Психическое развитие в раннем возрасте и дошкольном возрасте.




План

1.Общая характеристика раннего и дошкольного возраста.

2.Свойства восприятия и ощущения.

3. Особенности общения и роль взрослого в развитии ребенка.

4. Особенности психического развития в раннем возрасте.

5. Предметная деятельность как ведущий тип деятельности.

6. Этапы формирования предметно – орудийных действий (по Гальперину).

 

Вопросы для обсуждения

1.В чем заключаются особенности психического развития в период новорожденности и младенчества? Сколько времени длится этот период?

2.Какова роль взрослого в развитии ребенка?

3.Как изменяются свойства восприятия?

4.Какой вид деятельности формируется?

5.Как происходит процесс психического развития?

6.Какие важнейшие изменения в психическом развитии происходят в раннем возрасте?

7.Какими тремя параметрами определяется развитие восприятия?

8.Каковы позиции ученых – психологов (П.Я. Гальперин, Ж.Пиаже, Штерн, М.И.Лисина и др.) по проблеме раннего развития.

9.Какая особенность характеризует процесс развития ведущих психических процессов?

Литература

1.Шаповаленко И.В. Возрастная психология и психология развития М., Гардарики 2004.

2.Обухова Л.Ф. Детская психология: факты, проблемы. М.: Трифола, 1995.

3.Психология развивающейся личности /Под ред. А.В.Петровского. М.: Педагогика, 1987.

4.Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. Союз «Санкт – Петербург» 1997.

Семинар № 29

Тема 16. Психическое развитие в дошкольном возрасте.

План

1. Игра как ведущий вид деятельности.

2. Кризисы и новообразования в дошкольном возрасте.

3. Особенности развития познавательных процессов. 4. 4.Особенности общения в детском коллективе.

5. Школьная зрелость. Компоненты школьной зрелости.

6. Диагностика школьной зрелости.

 

Литература

1.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: 1968.

2.Выготский Л.С. Вопросы детской психологии Союз Санкт - Петербург 1997.

3.Выготский Л.С. Лекции по психологии Союз Санкт - Петербург 1997.

4.Смирнова Л.А. Детская психология М., Академия 2003.

Семинар № 30

Тема 17. Психическое развитие в младшем школьном возрасте.

План

1.Общая характеристика младшего школьного возраста.

2.Социальная ситуация развития.

3.Развитие познавательных процессов. Умственное развитие.

4. Развитие личности.

 

Литература

1.Выготский Л.С. Лекции по психологии М.1998.

2.Нестеренко А.А. Игры по развитию творческого воображения // Школьные технологии.- 2001.- №1.- с.-180 -189.

3.Степанов С. Кем формируется личность //Школьный психолог 2002.- №12.- с.- 6 -7.

4.Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М. Академия 2000.

5.Ермолаева Т.В.Ю, Панцирная Е.В. Ролевое поведение и готовность к школьному обучению детей 7 -8 лет //Психологическая наука и образование.-№1.-с.-38 -45.

6.Кравцова Е.Е. Психологические новообразования дошкольного возраста //Вопросы психологии.- 1996 - № 6.-с.-64 -75.

 

Семинар № 31

Тема 17. Психическое развитие в младшем школьном возрасте.

Социальная ситуация развития

План.

1.Понятие социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте.

2.Понятие «ведущая деятельность» (Л.С.Выготский).

3.Поступление в школу как фактор развития.

4.Социальная роль ученика и его значение.

5.Характеристика системы взаимоотношений младшего школьника.

6. Кризис семи лет и формирование новообразований.

Вопросы для обсуждения

1.Как влияет социальная ситуация развития в связи с поступлением в школу?

2.Какова система взаимоотношений ребенка – взрослого и со сверстниками?

3.Какую роль играет познавательная мотивация в развитии?

4.Каковы особенности развития познавательной сферы?

5.Чем характеризуется ведущий вид деятельности младшего школьника?

6.Личностное развитие и его особенности.

 

Семинар № 32

Тема 17. Психическое развитие в младшем школьном возрасте.

План.

1. Адаптация к школе и новой социальной роли.

2. Симптомы адаптации и дезадаптации.

3. Индивидуальный подход к учащимся в период адаптации к школе.

4. Профилактика дезадаптации.

Семинар № 33

Тема 17. Подростковый возраст. Период юности.

План

1. Границы возраста.

2. Ведущий вид деятельности.

3. Когнитивное развитие в подростковом возрасте.

4. Интересы и мотивация.

5. Общение с взрослыми и подростками.

6. Самосознание в подростковом и юношеском возрасте.

Тема 18. Психическое развитие в подростковом и юношеском возрасте.

План

 

1.Общая характеристика психофизического развития.

2.Содержание возрастного кризиса.

3.Социальная ситуация развития.

4. Юноши и девушки «группы риска».

5.Молодость, самореализация.

 

Вопросы для обсуждения

1. Каковы особенности психосоциального развития?

2.Роль полового созревания в развитии личности

3.Подросковый и юношеский кризис: особенности его течения.

4. В чем проявляются особенности общения в подростковом и юношеском возрасте?

5.Каковы задачи возрастного развития?

6. Новообразования возрастного кризиса.

 

Литература

1.Введение в психологию \ Под ред. А.В.Петровского М. Академия 1998. –с.- 407 – 415.

2.Возрастная психология Хрестоматия \ Под ред. В.С.Мухиной., А.А.Хвостова М.Академия 1999.

3.Каширский Д.Б. Мотивационно – потребностная сфера подростков с психологическими проблемами \\ Вопросы психологии – 2002.- №1.с-26 -37.

3.Кон И.С. Психология старшеклассника. М. «Просвещение» 1989.

Кон И.С. Психология ранней юности. М.»Просвещение» 1989.

4.Лукина А.К. Проектирование пространства развития подростков в современных условиях \\Педагогика =2002.-№1.-с.23- 26.

5.Мариниченко М.А. Как преодолеть негативные стереотипы подростков \\ Школьные технологии.- 2004.-№5.- с.-83 -88.

6.Практическая психология образования \ Под ред И.В.Дубровиной М. Творческий центр 1998.

7.Психология развития \ Под ред. Т.Д.Марцинковской М. Академия 2001.- с.- 158 -162.

8.Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека М. «Школа – Пресс» 1995.-с.191 -199.

9.Словарь практического психолога \ Под ред. С.Ю.Головина Минск Харвест 1995.

10.Скрипкина Т.П. Доверие к себе как условие развития личности \\ Вопросы психологии- 2002.- №1.0с.95 -103.

 

 

Семинар №36



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: