Аксиомы ординалистского подхода:
1. Аксиома полной упорядоченности. Потребитель может сравнить любые два набора товаров, и указать какой из них лучше или равнозначен.
2. Аксиома ненасыщаемости. Потребитель предпочитает большее количество данного блага меньшему его количеству.
3. Аксиома транзитивности. Если потребитель предпочитает набор А набору В, а набор В набору С, то он предпочитает набор А набору С; соответственно, если набор А для потребителя равнозначен набору В и набор В равноценен набору С, то А и С тоже для него равнозначны.
4. Аксиома независимости. Удовлетворение потребителя зависит только от количества потребляемых им благ и не зависит от количества благ, потребляемых другими.
В ординалистском подходе понятие «полезность» означает порядок предпочтения разных наборов товаров. Утверждение «Набор А предпочтительнее набора B» означает, что набор А имеет большую полезность для данного потребителя, чем набор В.
Если нанести на рисунок все наборы товаров, которые имеют одинаковую полезность для потребителя, получим кривую безразличия. (см. Рис. 2.1)
Кривая безразличия – это множество точек, каждая из которых отражает наборы двух благ имеющие одинаковую полезность для потребителя.
Свойства кривых безразличия:
- Кривые безразличия имеют отрицательный наклон.
- Чем выше расположена кривая безразличия, тем выше уровень полезности.
- Через любую точку на плоскости можно провести кривую безразличия, которые образуют карту кривых безразличия.
- Кривые безразличия не пересекаются.
- Кривые безразличия выпуклы к началу координат.
Тангенс угла наклона кривой безразличия характеризуется предельной нормой замещения MRS (marginal rate of substitution).
Предельная норма замещения благом X блага Y (MRSXY) - это количество блага Y, от которого потребитель согласен отказаться, что бы получить дополнительную единицу блага X на единицу, при неизменном уровне полезности:
2.1
Карта кривых безразличия отражает предпочтения потребителя, однако он не может купить любое количество товаров, поскольку ограничен в доходах. Возможности потребителя заданы бюджетной линией.
Если потребитель весь свой доход I расходует на покупку двух товаров X и Y и не делает сбережений, то получим уравнение бюджетной линии:
2.2
Бюджетные ограничения. Бюджетная линия потребителя, ее свойства. Наклон бюджетной линии.
На рисунке 2.2 изображена бюджетная линия потребителя. Рассмотрим ее свойства:
1. Точки пересечения бюджетной линии с осями показывают максимальное количество товара X (или Y), которое может купить потребитель на свой доход.
2. Наклон бюджетной линии равен соотношению цен товаров .
3. При изменении цены на один из товаров, бюджетная линия изменяет наклон (поворачивается).
4. При изменении дохода потребителя, бюджетная линия сдвигается параллельно вверх или вниз.