ЭКСПЕРТИЗА: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА




МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ РЕСТАВРАЦИИ

 

ЭКСПЕРТИЗА: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА

(Выставка Отдела научной комплексной экспертизы ГосНИИР)

 

Возникновение отдела научной комплексной экспертизы (тогда еще, сектора) в 1973 году было связано с деятельностью комиссии Министерства культуры СССР по вывозу произведений искусства за пределы страны. Вскоре, по решению директора тогдашней Лаборатории (ВЦНИЛКР) Ивана Петровича Горина, была создана специализированная экспертная группа, задачей которой стало планомерное выявление и изучение памятников культуры и искусства, находящихся в действующих церквах на территории всего Советского Союза. С 1973 по 1992 год была выполнена громадная по своему масштабу и меркам сегодняшнего дня работа – обследовано свыше 1000 храмов на большей части союзных республик и многих областей России. Этот богатейший материал не только составил основу представления о многочисленных памятниках культурного наследия страны, но и позволил по-новому оценить ранее мало изученное религиозное искусство XVIII–XIX веков, сделав его доступным специалистам и введя в научный оборот зачастую уникальные произведения иконописи, прикладного и книжного искусства. Заслуга в открытии этого значительного пласта национальной культуры в полной мере принадлежит Институту реставрации (ВЦНИЛКР–ВНИИР–ГосНИИР) и отделу экспертизы. В те же годы силами своих специалистов отдел участвовал в подборе, оценке, исследовании произведений искусства, поступавших от населения или из фондов ВХПО им. Е.В. Вучетича – для пополнения музейных коллекций или антикварной торговли.

В конце 80-х и начале 90-х годов прошлого века, особенно со становлением художественного рынка в России, деятельность отдела вплотную сфокусировалась на развитии методологии и практики комплексной экспертизы памятников культурного наследия. Сегодня экспертиза – это состоявшийся вид научных исследований, построенных на сочетании традиционных методов искусствознания и применении инструментов точных наук. За прошедшие годы накоплен обширнейший опыт, серьезно расширена методологическая основа работы, проведены сложнейшие исследования и подготовлены многочисленные публикации. Сегодня, как и двадцать лет назад, отдел отстаивает принцип независимости исследований и обязательности применения комплекса методов для получения максимально разностороннего представления о памятнике и его качествах, как художественных, так и материальных. Понимая, что в сфере научных исследований не существует монополии на истину, специалисты отдела высказывают свое мнение, основанное на тщательном изучении самого произведения искусства, поиске и анализе фактов, данных, источников – из разных областей гуманитарного и технического знания. Эффективность работы отдела определяется высоким уровнем профессиональной подготовки, чрезвычайной разносторонностью знаний и опытом специалистов. Кроме того, сегодня невозможно представить исследования без тесного сотрудничества с другими подразделениями Института, прежде всего, лабораторией физико-химических исследований, отделом реставрации станковой масляной живописи, отделом исследования, консервации и реставрации металла. За прошедшие годы активно расширились международные контакты со специалистами и организациями в области реставрации и сохранения культурного наследия Европы и США.

Отдел научной комплексной экспертизы ГосНИИР своей важнейшей задачей видит освоение уже сделанного и дальнейшее, направленное в будущее, развитие. Помимо осуществления исследовательской деятельности, сохранения высоких стандартов качества и научных принципов этой работы, отдел считает необходимым вкладывать усилия в дальнейшую разработку методологической основы экспертной деятельности. Чрезвычайно перспективным представляется использование информационных технологий для обработки, хранения и последующей интерпретации данных исследований. Крайне важным для повышения эффективности исследовательского процесса отдел считает развитие принципов взаимодействия различных видов знания, применяемых в экспертизе, кооперации специалистов гуманитарных и технических дисциплин, реставраторов.

Выставка рассказывает, из чего состоит работа отдела, насколько широк круг исследуемых произведений и какой разнообразный набор методов требуется для работы с ними. Наряду со стендовыми материалами будут представлены несколько подлинных памятников, каждый из которых по-своему уникален. Это икона «Рождество Богоматери» конца XV века, рассматриваемая в русле иконописной традиции северо-востока Руси; картина «Зимний вечер. На окраине села» кисти Николая Константиновича Перова – русского художника-эмигранта, человека яркой судьбы, прожившего бóльшую часть жизни в Константинополе и чье живописное наследие практически неизвестно исследователям; картина итальянского художника XIX века Лодовико Маркетти «Герцогская свадьба в соборе в Бру», интересная многими своими аспектами – тематикой и культурно-историческими связями, найденными в наследии художника прямыми аналогиями, блестящей живописной техникой. Всего будет представлено 20 уникальных произведений, некоторые демонстрируются впервые.

Устроители чрезвычайно признательны отдельным коллекционерам и галереям Москвы и Ярославля, которые любезно согласились предоставить принадлежащие им работы, прошедшие исследование в стенах Института, на выставку. В рамках выставки дополнительно планируется проведение экскурсии по экспозиции, а так же лекции о специфике экспертной работы, особенностях видов исследований.

 





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!