Теоретическая часть к билетам для учащихся 7 А класса 2016г.




Билет№1, п.7 Модуляция -это переход мелодии в другую тональность с последующим закреплением тоники новой тональности. Отклонение –это временный переход мелодии в другую тональность без закрепления новой тоники (с возвращением в первоначальную тональность). Тональности первой степени родства –это тональности, Т53 которых можно построить на всех ступенях к основной тональности (кроме VIIступени). Всего их 6: (приводится пример по До мажору):

1. Параллельная тональность (ля минор)

2. Тональность доминанты (Соль мажор)

3. Тональность субдоминанты (Фа мажор)

4. Тональность, параллельная доминантовой (ми минор)

5. Тональность, параллельная субдоминантовой (ре минор)

6. Тональность гармонической субдоминанты (фа минор)

 

Билет №2, п.7. Мажорный звукоряд натурального вида: 2 тона-полутон-три тона-полутон. Минорный: тон-полутон-2 тона-полутон-2 тона.

В гармоническом виде мажора понижается 6 ступень на полтона (пример сыграть).

В гармоническом виде минора повышается 7 ступень на полтона (пример сыграть).

В мелодическом виде минора при движении вверх повыш. 6 и 7 ст, а вниз звучит натуральный вид (пример сыграть).

Билет №3, п. 7. Интервал –это расстояние между 2 звуками по высоте. Разновидности: большие, малые (секунды, терции, сексты, септимы), чистые (примы, кварты, квинты, октавы), увелич.(секунды, кварты, квинты), уменьшенные (кварты, квинты, септимы). Каждый интервал имеет тоновую и ступеневую величину. Пример: терция –три ступени (записывается цифрой 3), большая –два тона, малая –полтора тона и т.д.; тритон –интервал, имеющий три тона. Это ув. кварта или уменьш. квинта. Требует разрешения, звучит резко, напряженно.

Еще 2 характеристики интервалов (по характеру звучания) – консонансы –т.е. звучащие благозвучно (примы, терции, квинты, сексты, октавы, реже кварты) и диссонансы –звучащие напряженно (тритоны, секунды, септимы).

Обращение интервала –это перенос нижнего звука на октаву вверх, или верхнего звука на октаву вниз. (ч1 – ч8, б2 – м7, м6 - б3 ч4 - ч5, ув2 – ум7 и т.д.)

Характерные интервалы –возникают только в гармонических мажорах и минорах и связаны с пониженной 6 ступ. и повышенной 7 ступенью. Неустойчивые ступени в них разрешаются в ближайшие устойчивые звуки (увелич. интервалы разворачиваются при разрешении, а уменьшенные сворачиваются). (примеры сыграть).

Билет №4, п.7. Буквенные обозначения звуков: До-«с », ре –«d », ми –«e », фа –«f », соль –«g », ля –«a », си –«h », си-бемоль –«b » Мажор – dur

минор – moll

 

диез – is бемоль – es Пример: запись гаммы Ре мажор –D –dur, запись гаммы фа-диез минор –fis-moll. Примеры исключений в записи гамм: Es-dur As –dur.

! Все мажорные тональности записываются с большой буквы, минорные –с маленькой.

Виды гамм: мажорная, минорная, хроматическая, целотоновая (идущая по целым тонам –«звукоряд Черномора») и.т.д.

В хроматической мажорной гамме все ступени повышаются, кроме 3 и 6, вместо нее пониж. 7. При движении вниз все ступени понижаются, кроме 5, вместо нее повышается 4я.

В хроматической минорной гамме при движении вверх и вниз все ступени повышаются, кроме 1й и 5й. Вместо 1й понижается 2я.

Билет №5, п.7. Трезвучие –это аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных по терциям (через ступень). Имеет три характеристики:

1. В качестве разрешения: полное, неполное, с удвоением основного и терцового тона в нем, с утроением основного тона в нем

2. 4 вида вне тональности –мажорное (Б53), минорное (м 53), увеличенное (ув.53), уменьшенное (ум.53).

3. Как функционально определяющий аккорд в тональности: тоническое (Т53), субдоминантовое (S53) и доминантовое (D53)

Строение: б3+м3 (мажорное трезвучие) –звучит радостно

м3+б3 (минорное трезвучие) –звучит грустно

б3+б3 (увеличенное трезвучие) –звучит удивленно, необычно

м3+м3 (уменьшенное трезвучие) –звучит напряженно, неустойчиво

Сыграть 4 примера трезвучий от любой клавиши ↑ и ↓.

Разрешения от звука требуют увеличенное трезвучие (разрешается в Т64 в мажоре и в Т6 в миноре) и уменьшенное трезвучие (разрешается в неполное Т53 с утроением тоники одноименных мажора и минора).

Билет №6, п.7. Семиступенные лады встречаются довольно часто в народной музыке. Основой для них является либо мажорный, либо минорный звукоряд. Различают 3 мажорных и 4 минорных разновидности семиступенных ладов: Ионийский (натуральный мажор), лидийский (мажор с повыш. IV ст), миксолидийский (мажор с пониж. VII ст). Эолийский (натур. минор), локрийский (минор с пониж. II и V ст.), фригийский (минор с пониж. IIст), дорийский (минор с повышенной VIст). Пример в классич. музыке –песня Варлаама из оперы Мусоргского «Борис Годунов» -фригийский лад)

Пентатоника – это пятиступенный лад («пента» -в переводе с греч. –«пять»). Встречалась в древнейших пластах музыкального фольклора различных народов. В своем чистом виде пентатоника распространена в музыке Китая, Вьетнама, Башкирии, Татарстана, Бурятии, а также в ряде русских народных песен. В пентатонике нет острых тяготений от неуст. звуков к устойчивым, так как нет малых секунд между соседними звуками. Мажорная пентатоника –это 1-2-3-5-6 ступени лада. Минорная – это 1-3-4-5-7 ступени (по натуральному звукоряду).

Сыграть оба вида пентатоники на ф-но.

Билет №7, п.7. Порядок диезов: фа-до-соль-ре-ля-ми-си (по чистым квинтам вверх, т.е. вправо). Тональности см. на стр. 135 уч. Калмыков-Фридкин «Сольфеджио.Одноголосие 1 часть». Примеры сыграть.

Билет №8, п.7. Порядок бемолей читать в обратном направлении: си-ми-ля-ре-соль-до-фа (по чистым квинтам вниз, т.е. влево). Тональности см. на стр. 136 уч. Калмыков –Фридкин «Сольфеджио. Одноголосие 1 часть».

Билет №9, п.7. Доминантовый септаккорд состоит из 4 звуков, расположенных по терциям. Крайние его звуки образвуют инт. «малая септима» (отсюда и название «септаккорд»). Строение: Б53+м3 или б3+б3+м3. Строится на 5 ступени мажора или гармонического минора и требует разрешения в неполное Т53 с утроением тоники. Звучит ярко, напряженно. Имеет 3 обращения:

1. Доминантовый квинтсекстаккорд (Д65). Строится на 7 ступени мажора и 7 повышенной ст. гарм. минора: ум.53+б2. Разрешается в Т53 с удвоением тоники.

2. Доминантовый терцквартаккорд (Д43). Строится на 2 ступени мажора и гарм. минора: м3+б2+б3. Разреш. в развернутое Т53 с октавным удвоением тоники.

3. Доминантовый секундаккорд (Д2). Строится на 4 ступени мажора и гарм. минора: б2+Б53. Разрешается в Т6 с удвоением тоники (вверху).

 

Билет № 10, п.7. Параллельные тональности – это тональности с одинаковыми знаками, но разными ладами и тониками. Одна из них мажорная, другая - минорная (До мажор – ля минор, Соль мажор – ми минор). Сыграть звукоряды, назвать знаки.

Одноименные тональности – это тональности с одинаковыми тониками, но разными ладами и знаками. Одна минорная, другая - мажорная (пример: Фа мажор – фа минор; Си-бемоль мажор –си-бемоль минор).

Неоднократное повторение мелодического оборота, сдвигающегося на определенный интервал вверх или вниз, называется секвенцией. Секвенции бывают восходящие, нисходящие, секундовые, терцовые, квартовые и т.д. Часто встречаются в классической музыке. Секвенции состоят из звеньев.

Транспонирование –это перенос мелодии в другую тональность.Применяется в основном для удобства пения в нужном диапазоне.

Билет № 11, п.7.

Размер показывает, сколько долей содержится в такте и какова их относительная длительность. Пишется размер после ключевых знаков в виде дроби. Простые музыкальные размеры 2\4, 3\4, 3\8 – в них одна сильная доля и одна-две слабые. Сложные музыкальные размеры состоят из нескольких простых, имеющих сильную и относительно сильную доли в такте + слабые доли. Пример: 4\4, 6\8, 9\8, 12\8. (Схемы дирижирования показать рукой).

Смешанный размер – это слияние двух или нескольких простых разнородных метров (2\4+3\4+2\4=7\4 в одном такте). Встречаются смешанные размеры реже простых или сложных. Могут встречаться в русских народных песнях.

5\4, 5\8, 7\8, 7\4, 11\4 (размер Римского-Корсакова). Чередование сильных и слабых долей такта идет неравномерно.

Переменный размер – чаще всего встречается в русских народных песнях. В нем такты произведения могут иметь свой размер, который часто меняется при смене такта. При этом меняется и схема дирижирования.

Билет № 12, п.7.

Метр – это равномерное чередование сильных и слабых долей во времени. Ритм – организованная последовательность звуков в музыкальных тактах. Метр и ритм взаимосвязаны. Наиболее распространенные виды отклонений от ровного ритма:

1. Пунктирный (четверть с точкой и восьмая, восьмая с точкой и шестнадцатая)

2. Синкопа (перенос ритмического ударения с сильной доли на слабую). Синкопа бывает внутритактовая (например, восьмая-четверть-восьмая) и междутактовая (залигованный звук, переходящий в соседний такт). Синкопа – частый гость в современной музыке.

3. Триоль чаще встречается в размерах 2\4, 3\4, 4\4,когда, например, вместо двух восьмых в одной доле в том же темпе звучат три и в записи объединяются цифрой3.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: