Правила оформления реферата.




ТЕМЫ, ЛИТЕРАТУРА И ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ РЕФЕРАТОВ.

Цель и задачи реферата.

Лучшему усвоению курса способствует написание рефератов. Основной смысл реферата состоит в изложении содержания различных точек зрения по рассматриваемому вопросу с привлечением как приводимых ниже изданий, так и найденных самим учащимся (включая Интернет).

Темы рефератов и литература к ним

I. УЧЕНЫЕ XX ВЕКА О НАУКЕ:

Темы:

Н. Бор, М. Борн, В. Гейзенберг, Н. Виннер, Луи де Бройль, П. Капица, Н. Н. Моисеев, И. Р. Пригожин, А. Пуанкаре, Б. Рассел, Г. Селье, А. Эйнштейн.

Литература:

1. Бор. Н. Атомная физика и человеческое познание. М., 1961.

2. Борн М. Физика в жизни моего поколения. М., 1963;

3. Борн М. Моя жизнь и взгляды. М., 1973.

4. Винер Н. Кибернетика и общество. М., 1958;

5. Винер Н. Творец и робот. М., 1966.

6. Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. М., 1989;

7. Гейзенберг В. Шаги за горизонт. М., 1987.

8. Капица П. Эксперимент, теория, практика. Статьи и выступления. М., 1974;

9. Капица П. Научные труды. М., 1998.

10. Моисеев Н. Н. Алгоритмы развития. М., 1987;

11. Моисеев Н. Н. Современный рационализм. М., 1995;

12. Моисеев Н. Н. Расставание с простотой. М., 1998.

13. Пригожин И. Р., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986;

14. Пригожин И. Р., Стенгерс И. Время, хаос, квант. М., 1994.

15. Пуанкаре А. О науке. М., 1983.

16. Рассел Б. Человеческое познание. Киев. 1997;

17. Рассел Б. Почему я не христианин. М., 1987.

18. Селье Г. От мечты к открытию. М., 1987.

19. Эйнштейн А. Физика и реальность. М., 1965;

20. Эйнштейн А. Эволюция физики. М., 1965.

 

II. Математика и ее роль в познании.

Темы:

1. Предмет математики.

2. Проблема абстракции в математике.

3. Проблема истины в математике.

4. Основания математики.

5. Математика как метод.

6. Математика и естествознание.

Литература:

1. Белл Э. Т. Творцы математики. М., 1979.

2. Бурбаки Н. Очерки по истории математики. М., 1963.

3. Стройк Д. Я. Краткий очерк истории математики. М., 1978.

4. Колмогоров А. Н. О профессии математика. М., 1954.

5. Клайн М. Математика. Поиски истины. М., 1988.

6. Кудрявцев Л. Д. Мысли о современной математике и ее изучении. М., 1977.

7. Пойа Д. Математическое открытие. М., 1976.

8. Пуркерт В., Ильгаудс Х. И. Георг Кантор. Харьков, 1991.

9. Реньи А. Трилогия о математике. М., 1980.

10. Кедровский О. И. Взаимосвязь философии и математики в процессе исторического развития. М., 1974.

11. Петров Ю. А. Философские проблемы математики. М., 1973.

12. Рузавин Г. И. О природе математического знания. М., 1968.

13. Яновская С. А. Методологические проблемы науки. М., 1972.

III. ЛОГИКА И ЕЕ РОЛЬ В ПОЗНАНИИ.

Темы:

1. Основные этапы в развитии логики.

2. Многообразие современной логики.

3. Проблема определения.

4. Дедукция и индукция.

Литература:

1. Бирюков Б. В. Жар холодных числ и пафос бесстрастной логики. М., 1985.

2. Горский Д. П. Обобщение и познание. М., 1985; Определение. М., 1974.

3. Зегет В. Элементарная логика. М., 1985.

4. Ивлев Ю. В. Логика. М., 1992.

5. Кондаков Н. И. Логический словарь. М., 1971.

6. Лебедев С. А. Индукция как метод научного познания. М., 1980.

7. Маковельский А. О. История логики. М., 1967.

8. Меркулов И. П. Гипотетико-дедуктивная модель и развитие научного знания. М., 1980.

9. Попович М. В. Очерк развития логических идей в культурно-историческом контексте. Киев. 1979.

10. Философия, логика, язык. М., 1987.

IV. ИНТУИЦИЯ И ТВОРЧЕСТВО УЧЕНОГО.

Темы:

1. Интуиция ученого.

2. Творческое мышление.

3. Гений в науке.

4. Проблема открытия в науке.

Литература:

1. Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М., 1967.

2. Асмус В. Ф. Проблема интуиции в философии и математике. М., 1963.

3. Бунге М. Интуиция и наука. М., 1967.

4. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. М., 1990.

5. Гончаренко Н. В. Гений в искусстве и науке. М., 1991.

6. Грязнов Б. С. Логика, рациональность, творчество. М., 1982.

7. Декарт Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках. Сочинения. Т. 1. М., 1989.

8. Дилтс Р. Стратегия гениев. М., 1998.

9. Интуиция, логика, творчество. М., 1987.

10. Краткий миг торжества. О том как делаются научные открытия. М., 1989.

11. Лапшин И. И. Философия изобретения и изобретение в философии. М., 1999.

12. Ломброзо П. Гениальность и помешательство. М., 1990.

13. Майданов А. С. Искусство открытия. М., 1993.

14. Никитин Е. П. Открытие и обоснование. М., 1988.

15. Основные современные концепции творчества и одаренно­сти. М., 1997.

16. Пекелис В. Твои возможности человек. М., 1984.

17. Пойа Д. Математическое открытие. М., 1976.

18. Пономарев Я. А. Психика и интуиция. М., 1967.

19. Рассел Б. Искусство мыслить. М., 1999.

20. Славин А. В. Проблема возникновения нового знания. М., 1976.

Эфроимсон В. П. Гениальность и генетика. М., 1998.

V. СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ НАУКИ.

Темы:

1. Классическая и современная наука.

2. Научная теория.

3. Наука и религия.

4. Границы науки.

5. Лженаука.

VI. МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ

1. История методологии науки (К. Поппер, Р. Карнап, И. Лакатос, Т. Кун, П. Фейерабенд, Ф. Франк, Дж. Холтон, Г. Башляр).

2. Научное познание как предмет методологического анализа.

3. Научная проблема.

4. Гипотеза и ее роль в научном познании.

5. Гипотетико-дедуктивный метод.

6. Методы анализа и построения научных теорий.

7. Методы проверки, подтверждения и опровержения научных теорий и гипотез.

8. Системный метод исследования

 

Литература:

1. Барсков А. Г. Научный метод: возможности и иллюзии. М., 1994.

2. Башляр Г. Новый рационализм. М., 1987.

3. Гайденко П. П. Эволюция понятия науки. М., 1980.

4. Гинзбург В. Л. О физике и астрофизике. Изд. 2-е. М., 1992.

5. Гинзбург В.Л. «О лженауке и необходимости борьбы с ней», журнал «Наука и жизнь», 2000, №11.

6. Границы науки. О возможности альтернативных моделей познания. М., 1984.

7. Грязнов Б. С., Дынин Б. С., Никитин Е. П. Теория и ее объект. М., 1973.

8. Девятова С. В. Религия и наука: шаг к примирению? М., 1993.

9. Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М.,1990.

10. Заботин П. С. Преодоление заблуждения в научном познании. М., 1979.

11. Знание за пределами науки. М., 1996.

12. Ильин В. В. Критерии научного знания. М., 1989.

13. Карнап Р. Философские основания физики. М., 1971.

14. Кезин А. В. Научность: эталоны, идеалы, критерии. М., 1987.

15. Кимелев Ю. А., Полякова Н. Л. Наука и религия: историко-культурный очерк. М., 1988.

16. Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. М., 1985.

17. Кузнецов Б. Г. Идеалы современной науки. М., 1983.

18. Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.

19. Лакатос И. Доказательство и опровержение. М., 1967.

20. Мень А. Истоки религии. Собр. Соч. В 7-ми томах. Т. 1. М., 1991.

21. Микешина Л. А., Опенков М. Ю. Новые образы познания и реальности. М., 1997.

22. Микешина Л.А. Методология научного познания в контексте культуры. М.,1992.

23. Мороз О. От имени науки. О суевериях XX в. М., 1989.

24. Никифоров А. Л. От формальной логики к истории науки. М., 1983.

25. Овчинников Н. Ф. Тенденция к единству науки. Познание и природа. М., 1988.

26. Полесушкин В.А. Познание, его возможности и границы. Знание и вера. М., 1999.

27. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.

28. Ракитов А. И. Философские проблемы науки. М., 1977.

29. Рассел Б. Почему я не христианин. М., 1987.

30. Рузавин Г. И. Научная теория. М., 1978.

31. Рузавин Г. И. Методология научного исследования. М. 1999

32. Современная философия науки: знание, рациональность, ценность в трудах мыслителей Запада. М., 1996.

33. Стенли Л. Спаситель науки. М., 1992.

34. Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М., 1994.

35. Степин В.С. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. М., 2000.

36. Структура и развитие науки. М., 1978.

37. Торчилин В. П. Там, где кончается наука. М., 1991.

38. Уайтхед А. Избранные работы по философии. М., 1990.

39. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.

40. Франк Ф. Философия науки. М., 1960.

41. Хейворд А. Бог есть. Может ли ученый верить в Бога? М., 1996.

42. Холтон Дж. Тематический анализ науки. М., 1981.

43. Хюбнер К. Критика научного разума. М., 1994.

44. Черняк В. С. История, логика, наука. М., 1986.

45. Швырев В. С. Анализ научного познания: основные направления, формы, проблемы. М., 1988.

46. Шевырев В. С. Научное познание как деятельность.

47. Яки С. Л. Спаситель науки. М., 1992.

Правила оформления реферата.

Реферат подается в печатном виде объемом не менее 1 печатного листа (около 40000 знаков). Реферат должен иметь: 1) титульный лист; 2) оглавление; 3) текст; 4) список литературы по теме. Текст может быть разделен на главы и параграфы.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Московский государственный горный университет Кафедра философии и культурологи ТЕМА Выполнил: (ФИО автора и группа) Проверил: (ФИО преподавателя) Москва 2016

 

Особое внимание пишущий реферат должен обратить на грамотное цитирование литературы. Если используется текст источника без изменений, то он должен быть заключен в кавычки, после которых помещается знак сноски.

Сноски могут быть в конце страницы или в конце текста. В Word¢е сноски формируются автоматически при указании их характера. Варианты: А. сноски в конце страницы: «Ссылки» — «точка» («флажок») «сноски», окно «в конце страницы» — «формат номера» (выбрать арабские цифры); Б. сноски в конце текста: «Ссылки» — «точка» («флажок») «концевые сноски» — окно «в конце документа» — «формат номера» (выбрать арабские цифры).

Правила оформления цитаты и сноски:

1) вариант: П. В. Алексеев и А. В. Панин пишут: «В современный период отмечается сближение философии и математики, что усиливает интегрирующую силу философского и математического методов»1.

2) вариант: «В современный период, — пишут П. В. Алексеев и А. В. Панин, — отмечается сближение философии и математики, что усиливает интегрирующую силу философского и математического методов»1.

------------------------

1Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. Изд. 2-е. М., 1997. С. 27. (Сноска страничная или в конце текста).

Если источник цитируется подряд несколько раз на одной или ближайших страницах, то в сноске допускается упрощение:

1 Алексеев П. В., Панин А. В. Указ. соч. С. 27.

или

1Там же. С. 27.

Если текст источника излагается автором своими словами, то кавычки не ставятся, а в сноске указывается сокращенное «См.: ». Например:

П. В. Алексеев и А. В. Панин в свое время писали, что в современный период происходит сближение философии и математики, сопровождающееся усилением интегрирующей силы философского и математического методов1.

-------------------------

1См.: Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. Изд. 2-е. М., 1997. С. 27.

Если пишущему реферат необходимо использовать цитату из недоступного источника (например, иностранного), приводимую в другой книге, то сноску следует начинать словами: «Цит. по: » и далее привести назва­ние книги, из которой берется цитата, а также указать страницу, на которой она находится.

НЕЛЬЗЯ ПРИМЕНЯТЬ В РЕФЕРАТЕ ЧУЖИЕ ТЕКСТЫБЕЗ ВЫДЕЛЕНИЯ И СНОСОК!!!

Выбор темы реферата.

Учащийся может выбрать любую из перечисленных тем, после чего сообщает ее преподавателю.

Консультации.

При возникновении вопросов, учащийся может обратиться за разъяснениями к преподавателю (в установленное время в аудитории №631 или по электронной почте: ivanovkaf@yandex.ru).

Сроки подачи реферата.

Реферат сдается на кафедру лектору в течение семестра, но не позднее трех недель до начала экзаменационной сессии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: