Аксиомы ординалистского подхода. Функция полезности и кривые безразличия потребителя. Карта кривых безразличия.




 

Аксиомы ординалистского подхода:

1. Аксиома полной упорядоченности. Потребитель может сравнить любые два набора товаров, и указать какой из них лучше или равнозначен.

2. Аксиома ненасыщаемости. Потребитель предпочитает большее количество данного блага меньшему его количеству.

3. Аксиома транзитивности. Если потребитель предпочитает набор А набору В, а набор В набору С, то он предпочитает набор А набору С; соответственно, если набор А для потребителя равнозначен набору В и набор В равноценен набору С, то А и С тоже для него равнозначны.

4. Аксиома независимости. Удовлетворение потребителя зависит только от количества потребляемых им благ и не зависит от количества благ, потребляемых другими.

В ординалистском подходе понятие «полезность» означает порядок предпочтения разных наборов товаров. Утверждение «Набор А предпочтительнее набора B» означает, что набор А имеет большую полезность для данного потребителя, чем набор В.

Если нанести на рисунок все наборы товаров, которые имеют одинаковую полезность для потребителя, получим кривую безразличия. (см. Рис. 2.1)

 

 

Кривая безразличия – это множество точек, каждая из которых отражает наборы двух благ имеющие одинаковую полезность для потребителя.

Свойства кривых безразличия:

  1. Кривые безразличия имеют отрицательный наклон.
  2. Чем выше расположена кривая безразличия, тем выше уровень полезности.
  3. Через любую точку на плоскости можно провести кривую безразличия, которые образуют карту кривых безразличия.
  4. Кривые безразличия не пересекаются.
  5. Кривые безразличия выпуклы к началу координат.

Тангенс угла наклона кривой безразличия характеризуется предельной нормой замещения MRS (marginal rate of substitution).

Предельная норма замещения благом X блага Y (MRSXY) - это количество блага Y, от которого потребитель согласен отказаться, что бы получить дополнительную единицу блага X на единицу, при неизменном уровне полезности:

2.1

Карта кривых безразличия отражает предпочтения потребителя, однако он не может купить любое количество товаров, поскольку ограничен в доходах. Возможности потребителя заданы бюджетной линией.

Если потребитель весь свой доход I расходует на покупку двух товаров X и Y и не делает сбережений, то получим уравнение бюджетной линии:

2.2

 

Бюджетные ограничения. Бюджетная линия потребителя, ее свойства. Наклон бюджетной линии.

 

На рисунке 2.2 изображена бюджетная линия потребителя. Рассмотрим ее свойства:

1. Точки пересечения бюджетной линии с осями показывают максимальное количество товара X (или Y), которое может купить потребитель на свой доход.

2. Наклон бюджетной линии равен соотношению цен товаров .

3. При изменении цены на один из товаров, бюджетная линия изменяет наклон (поворачивается).

4. При изменении дохода потребителя, бюджетная линия сдвигается параллельно вверх или вниз.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: