ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ.
Мировоззрение, его структура, исторические типы.
Термин «философия» буквально означает «филио» - любовь, «софия» - мудрость, т.е. любовь к поиску истины.
В 5 веке до н.э. древнегреческий философ Пифагор впервые употребил термин «философия» как способ достижения истины. В последствие, ученик Сократа – Платон, под философией понимает особую науку. Можно считать, что философия является первой наукой.
Философия может рассматриваться в следующих смыслах:
1) Как философская форма мировоззрения
2) Как вид познавательной деятельности человека
3) Как особая наука
Мировоззрение – система обобщенных взглядов, оценок, идеалов и принципов, выражающих отношение людей к окружающей их действительности и к самим себе в ней и определяющих их поведение и деятельность.
Мировоззренческие уровни (с конца):
1) Мироощущение
2) Мировосприятие
3) Миропредставление
4) Миропонимание
5) Убежденность
Мировоззренческие блоки:
1) Философский блок
2) Гуманитарный блок
3) Натуралистической блок
4) Социальный блок
Факторы формирования мировоззрения:
1) Внешние: эпоха, культура, общественный строй, социальная макро- и микросреда
2) Внутренние (рефлексия) – это логические размышления и обращения к нашему «Я». К нему относятся: самообразование, самовоспитание
Исторические типы мировоззрения:
1) Мифологическая картина мира
2) Религиозная картина мира
3) Философская картина мира
Мифологический характерен для доклассового общества; основан на недостатке знаний и подовом укладе жизни. Основные черты:
а) Очеловечивание природы
б) Синкретизм (сплавленность) реалий, фантазий и верований
в) Образность
Главные функции:
1) Сохранение традиций
2) Поддержание сплоченности первобытного коллектива
3) Замещение отсутствующих знаний
Религиозный формируется при разложении мифа как мировоззрения; характерен для классовых обществ. Основные черты:
а) Вера в сверхъестественные силы, определяющие жизнь природы и человека
б) Раздвоенность мира на посюсторонний и потусторонний
Главные функции:
1) Компенсация желаемого, но недостижимого
2) Моральное воспитание
Философский формируется при разложении мифа как мировоззрения. Основные черты:
а) Опора на науку и общественную практику
б) Системность
в) Рациональность
Главные функции:
1) Теоретическое и логическое осмысление действительности
2) Выработка целостной картины мира
Предмет философии, основные разделы и функции.
Предмет философии представляет собой особый способ видения объектов исследования. Объектами исследования философии является: природа, человек и его мышление, общество.
Основные разделы философского знания:
1) Онтология – учение о бытие (существование и сущности мира)
2) Гносеология – учение о знании (теория познания)
3) Методология – учение о путях и способах познания
4) Социальная философия – учение об обществе и его развитии
5) Философская антропология – учение о человеке
Основные особенности философии относительно науки:
1) Наиболее ярко выраженный мировоззренческий характер
2) Предельно общий характер изучаемых законов и используемого при этом понятийно-категорического аппарата
3) Выработка базовых мировоззренческих идей и методологических установок, используемых в науке
4) «Вечность» исследуемых проблем, никогда не имеющих окончательного решения
5) Отражение ценностных ориентаций и идеалов своей эпохи и определенной культуры
6) Присутствие в философских учениях не только объективного знания, но также личностного мировоззрения создавших их мыслителей
Основной вопрос философии, философские направления.
Вопрос имеет 2 стороны (аспекта) своей постановки и решения:
1) Онтологическую, в которой указанное отношение определяется в плане уяснения сущности мира (его исходной духовности или материальности)
2) Гносеологическую, в которой это отношение рассматривается в плане принципиальной возможности достижения человеком объективности своего знания, т.е. установления соответствия между содержанием его знаний об окружающей действительности и самой этой действительности
Онтологическая сторона (что первично: дух или материя?):
1) Материализм: первичность материи и вторичность духа (сознания)
2) Дуализм: независимость друг от друга и равнозначности материи и духа
3) Идеализм: первичность духа (сознания) и вторичность материи
Гносеологическая сторона (познаём ли мир и насколько?):
1) Гносеологический оптимизм утверждает принципиальную познаваемость мира
2) Гносеологический пессимизм (агностицизм) отрицает возможность объектного знания
Основные формы материализма и идеализма.
Материализм. «Наивный» (наглядно-образный). Характерен для Античности (5-1вв до н.в.)
· Демокрит (460-371 до н.э.)
· Эпикур (341-270 до н.э.)
· Лукреций Кар (99-55 до н.э.)
Метафизический (механический). Характерен для Нового времени (27-19вв)
· Ф. Бэкон (1561-1626)
· Д. Локк (1632-1704)
· Б. Спиноза (1632-1677)
· П. Гольбах (1723-1789)
· Л. Фейербах (1804-1872)
Диалектический и исторический. Характерен для второй половины 19-20вв.
· К. Маркс (1818-1883)
· Ф. Энгельс (1820-1895)
· Г. Плеханов (1856-1918)
· В. Ленин (1870-1924)
Идеализм. Объективный (в качестве первичного полагает объективно-духовное – мир идей, Бога, мировой разум и т.п.)
· Платон (427-347гг. до н.э.)
· Аврелий Августин (354-430)
· Фома Аквинский (1225-1274)
· Г. Гегель (1770-1831)
Неотомизм. Субъективный (в качестве первичного полагает сознание субъекта – как отдельного человека, так и человечества в целом)
· Дж. Беркли (1685-1753)
· Д. Юм (1711-1776)
· И. Фихте (1762-1814)
· Э. Мах (1838-1916)
· Р. Авенариус (1843-1896)
Экзистенциализм