Техническое оснащение и дидактический материал




Министерство образования и науки РСО-Алания

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №26

 


Утверждаю

Директор

___________________

«»________2015г.
Принято

Председатель МС

______________________

«»________2015г.
Согласовано

Зам.директора по ВР

_______________________

«»________2015г.


Рабочая программа внеурочной (внеучебной)

Деятельности

курса (студии, кружка, клуба, секции)

Очумелые ручки (объединения «Креатив»)

начального общего образования

 

 

Составитель:

Афанасьева Ирина Олеговна

педагог дополнительного

образования

высшей квалификационной категории

 

2015-2016 учебный год

г. Владикавказ.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В связи с быстрым ростом объёма знаний, увеличением количества часов дисциплин естественнонаучного цикла, наблюдается тенденция к снижению познавательной преобразующей предметно-практической деятельности учащихся. Возникает потребность в создании комплексных программ, посвященных не какому-то отдельному виду творчества, а включающих одновременно несколько разделов данной образовательной области. Изучение образовательной области «Технология» включает в себя изучение графики, культуры дома, художественной обработки материалов, введение в художественное конструирование, оформительских работ и дизайна, декоративно-прикладного и технического творчества.

Программа «Креатив» помимо всех перечисленных разделов содержит игровой компонент, объединяющий эти темы. Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся. Она:

ü Учит детей различным приемам работы с разнообразными материалами.

ü Развивает у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.

ü Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.

ü Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления.

ü Развивает пространственное воображение – учит читать чертежи и представлять по ним изделия в объеме, помогает развитию чертежных навыков, так как схемы понравившихся изделий нужно зарисовывать в тетрадь.

ü Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.

ü Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.

ü Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

ü Большое внимание при обучении уделяется созданию сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные учащимися.

Оригинальность композиции достигается тем, что фон оформляют дополнительными деталями. Так, в зависимости от темы композиции, создают нужную окружающую обстановку. Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое оформление. При помощи цвета передается определенное настроение сюжета. В процессе создания композиций у детей формируется чувство центра, симметрии, представление о глубине пространства. Они учатся правильно располагать предметы, освещать, подбирать отделку по цвету и фактуре, декорировать и т.д. Таким образом, создание композиций способствует применению школьниками знаний, полученных на уроках труда, рисования, черчения, математики и др. Также в занятия, предполагающие игровые ситуации, могут быть включены разделы по изучению иностранных языков.

Идея реализации учебного процесса через игровую деятельность практически не используема в образовательных учреждениях. Этот метод наиболее интересен именно в таком возрасте, когда ребенок обладает отработанными навыками, понимает смысл производимой работы, стремится к достижениям ради цели, поставленной самим себе, а не взрослыми, умеет мыслить более творчески и не зависеть от шаблона. В этих условиях можно осязать, видеть, чувствовать плоды своей образовательной деятельности и творческого мышления.

Цель настоящей программы - разностороннее комплексное развитие детей, активизация познавательной и творческой деятельности, повышение эффективности их обучения в средней школе; подготовка к самостоятельной жизни в современном мире, и дальнейшему профессиональному самоопределению.

Задачи:

- образовательные – формирование знаний по основам дизайна и материаловедения, освоение основных приёмов обработки материалов, углубление и расширение знаний об истории и развитии народных художественных промыслов, применение знаний, полученных на смежных уроках, для создания композиций.

- воспитательные - привитие интереса к истокам народного творчества, воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда.

- развивающие - развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей, формирование эстетического и художественного вкуса.

Дополнительная образовательная программа разработана на основе типовых программ, с учётом учебных стандартов общеобразовательных школ России, отвечает требованиям стандартов второго поколения, позволяет вести уроки в рамках ФГОС.

Подавляющее большинство программ для государственных внешкольных учреждений предполагает изучение лишь какого-то одного вида декоративно-прикладного творчества, о чем говорят сами названия программ: “Аппликация соломкой”, “Вышивка”, “Художественная вышивка”, “Мягкая игрушка”.

В программе “Технология” отводится мало времени изучению такого вида декоративно-прикладного искусства как вышивание, и совсем не уделяется внимания флористике, изготовлению изделий из солёного теста, мягкой игрушки, искусственных цветов из ткани, вышиванию лентами, бисероплетению и др.

Программа “Креатив” не дублирует ни одну из вышеперечисленных программ и является существенным дополнением в решении важнейших развивающих, воспитательных и образовательных задач педагогики.

Настоящая программа призвана научить детей не только репродуктивным путём осваивать сложные приёмы обработки разнообразных материалов и различные техники выполнения изделий декоративно-прикладного творчества, но и побудить творческую деятельность, направленную на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении работы.

Благодаря обучению в творческом объединении “Креатив” учащиеся могут получить начальные сведения, как о самых древних, так и о современных видах декоративно-прикладного творчества.

Средний возраст учащихся - 8 лет. У детей этого возраста хорошо развита механическая память, произвольное внимание, наглядно-образное мышление, зарождается понятийное мышление на базе жизненного опыта, неподкреплённое научными данными, развиваются познавательные и коммуникативные умения и навыки. В социальном плане свойственны высокая самооценка (часто адекватная), стремление к самоутверждению (зачастую через негативные поступки), культ силы в дружбе, критическое отношение к взрослым. Это период формирования групп, большое значение приобретают взаимоотношения со сверстниками. На данном возрастном этапе существует опасность возникновения смысловых барьеров и мотивационного кризиса (школьной дезадаптации).

Программа рассчитана на 1год обучения - по 36 часов на каждую подгруппу. Режим работы объединения –1 раз в неделю по 1 часу для каждой подгруппы. В группы первого года обучения приходят дети, не имеющие специальных навыков. Программа 1-го года обучения разработана для учащихся 7-11 лет, количество детей в подгруппе 7-14человек.

В первый год обучения учащиеся знакомятся с понятием «дизайна», основами цветоведения, декорирования интерьера. Первые занятия учат основным способам обработки природных материалов растительного происхождения. Работа с природным материалом позволяет не только в развитии моторных навыков и фантазии, но также включает в себя игровые моменты, позволяющие ребенку выражать себя в своих героях. Поделки из соленого теста также могут быть использованы в игровой деятельности. Также в первый год занятий учащиеся осваивают основные способы обработки природных материалов животного происхождения - биолатрику, искусство складывания бумаги - оригами,бумагокручение - квилинг и работу с пластиком. Разнообразие таких простых, но требующих усидчивости и терпения направлений развивают в детях внимание, память, улучшают способность к сосредоточению на предмете деятельности.

В творческом объединении “Креатив” основной дидактический принцип - обучение в предметно-практической деятельности. Одним из способов организации учебной деятельности является упражнение, заключающееся в многократном выполнении необходимых действий.

В процессе обучения используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
•словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
•практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
•объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию.
•репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности,
•частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом,
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
•фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися,
•индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы,
•групповой – организация работы в группах,
•индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Помимо учебной деятельности с учащимися творческого объединения проводится просветительская и досугово-развивающая работа: экскурсии в музеи посещение театров и т.д.

С целью выявления уровней обученности предлагается следующая градация:

I уровень - репродуктивный с помощью педагога;

II уровень - репродуктивный без помощи педагога;

III уровень - продуктивный

IV уровень - творческий

Педагогический контроль знаний, умений и навыков учащихся в творческом объединении осуществляется в несколько этапов и предусматривает несколько уровней.

I. Промежуточный контроль.

1. Тестовый контроль, представляющий собой проверку репродуктивного уровня усвоения теоретических знаний с использованием карточек-заданий по темам изучаемого курса.

2. Фронтальная и индивидуальная беседа.

3. Цифровой, графический и терминологический диктанты.

4. Выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней сложности.

5. Решение ситуационных задач направлено на проверку умения использовать приобретенные знания на практике.

6. Игровые формы контроля.

Промежуточный контроль предусматривает участие в конкурсах и выставках разного уровня: районных, городских, республиканских.

II. Итоговый контроль

Итоговый контроль проводится по сумме показателей за всё время обучения в творческом объединении, а также предусматривает выполнение комплексной работы, включающей изготовление изделия по единой предложенной схеме и творческую работу по собственным эскизам с использованием различных материалов.

Конечным результатом выполнения программы является выход учащихся на профессиональный уровень: участие в выставках, смотрах и конкурсах различных уровней.

Планируемые результаты обучения

Результаты на1-2 год обучения:

Личностные результаты

Создание условий для формирования следующих умений:

— положительно относиться к учению;

— проявлять интерес к содержанию предмета;

— принимать одноклассников, помогать им, отзываться на помощь от взрослого и детей;

— чувствовать уверенность в себе, верить в свои возможности;

— самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения, самые простые и общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

— чувствовать удовлетворение от сделанного или созданного самим для родных, друзей, для себя;

— бережно относиться к результатам своего труда и труда одноклассников;

— осознавать уязвимость, хрупкость природы, понимать положительные и негативные последствия деятельности человека;

— с помощью учителя планировать предстоящую практическую деятельность;

— под контролем учителя выполнять предлагаемые изделия с опорой на план и образец.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия:

— с помощью учителя учиться определять и формулировать цель деятельности на уроке;

— учиться проговаривать последовательность действий на уроке;

— учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

— с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

— учиться готовить рабочее место, с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;

— выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;

— учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные универсальные учебные действия:

— наблюдать связи человека с природой и предметным миром: предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий; сравнивать их;

— сравнивать изучаемые материалы по их свойствам, анализировать конструкции предлагаемых изделий, делать простейшие обобщения; группировать предметы и их образы по общему признаку (конструкторскому, технологическому, декоративно-художественному);

— с помощью учителя анализировать предлагаемое задание, отличать новое от уже известного;

— ориентироваться в материале на страницах учебника;

— находить ответы на предлагаемые вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);

— делать выводы о результате совместной работы всего класса;

— преобразовывать информацию из одной формы в другую — в изделия, художественные образы.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

— учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную или выявленную проблему.

Предметные результаты

1. Общекультурные и обще трудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание. Знать (на уровне представлений):

— о роли и месте человека в окружающем мире; о созидательной, творческой деятельности человека и природе как источнике его вдохновения;

— об отражении форм и образов природы в работах мастеров художников, о разнообразных предметах рукотворного мира;

— о профессиях, знакомых детям. Уметь:

— обслуживать себя во время работы: поддерживать порядок на рабочем месте, ухаживать за инструментами и правильно хранить их;

— соблюдать правила гигиены труда.

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. Знать:

— общие названия изученных видов материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей) и их свойства (цвет, фактура, толщина и др.);

— последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;

— способы разметки на глаз, по шаблону;

— формообразование сгибанием, складыванием, вытягиванием;

— клеевой способ соединения;

— способы отделки: раскрашивание, аппликация, прямая строчка;

— названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила безопасной работы ими.

Уметь:

— различать материалы и инструменты по их назначению;

— качественно выполнять операции и приемы по изготовлению несложных изделий:

1) экономно размечать сгибанием, по шаблону;

2) точно резать ножницами;

3) собирать изделия с помощью клея;

4) эстетично и аккуратно отделывать изделия раскрашиванием, аппликацией, прямой строчкой;

— использовать для сушки плоских изделий пресс;

— безопасно работать и хранить инструменты (ножницы, иглы);

— с помощью учителя выполнять практическую работу и самоконтроль с опорой на инструкционную карту, образец, используя шаблон.

3. Конструирование и моделирование Знать:

— о детали как составной части изделия;

— конструкциях — разборных и неразборных;

— неподвижном клеевом соединении деталей.

Уметь:

— различать разборные и неразборные конструкции несложных изделий;

— конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу, рисунку.

Результаты на 3-4 год обучения:

Личностные результаты

Создание условий для формирования следующих умений:

— объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера;

— уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;

— понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

— определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке,

— учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);

— учиться планировать практическую деятельность на уроке;

— под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);

— учиться предлагать из числа освоенных конструкторско- технологические приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);

— работать по составленному совместно с учителем плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы, чертежных инструментов);

— определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.

Познавательные УУД:

— наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;

— сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;

— учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения;

— находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике - словарь терминов, дополнительный познавательный материал);

— с помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;

— самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.

Коммуникативные УУД:

— уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;

— уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллектив но анализировать изделия;

— вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;

— учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе.

Предметные результаты

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание. Знать (на уровне представлений):

— об элементарных общих правилах создания рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность - симметрия, асимметрия, равновесие, динамика);

— о гармонии предметов и окружающей среды;

— профессиях мастеров родного края,

— характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства.

Уметь:

— самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы;

— готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место;

— выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности;

— самостоятельно выполнять в предложенных ситуациях доступные задания с опорой на инструкционную карту, соблюдая общие правила поведения, делать выбор, какое мнение принять в ходе обсуждения - свое или высказанное другими;

— уметь применять освоенные знания и практические умения (технологические, графические, конструкторские) в самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности.

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

Знать:

— обобщенные названия технологических операций: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка.

— названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;

— происхождение натуральных тканей и их виды;

— способы соединения деталей, изученные соединительные материалы;

— основные характеристики простейшего чертежа и эскиза и их различие;

— линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба) и приемы построения прямоугольника и окружности с помощью контрольно-измерительных инструментов;

— названия, устройство и назначение чертежных инструментов (линейка, угольник, циркуль).

Уметь:

— читать простейшие чертежи (эскизы);

— выполнять экономную разметку с помощью чертежных инструментов с опорой на простейший чертеж (эскиз);

— оформлять изделия, соединять детали прямой строчкой и ее вариантами;

— решать несложные конструкторско-технологические задачи;

— справляться с доступными практическими заданиями с опорой на образец и инструкционную карту.

3. Конструирование и моделирование

Знать:

— неподвижный и подвижный способы соединения деталей;

— отличия макета от модели.

Уметь:

— конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу;

— определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединения известными способами.

4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)

—знать назначение персонального компьютера, его возможности в учебном процессе.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

I года обучения

№ п/п Тема Общее кол-во часов В том числе:
Теор Практ
1. Вводное занятие 1. Что такое «дизайн» 2. Цвет и сочетания. 3. Интерьер 4. Декор. 5. Световое оформление помещений.     -
2.Работа с природными материалами.
2.1 Экскурсия на природу. Подготовка природных материалов.   -  
2.2. Флористика: 1. Аппликация из засушенных растений 2. Икебана 3. Мозаика из семян на пластилиновой основе      
2.3. Изделия из соломы: 1. Объёмные фигуры из соломы. Кукольный театр. 2. Аппликация из соломки.      
2.4 Поделки из соленого теста: 1. Фигурки животных. Кукольный театр. 2. Украшения, бижутерия 3. Предметы декора из соленого теста.      
2.5 Биолатрика: 1. Аппликация из ракушек 2. Поделки из ракушек 3. Композиции из яичной скорлупы 4. Мозаика из яичной скорлупы      
3. Работа с пластилином
3.1 Картины из пластилина: 1. Печать рисунка на пластилиновой основе 2. Расписной пластилин: 2.1. Шкатулка из спичечной коробки с отделкой под камень 2.2. Осеннее дерево      
3.2 1. Игрушки из пластилина: 1.1. Барыня 1.2. Курочка      
4.Работа с бумагой
4.1 Оригами: 1. Выполнение различных фигур: 1.1. Декоративное оригами: 1.1.1. Парусная лодка 1.1.2. Цепочка 1.2. Поделки 1.2.1. Пасхальная корзинка 1.3. Животные, люди, цветы 1.3.1. Лебедь 1.3.2. Бутоньерка 1.3.3. Тюльпан и ваза 1.4. Традиционные модели 1.4.1. Журавль 2. Составление композиций в технике оригами: 2.1. Картина «Лиса и заяц»      
4.2. Аппликация: 1. Вырезанная из бумаги аппликация 2. Отрывная аппликация 3. Аппликация из мятой бумаги 4. Аппликация из трёхслойных салфеток      
4.3. Квилинг:
  1. Открытки в технике квилинга
  2. Объемные изделия в технике квилинга
     
Работа с пластиком
5.1. Поделки из пластиковых бутылок: 1. Цветы из пластика. 2. Предметы декора, выполненные в этой технике.      
  Итоговое занятие.     -
ИТОГО:      
           

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий. Организация рабочего места. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила техники безопасности. Знакомство с областью дизайна, основами цветоведения, понятиями интерьер и декор помещений, а также правилами светового оформления.

2. РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ

2.1. ЭКСКУРСИЯ НА ПРИРОДУ

Экскурсия на природу. Знакомство с общим планом строения растений. Использование растений для флористических работ. Сбор природных материалов. Осенние явления в жизни растений.

Теоретические сведения. Способы подготовки природных материалов растительного происхождения: плоская, объемная сушка (воздушная, в песке или соли), консервация. Способы обработки соломки: сухой, влажный, отбеливание, тонировка.

Практическая работа. Плоская сушка растений. Объемная сушка; консервация частей растений. Вырезание междоузлий у стеблей злаковых. Разрезание вдоль волокна, разглаживание, создание различных цветовых тональностей.

2.2. ФЛОРИСТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

Теоретические сведения. Основные правила составления композиции. Понятия «флористика» и «экебана». История возникновения. Виды основы: бумага, картон, ткань, фанера, ДВП, кора деревьев, спилы древесины. Применение засушенных листьев, соцветий, плодов, семян при выполнении декоративной композиции. Способы их расположения.

Практическая работа. Подготовка основ. Расположение фрагментов композиции. Приклеивание. Пространственное расположение компонентов композиции при изготовлении игрушек. Оформление.

2.3. РАБОТА С СОЛОМКОЙ

Теоретические сведения. Краткие сведения о кукольном театре. Способы работы с соломой. Свойства данного материала. Особенности рисунка в аппликации соломкой. Стилизация рисунка. Виды основы: фанера, ДВП, черная бархатная бумага, картон с приклеенной тканью, стекло. Аппликация соломкой на деревянной, фанерной, бумажной основе.

Практическая работа. Выбор сюжета инсценировки, определение действующих лиц, воплощение их в куклы из соломы. Проведение спектакля учащимися. Для работы с аппликацией - выбор рисунка, нанесение ориентировочных линий приклеивания соломки. Последовательное разрезание рисунка на отдельные фрагменты. Приклеивание соломки. Подготовка фона. Наклеивание рамки. Размещение деталей аппликации.

2.4. ИЗДЕЛИЯ ИЗ СОЛЁНОГО ТЕСТА

Теоретические сведения. Исторический экскурс. Организация рабочего места. Материалы и инструменты. Приготовление солёного теста из пшеничной и ржаной муки, замешивание. Окрашивание теста. Обработка солёного теста. Способы изготовления изделий: вырезание формочками для выпечки, вырезание по шаблону, полуплоская и объёмная лепка. Обработка подручными средствами: насадками кулинарного шприца, расчёской, чайным ситечком, чесноковыжималкой. Отпечатки и выпуклые рельефы. Сушка и обжиг изделий. Способы сушки: воздушная, сушка в духовом шкафу, комбинированная. Цветовые эффекты и глазирование.

Практическая работа. Задумка сюжета. Определение объектов для лепки. Изготовление изделий из солёного теста. Сушка. Раскрашивание. Лакировка. Подготовка и проведение спектакля учащимися.

 

2.5. БИОЛАТРИКА

Теоретические сведения. Применение материалов животного происхождения при выполнении декоративной композиции. Способы обработки природных материалов животного происхождения (плавники, чешуя рыб, яичная скорлупа, пуховые перья и пух птиц, крылышки насекомых, раковины моллюсков и др.). Виды основы: бумага, картон, ткань, фанера, ДСП, кора деревьев, спилы древесины. Составление композиции. Способы расположения элементов композиции.

Практическая работа. Обработка материалов животного происхождения. Подготовка основ. Расположение фрагментов композиции. Приклеивание.

3. РАБОТА С ПЛАСТИЛИНОМ

Теоретические сведения. Общие сведения о свойствах пластилина. История зарождения и развития искусства лепки. Иллюстрации их работ скульпторов. Способы работы с пластилином.

Практическая работа. Изучение техник лепки. Выполнение различных фигур, комплектация объектов. Задумка композиции, составление эскиза. Изготовление объектов.

4. РАБОТА С БУМАГОЙ

ОРИГАМИ

Теоретические сведения. Общие сведения о свойствах бумаги. Виды бумаги и её происхождение. История зарождения и развития данного вида искусства. Мэтры данного жанра и иллюстрации их работ. Способы работы с бумагой. Изучение схем.

Практическая работа. Изучение базовых моделей оригами. Выполнение различных фигур, комплектация модульных объектов. Задумка композиции, составление эскиза. Изготовление объектов. Расположение предметов, подбор отделки по цвету и фактуре, декор композиции.


4.2. АППЛИКАЦИЯ

Теоретические сведения. История данного вида искусства. Основные приемы работы. Иллюстрация готовых композиций. Разновидности данной техники. Область применения.

Практическая работа. Задумка композиции, составление эскиза. Выполнение заготовок. Синтез композиции. Выполнение техники квилинга на изделии оригами позволяет интегрировать полученные учащимися знания.

4.3. КВИЛИНГ

Теоретические сведения. История данного вида искусства. Основные приемы работы. Иллюстрация готовых композиций. Разновидности данной техники. Область применения.

Практическая работа. Задумка композиции, составление эскиза. Выполнение заготовок. Синтез композиции. Выполнение техники квилинга на изделии оригами позволяет интегрировать полученные учащимися знания.

5. РАБОТА С ПЛАСТИКОМ

5.1. ПОДЕЛКИ ИЗ ПЛАСТИКОВЫХ БУТЫЛОК

Теоретические сведения. Что такое полимеры. О вреде, который мы наносим окружающей среде. Плюсы и минусы достижений науки. Чем мы можем помочь планете. Способы обработки пластика. Цветы из пластиковых бутылок – техника выполнения. Инструменты, необходимые для работы.

Практическая работа. Вырезание заготовок из пластиковых бутылок. Покраска. Соединение деталей. Окончательная обработка изделия и придание ему эстетического вида.

6. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ

Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.


Техническое оснащение и дидактический материал

1. Инструкция по технике безопасности при работе с инструментами.

2. Инструменты и вспомогательные приспособления: ножницы, кусачки, плоскогубцы, круглогубцы, пинцет, крючок, шило, бульки с диаметрами шариков от 5 до 30 мм, резцы, макетный коврик, подкладка резиновая мягкая, шарики, стекло листовое, швейные иглы, иглы для вышивания, иглы для бисероплетения, булавки, напёрсток, копировальный ролик, кисточки, карандаши, шариковые ручки, портновские мелки, ластик, линейка, циркуль, сантиметровая лента, электрический утюг, гладильная доска, инструменты для квилинга, инструменты для работы с пластикой, молды.

3. Материалы: засушенные растения, соломка, кора деревьев, спилы древесины, фанера, ДВП, раковины моллюсков, яичная скорлупа, перья птиц, полимерная глина, полоски дляквилинга, кожа, ткань, драп, фетр, трикотаж, флизелин, синтепон, кружево, тесьма, ленты, сутаж, поролон, вата, мех, швейные нитки, мулине, моноволокно, проволока, воск, калька, цветная бумага, картон, копировальная бумага, краски, клей ПВА, клей “Момент”, клей-пистолет, мука, соль, крахмал, желатин, манная крупа, акриловые краски, гуашь, акварель, лак.

4. Наглядно-иллюстративные и дидактические материалы; схемы изделий; изделия; раздаточный материал, инструкционные карты; дидактические карточки.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Журнал “Школа и производство”.

2. Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников. Основы дизайнообразования. – М., 1999.

  1. Михайленко М.А. Внеклассная работа с природным материалом. – Воронеж, 1992.
  2. Перевертень Г.И. Самоделки из текстильных материалов. – М., 1990.
  3. Белякова Н. Пасхальные яйца. – СПб., 2000.
  4. Берлина Н.А. Игрушечки. – М., 2000.
  5. Богданов В.В., Попова С.Н. Истории обыкновенных вещей. – М., 1992.
  6. Вышивка шелковыми лентами: Техника. Приёмы. Изделия. _М, 2003.
  7. Ефимова А. Сделаем игрушки сами. – М., 1983.
  8. Искусственные и сухие цветы./ Составитель Аржанухина Н.В. – М., 2000.
  9. Кискальт И. Солёное тесто. – М., 2001.
  10. Козинкина Е.А. Цветы из ткани. – М., 1990.
  11. Коноплева Н.П. Секреты домашнего хозяйства. - М., 1991.
  12. Крутий Я.В. 100 схем для вышивания крестом и гладью. – Ростов-на-Дону, 2000.
  13. Кувалдина О.Н. Сделаем сами своими руками. – Воронеж, 1999.
  14. Моисеенко Ю.Е., Бичукова Е.В., Бичукова Т.В. Волшебный стежок. – Минск, 2000.
  15. Никологорская О.А. Природа и творчество. – М., 1990.
  16. Паславский А. Природа, фантазия, творчество. Альбом самоделок. – Киев, 1989.

19. Смотрова Н.А. Игрушки из ниток. – СПб., 2000.

  1. Терешкович Т.А. Рукоделие для дома. – М., 2001.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: