МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДНР
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ
«ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
УЧЕБНО-НАУЧНЫЙ ЦЕНТР
«СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ»
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ
БИЛЕТЫ
К МОДУЛЯМ № 1 и №2
для студентов очной формы обучения
И ЭКЗАМЕНУ
для студентов очной и заочной форм обучения
по нормативной учебной дисциплине
ФИЛОСОФИЯ
цикла гуманитарной подготовки
всех отраслей знания,
направлений подготовки и специальностей
рассмотрено Протокол заседания кафедры «Философия» № __ от «___» «____________»20__ р. Заведующий кафедрой к.филос.н., доцент Рагозина Т.Э. ____________ «____» «_____________» 20__ р. | |
Составитель: к.филос.н., доцент Пашков В. И. ____________ |
Донецк, 2015
Билеты к модулям № 1 и № 2 для студентов очной формы обучения и экзамену для студентов очной и заочной форм обучения всех отраслей знания направлений подготовки и специальностей составлены на основе Программы нормативной дисциплины цикла гуманитарной подготовки «Философия». Билеты к модулям № 1 и № 2 и экзамену включают полный объем тем, изучаемых в рамках аудиторных занятий по данной учебной дисциплине: «Философия, ее предмет и роль в обществе», «Философия бытия», «Философия развития», «Философия общества», «Философия сознания», «Философия познания», «Философия человека», «Философия глобальных проблем и перспектив современной цивилизации».
ВОПРОСЫДЛЯ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
Билеты к модулю № 1 включают четыре темы по данной дисциплине: «Философия, ее предмет и роль в обществе», «Философия бытия», «Философия развития», «Философия общества», что составляет ½ от объема аудиторных занятий.
ЗАДАНИЯ
К МОДУЛЬНОМУ КОНТРОЛЮ № 1
1. Определить понятие мировоззрения и дать характеристику его структуры.
2. Проанализировать исторические типы мировоззрения: мифологический, религиозной, философский, научный.
3. Определить, что такое философия и рассмотреть ее предмет и роль в обществе.
4. Сформулировать основной вопрос философии и дать характеристику двух его сторон.
5. Дать перечень и характеристику основных функций философии.
6. Рассмотреть античную философию, ее основные этапы и направления развития.
7. Осветить и соотнести характерные черты философии Средневековья и эпохи Возрождения.
8. Рассмотреть «ранний» этап философии Нового времени, ее основные характеристики и связь с развитием науки.
9. Охарактеризовать классическую немецкую философию и ее место в мировой философии и культуре.
10. Раскрыть возникновение и сущность марксистской философии.
11. Дать общую характеристику Западной философии ХХ века и ее основным направлениям.
12. Осветить зарождение и развитие философской мысли в Украине в ХІ-ХVІІІ веках.
13. Рассмотреть развитие философии в России и в Украине во второй половине ХІХ и ХХ вв.
14. Определить категорию бытия. Осветить становление проблемы бытия в истории философии.
15. Охарактеризовать основные формы бытия и раскрыть их единство и специфику.
16. Рассмотреть проблему субстанции. Определить категории «материя» и «дух» и проанализировать их соотношение.
17. Определить понятие движения, охарактеризовать его основные формы и принципы их классификации.
18. Определить понятие пространства и времени. Дать характеристику пространственно-временным концепциям.
19. Раскрыть проблему единства мира и дать характеристику основным вариантам ее решения.
20. Определить понятие диалектики и проанализировать ее исторические формы.
21. Охарактеризовать объективную и субъективную диалектику, показать их единство и различие.
22. Раскрыть диалектику как систему принципов, законов и категорий.
23. Рассмотреть становление идеи развития в истории философии и науки.
24. Проанализировать развитие как принцип диалектики.
25. Раскрыть закон взаимоперехода количественных и качественных изменений, показать его мировоззренческое и методологическое значение.
26. Рассмотреть закон единства и борьбы противоположностей, показать его мировоззренческое и методологическое значение.
27. Раскрыть сущность закона отрицания отрицания, показать его мировоззренческое и методологическое значение.
28. Определить понятие категории. Проанализировать категории «единичное – общее», «содержание – форма», «сущность – явление» как уровни структурной организации бытия.
29. Определить понятие категории. Проанализировать категории «причина – следствие», «возможность – действительность», «необходимость – случайность» как проявление универсальных связей детерминации.
30. Осветить диалектику и метафизику как альтернативные методы постижения действительности и практического действия.
31. Как Вы понимаете тезис Гераклита: «Многознание уму не научает»?
32. Как Вы понимаете афоризм Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю»?
33. Философия: это мировоззрение или наука?
34. Как, по-Вашему мнению, почему Ф. Энгельс считал, что о вещах, телах вне движения «вне всякого отношения к другим телам, ничего нельзя сказать»?
35. Как Вы понимаете афоризм Гераклита: «В одну и ту же реку нельзя войти дважды»?
36. Древние мыслители утверждали: «В здоровом теле – здоровый дух». Ваше понимание этого утверждения.
37. С каким, на Ваш взгляд, законом диалектики связано выражение: «Новое – это хорошо забытое старое»?
38. С каким, на Ваш взгляд, законом диалектики связано выражение: «Капля точит камень не силой, а частым падением»?
39. Согласны ли Вы с изречением стоиков, что человек может быть «богат в нищете, свободен в оковах, счастлив даже в болезни»?
40. Как Вы понимаете афоризм Конфуция: «Не делай другим того, чего не желаешь себе»?
41. Как Вы понимаете слова И. Канта: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлениям и благоговениям, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне »?
42. Тождественны понятия ли «причина» и «повод»?
43. Можно ли считать правильным высказывание: «Это было верно в свое время, сейчас это неверно»?
44. Как Вы понимаете китайскую мудрость: «Нельзя построить новый колодец, не разрушив старый»?
45. Как Вы относитесь к высказыванию А. Камю: «Что такое жизнь и стоит ли она труда быть прожитой»?
БИЛЕТИ