтика;
- философская антропология;
- социальная философия;
- диалектическая философия.
92. Кто из классиков философской антропологии считал, что сущностью человека является «антропологический дуализм духа и жизни»:
- Макс Шелер;
- Арнольд Гелен;
- Гельмут Плеснер;
- Эрих Фромм?
93. Особое существо, явление природы, обладающее, с одной стороны, биологическим началом, с другой стороны, духовным – способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораздельной речи, высокой обучаемости, усвоению достижений культуры, высокому уровню социальной организации:
- индивид;
- индивидуальность;
- личность;
- человек.
94. Единичный представитель вида homo sapiens, биологический организм, носитель общих наследственных свойств биологического вида:
- индивид;
- индивидуальность;
- личность;
- человек.
95. Совокупность индивидуальных особенностей человека, которые делают его существом нравственным и определяют его как члена общества:
- индивид;
- индивидуальность;
- личность;
- лидер.
96. Понятие, используемое в философии и социологии для указания на личностную, социальную и культурную значимость определённых объектов и явлений:
- ценность;
- важность;
- авторитетность;
- существенность.
97. В зависимости от социального значения и последствий реализации ценности делят на:
- положительные и отрицательные;
- материальные и духовные;
- ценности-цели и ценности-средства;
- всё вышеперечисленное.
98. Вопрос о смысле жизни – это вопрос о том:
- Стоит ли рождаться?
- Стоит ли жить?
- Стоит ли взрослеть?
- Стоит ли умирать?
99. Твёрдая убеждённость и несомненное доверие к чему-либо или кому-либо – это:
- вера;
- надежда;
- любовь;
- счастье.
100. Состояние наибольшей внутренней удовлетворённости, полноты и осмысленности жизни – это:
- вера;
- надежда;
- любовь;
- счастье.
101. Продукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших групп людей, объединённых не на основе общности, а на основе совместных интересов и договоре:
- общество;
- коллектив;
- публика;
- толпа.
102. Сфера общества, включающая в себя производство, распределение, обмен и потребление материальных благ:
- политическая;
- экономическая;
- социальная;
- духовная.
103. Сфера общественной жизни, в рамках которой удовлетворяются прямые жизненные потребности членов общества, а также происходит взаимодействие различных общностей людей:
- политическая;
- экономическая;
- социальная;
- духовная.
104. Сфера отношений между нациями и другими большими социальными группами по поводу государственной власти и государственного устройства внутри данного общества, а также отношений между государствами на международной арене:
- политическая;
- экономическая;
- социальная;
- духовная.
105. Основной вопрос политической жизни – это:
- вопрос о людях;
- вопрос о власти;
- вопрос о деньгах;
- вопрос о благополучии.
106. Сколько существует определений термина «культура» согласно современным данным:
- свыше 100 определений;
- свыше 200 определений;
- свыше 300 определений;
- свыше 500 определений?
107. Что из перечисленного не входит в материальную культуру:
а) культура труда и материального производства;
б) культура быта;
в) культура отношения к собственному телу;
г) музыкальная культура?
108. Какие проблемы возникают в результате мощного развития производственных сил в условиях научно-технической революции и достижения таких масштабов общественного производства, когда появляется угроза нарушения баланса между обществом и природой:
- семейные проблемы;
- локальные проблемы;
- глобальные проблемы;
- личные проблемы?
109. Совокупность представлений о будущем человечества и область насущных знаний, охватывающая перспективы социальных процессов:
- психология;
- геронтология;
- футурология;
- биология.
110. Одна из ключевых функций философии, смысл и назначение которой в том, чтобы сделать обоснованные прогнозы относительно будущего:
- прогностическая;
- методологическая;
- гуманистическая;
- мировоззренческая.
Внутренние источники развития раскрывает закон
+ единства и борьбы противоположностей
- переход количественных изменений в качественные
- отрицание отрицания