Мораль и искусство как формы нормативной регуляции и эстетического отношения к миру.




Мораль - специфический способ нормативной регуляции пове­дения человека в обществе; система норм, правил, оценок, регулирующих общение и поведение людей в целях гармониза­ции интересов индивида и общества. (= нравственность!).

Понятие нравственности включает совокупность реаль­ных практических норм поведения человека в конкретных жиз­ненных ситуациях (сфера сущего).

Струк­турные элементы морали: моральные нормы («не лги», «не прелюбодей­ствуй», «почитай старших» и т. п.); моральные ценности (добро, справедливость, истина и т. д.); моральные принципы (альтруизм, коллективизм, индивидуализм и др.); морально-пси­хологические механизмы самоконтроля личности (долг, совесть, ответственность).

Важнейшими чертами, выражающими специфику морально­го регулирования поведения человека, являются:

1) внеинституциональность (нормы морали формируются в практике массового поведения и воспроизводятся совокупным давлением обществен­ного мнения);

2) всепроникающий и всеобъемлющий характер (моральные требования и оценки проникают во все без исключе­ния сферы человеческой жизнедеятельности);

3) императив­ность (требования морали апеллируют не к внешней целесообраз­ности, а к моральному долгу, имеют форму прямого и безусловно­го повеления);

4) кроме того, мораль - сфера внутренней регламентации поведения, самоопределения и свободного выбора человека, а, следовательно, сфера его личной ответственности.

Теории происхождения морали: естественно-историческая, религиозная, априорно ценнос­тная. Функции морали: оценочная, императивная (отражает долженствовательный характер морали); воспитательная; коммуникативная (в рамках межличностного общения); гуманизирующая (способствует гуманизации - уравнивает их перед лицом морали); познавательная.
Искусство - особая форма освоения мира, основу которой составляет эстетическое отношение человека к действительности.

В большинстве видов и форм бытия человека эстетический аспект является второстепенным, подчиненным (материальное про­изводство, наука, право, спорт и т. д.). И только в искусстве эсте­тическое обладает самодовлеющим статусом, приобретает основ­ное и самостоятельное значение.

Не случайно термин «искусство» употребляется чаще всего в двух основных значениях: 1)мастерство, умение, сноровка в любой форме практичес­кой деятельности;

2)особая форма человеческой деятельности, ориентирован­ная на создание художественных произведений (художественное творчество), в которой эстетическое сознание из сопутствующего элемента превращается в основную цель.

Отмеченная сфера художественного творчества, исторически развиваясь, образует особую подсистему культуры - художествен­ную культуру, функционирующую по имманентным законам и обладающую рядом специфических особенностей. Искусство в отличие от других форм духовной деятельности ориентировано на эмоционально-чувственную сферу человека.

Изучением природы и специфики эстетического отношения человека к действительности, закономерностей художественно­го творчества занимается особая философская наука - эстетик а (понятие введено в XVIII в. А. Баумгартеном).

Философско-эстетические взгляды развивались Аристотелем, И. Кантом. Как философия искусства эсте­тика впечатляюще представлена в творчестве Г. Гегеля. Среди отечественных исследователей искусства широко известны А. Герцен, В. Белинский, Н. Бердяев, А. Лосев.

Искусство выполняет целый ряд функций - познавательную, воспитательную, аксиологичес­кую, коммуникативную и др. Однако главная функция искус­ства – эстетическая ( призвано доставлять человеку эстетическое удовлетворение и наслаждение, формировать его эстетический вкус.)

 

28. Религия как форма духовного освоения реальности.
Религия – мировоззрение, миропонимание и мироощущение, основанное на вере в реальное существование той или иной разновидности сверхъестественных сил и в их определяющее воздействие на мироздание и жизнь человека.
Социальные корни религии: ее основу составляет совокупность общественных отношений, продуцирующих объективное бессилие людей перед внешними обстоятельствами.

Психологические корни религии существуют в индивидуальной и общественной психологии, в тех психологических процессах, в которых переживается ограниченность и зависимость бытия людей.

Религия имеет гносеологическую почву — познавательную деятельность человека.

Структура религии: религиозное сознание, религиозный культ и религиозные организации.

Религиозное сознание состоит из двух уровней – религиозной идеологии и религиозной психологии. В современных развитых религиях в состав религиозной идеологии входят теология, религиозная философия, богословские концепции отдельных сфер общества (экономики, политики, права).

Религиозный культ – совокупность символических действий, связанных с практическим и духовным обращением к Богу.

Религиозные организации – это объединения последователей той или иной религии, возникающие на основе общности верований и культа. Основным типом религиозной организации является церковь – религиозный институт, регулирующий как отношения внутри религиозных объединений, так и связи со светскими социальными институтами.
Основные функции религии:

1.Мировоззренческая (формирование надежды на спасение от страданий, несчастий, одиночества, морального падения, жизнь приобретает смысл),

2.Компенсаторская (возможность религии возмещать, компенсировать человеку его зависимость от природных и социальных стихий, чувства бессилия, тяжесть бытия),

3.Коммуникативная — общение верующих между собой, с Богом, ангелами, душами умерших, святыми),

4.Регулятивная (религия - программа поведения людей),

5. Интегративная (даёт человеку возможность самоопределиться в общественной системе, которые имеют такие же взгляды, ценности, верования).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: