I. Ответить на следующие вопросы.
1.В чем особенность ценообразования на общественные блага?
2.Назовите инструменты неценового равновесия в общественном секторе.
3. В чем суть метода денежной оценки альтернативной стоимости общественных благ?
4. Раскройте гедонистическую трактовку ценообразования.
5. В чем заключается «эффект сноба» и «эффект толпы»?
6. Как образуется цена на блага «естественных монополий»?
7. Практика установления «потолка цен».
8. Нормирование благ с помощью карточно-талонной системы.
9. Дотационное ценообразование.
10. Роль субсидий и субвенций в общественном секторе.
11. «социально низкие цены» в период «шоковой терапии» в России.
12.Избирательный постепенный переход к либерализации цен в Западной Европе после второй мировой войны.
13. Квази-государственно устанавливаемые цены (на примере Германии).
II. Дать следующие определения:
1. Общественное благо.
2. Механизм ценообразования.
3. Субсидии, дотации, субвенции.
4. Ценообразование на олигопольном рынке.
5. Специфика ценообразования на чистые общественные блага.
6. Ценообразование на социально-значимые общественные блага.
7. Особенности ценообразования на перегружаемые блага и блага с ограниченным доступом.
8. Методы государственного регулирования цен в отраслях естественных монополий.
9. Отражение внешних эффектов в ценообразовании в общественном секторе.
III. Проанализировать проблему.
Эффективность ценообразования в общественном секторе.
IV. Решить задачи и тесты.
Задача 1.
Если эластичность спроса по доходу на образование в регионе равна 1, то каково будет воздействие на расходы на образование в регионе предоставление ему блочного гранта в 100 тыс. руб.? В настоящее время регион тратит на образование 5% своего бюджета.
Задача 2.
Издержки на производство общественного блага в двух регионах одинаковы и составляют 20 тыс. руб. на единицу. В первом регионе население готово оплачивать при таких издержках 8 единиц блага, во втором 12 единиц. Если решение о производстве будет принято централизовано, то жители первого региона получат выгод только на 13 тыс. руб. с единицы блага, а жители второго региона на 24 тыс. руб. с единицы блага. Рассчитайте величину потерь потребителей двух регионов в случае централизованного принятия решения о производстве общественных благ.
Тесты (возможен только один вариант ответа).
1. Если MRS двух благ не равны для двух потребителей, то:
а) один потребитель может улучшить свое положение, не ухудшив положения другого;
б) оба могут улучшить сове положение;
в) никто не может улучшить своего положения, не ухудшив положения других;
г) все вышеперечисленное неверно.
2. Кривая рыночного спроса на общественное благо:
а) не отличается от кривой рыночного спроса на частное благо;
б) определяется суммированием по горизонтали всех кривых индивидуального спроса;
в) определяется суммированием по вертикали всех кривых индивидуального спроса;
г) имеет обратный наклон по отношению к кривой спроса на частное благо.
3. Какие внешние эффекты проявляются при производстве чисто общественных благ?
а) положительные;
б) отрицательные;
в) и положительные, и отрицательные;
г) никаких.
4. В городе Энске проживает 198 семей. Для 100 из них ценность уборки улиц мусорщиками представлена функцией индивидуального спроса: P1 = 1 – 0,1F, а для остальных: P2 = 2 – 0,2F, где Р – цена; F – количество уборщиков. Предельные издержки найма уборщика равны 148 карбованцам. Сколько уборщиков следует нанять домоуправлению?
а) 10; б) 5; в) 1; г) 0.
5. Эффективным является такой объем производства чистого общественного блага, при котором:
а) никто не ограничен в его потреблении;
б) благо производится с наименьшими издержками;
в) частные предельные издержки производства блага равны общественным предельным выгодам его потребления;
г) общественные предельные издержки производства блага равны общественным предельным выгодам его потребления.
6. Когда производимые государством общественные блага финансируются за счет налогов. Эффективность их производства достигает максимума:
а) при единой ставке налога;
б) при дифференцированной ставке налога;
в) при ограничении круга потребителей;
г) при бесплатности общественных благ.
7. Реальная зарплата российского профессора в результате рыночных реформ упала примерно в 10 раз. Основной причиной этого является:
а) падение производительности труда профессора;
б) падение IQ профессора (все умные ушли в рыночные структуры);
в) последствия провалов рынка;
г) труд профессоров стал менее востребован обществом.
8. Неэффективность рыночного ценообразования при производстве общественных благ проявляется в том, что:
а) страны, полагающиеся только на рыночный механизм, превращаются в отсталые общества;
б) снижается образованность общества;
в) не создаются транспортные коммуникации там, где они могут оказаться наиболее перспективными;
г) все перечисленное верно.
9. Когда депутаты обусловливают принятие решения о субсидировании производства одного общественного блага выделением субсидирования для производства другого блага, то скорее всего, это является свидетельством:
а) лоббистской деятельности депутатов;
б) стремления депутатов к реализации принципа равного подхода;
в) общественной ответственности депутатов;
г) стремления к максимизации общественных выгод;
д) ответственности депутатов перед избирателями.
10. Когда экономисты классифицируют блага в соответствии с особенностями их предоставления, то они делят все блага на:
а) общественные и частные;
б) чисто общественные и чисто частные блага;
в) полноценные и неполноценные;
г) предметы роскоши и блага первой необходимости;
д) общественные и квазиобщественные.