Занятие № 7 Практическое занятие «Педагогическое общение и его психологические характеристики»




Ход занятия:

1 этап: Обсуждение тематических вопросов, касающихся педагогического общения:

· общение учителя с учащимися как составная часть педагогического труда;

· структура педагогического общения;

· особенности восприятия и оценки учителем педагогических явлений и ситуаций;

· профессионально значимые качества личности учителя, необ­ходи­мые для успешного педагогического общения.

2 этап: Просмотр записей реальных уроков учителей, представленных на конкурс «Учитель года», заполнение схемы наблюдения, дискуссионное обсуждение. Работа с видеоматериалами и последующее обсуждение строится на основе результатов методики наблюдения коммуникативного поведения учителя на уроке (Приложение 2 методических рекомендаций УМК «Педагогическая психология»).

3 этап: Знакомство с диагностической методикой, направленной на изучение стилей педагогического общения. Самодиагностика. Обсуждение полученных результатов, написание рекомендаций: Диагностика стилей педагогического общения (И.М.Юсупов) (Приложение 3. методических рекомендаций УМК «Педагогическая психология»).

Критерии оценки докладов студентов на семинаре и работы на практических занятиях:

- Устный содержательный оклад с правильными и достаточно глубокими ответами, демонстрирующими серьезные познания в источниках, литературе, начитанность, уровень психологического мышления и анализа, отличный ответ – «отлично».

- Устный содержательный оклад с правильными и достаточно глубокими ответами – «хорошо».

- Устный содержательный доклад с правильными, более глубокими, но далеко не исчерпывающими вопрос ответами – «удовлетворительно».

- Устный содержательный доклад с правильными, но краткими и неглубокими, поверхностными ответами – «удовлетворительно».

- Несодержательный доклад без ответов на вопросы – «неудовлетворительно».

- Устный содержательный доклад без ответов на вопросы – «неудовлетворительно».

 


Комплекты заданий для самостоятельной работы

№ раздела Темы, выносимые на самостоятельное изучение Кол-во часов
  Работа над конспектом лекции – 0,2 ч. Подготовка к семинарскому занятию «История развития педагогической психологии» – 3 ч. Самостоятельное изучение вопросов: Методы педагогической психологии – 3 ч. 6,2
  Работа над конспектом лекции – 0,4 Подготовка к практическому занятию «Приёмы диагностики и формирования компонентов учебной деятельности» – 2 ч. Подготовка к семинарскому занятию «Психология усвоения знаний» – 3 ч. Самостоятельное изучение вопросов: Типы, виды и уровни научения – 2 ч. Психология учения – 2 ч. 9,4
  Работа над конспектом лекции – 0,6 ч. Подготовка к семинарскому занятию «Психологический анализ проблемы неуспеваемости» – 3 ч. Подготовка к практическому занятию «Психологический анализ урока» – 2 ч. Самостоятельное изучение вопросов: Модели развивающего обучения – 3 ч. Психологические аспекты компьютеризации обучения – 2 ч. 10,6
  Работа над конспектом лекции – 0,4 ч. Подготовка к семинарскому занятию «Самовоспитание личности» – 4 ч. Самостоятельное изучение вопросов: Возрастные особенности воспитания – 5 ч. 9,4
  Работа над конспектом лекции – 0,4 ч. Подготовка к практическому занятию «Педагогическое общение и его психологические характеристики» – 2 ч. Самостоятельное изучение вопросов: Психологические проблемы совершенствования педагогического мастерства учителя: критерии эффективности труда учителя, уровни профессионального мастерства учителя, пути повышения профессиональной компетентности учителя – 5 ч. Психология педагогического коллектива: структура педагогического коллектива, стиль и методы руководства пед.коллективом, пути повышения деятельности пед.коллектива – 4 ч. 11,4
  Подготовка к экзамену – 27 ч.  
ИТОГО:  

Критерии оценки выполнения заданий для самостоятельной работы:

· Если студент правильно и в срок выполнял задания, данные преподавателем, то ему ставится отметка «зачтено» в журнал преподавателя напротив соответствующего задания.

· Если студент неправильно выполнил задание или не выполнил его вовсе, то ему ставится отметка «не зачтено».

До экзамена студент, получивший отметку «не зачтено», должен внести правки, отмеченные преподавателем и отчитаться ещё раз по выполнению задания.

 

 

Оценочные средства промежуточной аттестации. Методические рекомендации по проведению процедур оценивания

 

Промежуточная аттестация студентов. Промежуточная аттестация по дисциплине «Педагогическая психология» проводится в соответствии с Учебным планом: во втором – в виде экзамена.

В четвертом семестре: экзамен – в период экзаменационной сессии в соответствии с графиком проведения экзаменов.

Студент допускается к экзамену по дисциплине в случае выполнения им учебного плана по дисциплины: выполненных и защищенных работ, в том числе курсовой работы. В случае наличия учебной задолженности студент отрабатывает пропущенные занятия в форме, предложенной преподавателем и представленной в настоящей программе.

Экзамен принимает лектор. Экзамен проводится в двух вариантах, определяемых преподавателем, либо в устной форме по билетам, либо в письменной форме – тестирование.

Образец тестовых заданий:

1) Предметом педагогической психологии является:

a) психологические закономерности процессов усвоения и передачи социального опыта

b) психологические закономерности развития межличностных отношений

c) психологические закономерности возрастного развития человека

d) психологические закономерности возрастного развития ученика

e) психологические закономерности приобретения знаний в прок

2) В структуру педагогической психологии не входит раздел:

a) теория обучения

b) психология обучения

c) психология учения

d) психология труда учителя

e) психология воспитания

3) Среди актуальных теоретических задач педагогической психологии есть:

a) определение закономерностей усвоения знаний

b) конструирование эффективных методов обучения и воспитания

c) выделение приоритетных целей обучения и воспитания

d) построение образовательных стандартов

e) разработка теории обучения

4) Психологическое содержание понятия учебной деятельности впервые раскрыл:

a) Д.Б.Эльконин

b) В.В.Давыдов

c) Л.С.Выготский

d) П.Ф.Каптирев

e) А.Н.Леонтьев

5) Учебной деятельностью Д.Б.Эльконин называл:

a) сознательно направленную на усвоение ЗНУ деятельность

b) любую деятельность в процессе обучения

c) осмысленную деятельность

d) усвоение культурно-исторического опыта

e) деятельность ученика

6) Для успешного усвоения понятий необходимо:

a) выполнить действия по выделению существенных признаков предметов или явлений

b) выучить определение

c) владеть терминологией

d) выделить яркие признаки предметов или явлений

e) перейти от термина к определению

7) Наиболее распространенной ошибкой усвоения понятий является их построение:

a) на основе ярких признаков предметов и явлений

b) на основе существенных признаков предметов и явлений

c) на основе целостного восприятия предметов и явлений

d) на основе абстрагирования общих предметов от предметов и явлений

e) на анализе их научного содержания

Основой для определения оценки служит уровень усвоения студентами материала, предусмотренного данной рабочей программой.

Оценивание студента на экзамене по дисциплине «Педагогическая психология»:

Оценка экзамена (стандартная) Оценка экзамена (тестовые нормы: % правильных ответов) Требования к знаниям на устном экзамене по билетам
«отлично» 80-100 % Оценка «отлично» выставляется студенту, если он глубоко и прочно усвоил программный материал, исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает, умеет тесно увязывать теорию с практикой, свободно справляется с задачами, вопросами и другими видами применения знаний, причем не затрудняется с ответом при видоизменении заданий, использует в ответе материал монографической литературы, правильно обосновывает принятое решение, владеет разносторонними навыками и приемами выполнения практических задач.
«хорошо» 70-80% Оценка «хорошо» выставляется студенту, если он твердо знает материал, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос, правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения.
«удовлетворительно» 60-70% Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если он имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении программного материала, испытывает затруднения при выполнении практических работ.
«неудовлетворительно» менее 60% Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями выполняет практические работы. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится студентам, которые не могут продолжить обучение без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.

 

 

Основная литература

1. Габай, Т.В. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по напр. и спец. психологии ⁄ Т.В. Габай. – М.: Академия, 2010. – 240с.

2. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учеб. для студ. вузов, обуч. по пед. и психолог. специальностям ⁄ И.А. Зимняя. – М.: Логос, 2007. – 384с.

 

Дополнительная литература

1. Выготский, Л.С. Педагогическая психология ⁄ Л.С.Выготский; под ред. В.В.Давыдова. – М.: Педагогика, 1991. – 480 с.

2. Григорович, Л.А. Педагогическая психология. Учеб.пособие/Л.А.Григорович. – М.: Гардарики, 2003. – 314 с.

3. Казанская В.Г. Педагогическая психология ⁄ В.Г. Казанская. – СПб.: Питер, 2005. – 366с.

4. Клюева Н.В. Педагогическая психология/ Н.В.Клюева, С.Н.Батракова, Ю.Л.Варенова. – М.: Издательство: Владос-Пресс, 2006. – 209 с.

5. Орлов, А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики/А.Б.Орлов. – М.: Академия, 2002. – 272 с.

6. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология/Н.Ф.Талызина. – М.: Академия, 2006. – 288 с.

7. Якунин В.А. Педагогическая психология: учеб. пособие / В.А. Якунин. – CПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001. – 349с.

Периодические издания

7. Вопросы психологии.

1. Психологический журнал.

2. Психологическая наука и образование.

3. Вестник практической психологии образования.

4. Журнал Школьный психолог.

Интернет-ресурсы

Название сайта Режим доступа Характеристика
Электронный каталог библиотеки ОГПУ https://www.ospu.ru/?id5=2 - свободный доступ На этой сайте представлены книги, имеющие в читальных залах библиотеки ОГПУ
ЭБС «Университетская библиотека online» https://www.biblioclub.ru/ - договор от 29.02.2012 г.№56 На данном сайте представлена дополнительная литература по психологии развития и другим смежным дисциплинам
Национальный цифровой ресурс РУКОНТ https://www.rucont.ru/ - договор от 29.11.2011 г. № ДС-175 Вузовская электронная библиотечная система (ЭБС) на платформе национального цифрового ресурса «РУКОНТ»
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU https://elibrary.ru| - лицензионное соглашение № 4725 от 03.02.2010. Доступ с компьютеров ВУЗа. Крупнейший российский информационный портал в области науки, технологии, медицины и образования, содержащий рефераты и полные тексты более 14 млн.научных статей и публикаций.
Педагогическая библиотека https://www.pedlib.ru/- свободный доступ На данном сайте представлена дополнительная литература по психологии развития и другим смежным дисциплинам
Образовательный видеопортал Univertv. ru https://univertv.ru/reg/done/- свободный доступ На данном сайте представлены видео лекции и учебные видеофильмы, имеющие непосредственное отношение к изучаемой дисциплине
Интернет-портал Детская психология https://www.childpsy.ru/lib/- свободный доступ На портале опубликованы научные статьи, рецензии, книги, методические разработки, справочные материалы, анонсы образовательных программ, видеотека и пр.
Интернет-портал История отечественной психологии https://www.psyche.ru/- свободный доступ Все об истории отечественной психологии (дореволюционной, советской, российской). Cайт предоставляет пользователю широкий круг возможностей - от подписки и участия в форуме до возможности администрировать отдельные тематические рубрики.

[1] Возможна замена методики на адекватную теме занятия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: