ТЕМА 1: ИСТОРИОГРАФИЯ АНТИЧНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (2 ч.)




ТЕМА 1: ИСТОРИОГРАФИЯ АНТИЧНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (2 ч.)

План:

1. Особенности античной историографии.

- мифологический взгляд на историю

- логографы и их опыт исторического познания

2. Концепции историописания Геродота, Фукидида, Плутарха, Тита Ливия, Гая Светония Транквилла, Тацита.

- старшие и младшие анналисты и их вклад в историческое знание

3. Особенности средневековой историографии.

4. Концепции истории Августина и Иоахима Флорского (1135-1202).

5. Жанр хроник в период средневековья.

Методические рекомендации

Разобраться в развитии исторической науки невозможно без обращения к античной традиции историописания. Область Древней Греции Иония считается родиной истории, в особенности г. Милет. Подготовку к практическому занятию следует начать с характеристики периода, указанного в названии. Обратите внимание на тенденции в развитии политики и культуры. Это поможет вычленить основные черты историографии античности: цикличность, прагматичность, локальность и пр. Далее, познакомьтесь с содержанием концепций историописания греческих и римских историков Геродота, Фукидида, Плутарха, Тита Ливия, Гая Светония Транквилла, Тацита, обращая особое внимание на такие вопросы как: периодизация истории, оценка ключевых событий всеобщей истории, суть и смысл исторического процесса, движущие силы истории, роль Рока, Фатума, вмешательство богов в исторические процессы. Далее проанализируйте работы об авторах. Результаты работы оформите в виде конспектов.

Вторя часть практического занятия посвящена развитию исторической науки в период средневековья. С этой целью следует осветить отличительные черты средневекового историописания от античной традиции: линейность, провиденциализм, конечность истории, дидактичность, символизм и пр. Важно проследить влияние Библии на становление средневековой историографии, принципы христианского историописания и исторические судьбы античной культуры в V-VII вв. («Последние римляне»: Боэций, Кассиодор). Четвертый вопрос нацелен на изучение концепции истории Августина (354-430). С этой целью необходимо обратить внимание на смысл и назначение истории, движущие силы, периодизации истории, которые приводит Августин. В XII В. была создана новая историческая концепция аббатом Иоахимом Флорским (1135-1202).

При изучении пятого вопроса нас будут интересовать хроники как самый популярный исторический жанр средневековья. Необходимо остановиться на «Хронике от начала мира» Сульпиция Севера (363-410 или 429) и «Семи книгах истории против язычников» Павла Орозия (385-420 гг.). В классическое средневековье складывается жанр официальной хронистики: королевские и городские хроники. «Большие хроники Франции». Жан Лебель (1290-1370) и его «Правдивая хроника» о войнах, случившихся в 1326-1361 гг. во Франции, Англии и других странах Европы. Хронисты позднего средневековья: Жан Фруассар (умер между 1400-1410) и его «Хроники Франции, Англии, Шотландии, Испании, Бретани, Гасконии, Фландрии и соседних стран» дают политическую и военную историю большей части Западной Европы на протяжении почти всего XIV века. Придворный историограф XV в. Шателен (Chastellain) и его «Хроника герцогов Бургундских». Важным подразделом хроник были городские хроники XIV-XV вв.: официальные и частные («Новая хроника» Дж. Виллани (1274/1280-1348). Хроника г. Любека, составленная монахом Детмаром, «Дневник Никола де Бэя», регистратора Парижского парламента (ум. 1419), анонимный «Дневник парижского буржуа»).

Основная литература:

· Аникеев А.А. Методология классической историографии / А.А. Аникеев. – Ставрополь: 2005, Сервисшкола.

· Соколов А.Б. Введение в историографию нового и новейшего времени стран Западной Европы и США / Соколов. – Ярославль: 2007, ЯГПУ.

· Репина Л. П. История исторического знания: [учеб. пособие*] / Репина Лорина Петровна, В. В. Зверева, М. Ю. Парамонова. - 3-е изд., стер. - М.: Дрофа, 2008.

Дополнительная литература:

· Историки России. Кто есть кто в изучении зарубежной истории. - 2-е изд., испр. и доп. – Ставрополь: 2009, Изд-во СГУ.

· Медушевская О.М. Теория исторического познания. Избранные произведения. – M.: Центр гуманитарных инициатив, 2010.

· Орлов И.Б. «Человек исторический» в системе гуманитарного знания. M.: НИУ Высшая школа экономики, 2012. – 192 с. [Электронный ресурс]. URL: https://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=136799

· Смоленский Н. И. Теория и методология истории: [учеб. пособие*] / Смоленский Николай Иванович. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2010.

Методическая литература:

· Аникеев А.А. Историография всеобщей истории. Учебно-методическое пособие. – 2009.

· Историография всеобщей истории: (спец. 030400 - История): учеб.-метод. пособие / авт.-сост. А. А. Аникеев; Федеральное агентство по образованию, Ставроп. гос. ун-т. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2008.

· История и методология исторической науки и ее роль в познании общества: учеб.-метод. пособие / Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО "Ставроп. гос. ун-т"; сост.: А. А. Аникеев, В. А. Авксентьев, М. Н. Кубанова. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2009.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: