Порядок отгрузки и условия сдачи-приемки




При контрактных поставках большую роль играет сдача-приемка то­вара. В результате сдачи-приемки покупатель получает возможность рас­поряжаться товаром, а продавец считается выполнившим свои обяза­тельства.

В контракте стороны устанавливают условия сдачи-приемки, а именно:

вид сдачи-приемки;

место и сроки сдачи-приемки;

способы сдачи-приемки товара по количеству;

способы сдачи-приемки по качеству.

Примеры. 1. Товар считается сданным Продавцом и принятым Покупателем:

по качеству — согласно сертификату качества, выданному Про­давцом:

числу мест — согласно количеству, указанному в коноса­менте;

числу изделий — согласно спецификации и упаковочным листам.

Окончательная приемка товара по качеству и количеству должна быть произведена на складе получателя в течение 20 дней после при­бытия товара, но не позднее чем в течение 150 дней после прибытия товара в российский порт.

2. Товар считается сданным Продавцом и принятым Покупателем:

а) по количеству — согласно массе, указанной в накладной меж­дународного железнодорожного грузового сообщения.

В случае частичной утраты груза Покупатель предъявляет претен­зию Продавцу; основанием для предъявления претензии является коммерческий акт, составленный на пограничной станции при пере­даче груза, и накладная международного грузового железнодорожно­го сообщения.

Претензия с приложением обосновывающих ее документов и рас­четов в четырех экземплярах должна быть предъявлена Продавцу не позднее двух месяцев по истечении месяца поставки.

Недостача массы до 1,0% во внимание не принимается;

б) по качеству — согласно сертификату качества, выданному за­водом — изготовителем товара.

2.9. Условия упаковки и маркировки

В практике международной торговли род упаковки зависит от ее на­значения: для рекламных целей, для расфасовки, сохранности товаров в различных внешних средах и т.п.

Разделы об упаковке и маркировке включают в контракт, когда по роду товара упаковка является необходимой. При этом в контракте указыва­ются вид и характер упаковки, ее качество, размеры, способы оплаты, а также нанесение на упаковку соответствующей маркировки.

Требования к упаковке условно разделяются на общие и специальные. Общие требования к упаковке вытекают из обязанности продавца обеспечить сохранность груза при определенном способе перевозки. В контракте может быть предусмотрена ответственность продавца за поставку товара в упаковке, не соответствующей базисным условиям контракта.

Специальные требования к упаковке указываются импортером, обычно они связаны с особенностями перевозки и хранения товара на территории страны-импортера. Способы оплаты упаковки устанавлива­ются в контракте и могут предусматривать как включение цены упаков­ки в цену товара, так и определение цены упаковки отдельно от цены товара.

Маркировка грузов — товаросопроводительная информация, содержа­щая реквизиты импортера, номер контракта, номер транса, массогабаритные характеристики мест, номер места и число мест в партии или тран­се. Она является указанием транспортным фирмам, как обращаться с грузом, при необходимости используется для предупреждения об опасно­сти обращения с грузом.

Маркировка грузов — безусловная обязанность продавца. Реквизиты маркировки согласуются сторонами и указываются в контракте.

В тех случаях, когда маркировка явно не оговорена в контракте, она должна включать в себя:

наименование продавца;

наименование покупателя;

номер контракта;

место назначения;

номер упаковочной единицы и их общее число;

габариты упаковочной единицы;

массу упаковочной единицы брутто;

массу упаковочной единицы нетто;

указания по транспортировке и погрузке-разгрузке ("верх", "низ", "осторожно" и т.п.);

указания об опасности во избежание инцидентов при транспортировке опасных грузов;

страну изготовления товара.

Пример. Оборудование должно отгружаться в экспортной мор­ской упаковке, соответствующей характеру поставляемого оборудо­вания.

Упаковка должна предохранить груз от всякого рода повреждений и коррозии при перевозке его морем, по железной дороге и смешан­ным транспортом с учетом возможных перегрузок в пути, а также длительного хранения. Упаковка должна быть приспособлена к по­грузке кранами.

Ящики маркируются с двух боковых сторон. На каждое место на­носится несмываемой краской следующая маркировка (на русском и английском языках)...

Продавец несет ответственность перед Покупателем за всякого рода порчу оборудования вследствие недоброкачественной или ненадлежа­щей консервации и (или) маркировки и(или) упаковки, а также за рас­ходы, связанные с засылкой оборудования не по адресу вследствие неполноценной или неправильной маркировки.

2.10. Гарантии

При поставках оборудования в контракте формулируются обязательства продавца относительно гарантии качества и технических характеристик товара. При этом стороны согласуют гарантийные сроки, обязанности продавца в течение гарантийного периода, порядок предъ­явления претензий и удовлетворения рекламаций.

В пределах гарантийного срока продавец несет ответственность за качество поставлен­ного товара и его эффективную эксплуатацию. Если в течение этого срока оборудование окажется дефектным или не будет соответствовать условиям контракта, продавец обязан за свой счет по выбору покупате­ля устранить дефекты или заменить дефектное оборудование новым, до­брокачест-венным, которое поставляется без промедле­ния в установленное в договоре место. Если устранение дефектов про­изводится по согласованию между сторонами силами покупателя, про­давец обязан возместить ему связанные с этим расходы. Если недостат­ки не могут быть устранены обеими сторонами, то покупатель вправе отказаться от контракта либо потребовать от продавца соразмерного с ущербом уменьшения цены поставленного оборудования. Продавец в этом случае обязан возвратить все суммы, уплаченные покупателем по контракту, включая определенные проценты годовых, и возместить понесенные им убытки. В контракте перечисляются также случаи, на которые гарантии не распространяются (неправильное хранение; ненадлежащая эксплуата­ция; чрезмерные нагрузки; применение изделия не по назначению; недостаточный или неправильный монтаж и пуск в ход неквалифициро­ванным персоналом покупателя, а также несоблюдение покупателем технических инструкций продавца, касающихся монтажа или сборки и пуска; поломки и повреждения, возникшие при транспортировке това­ра и т.д.). Гарантия не распространяется на быстроизнашивающиеся детали и запасные части.

Условия страхования

Все договоры купли-продажи сопровождаются страхованием. В зави­симости от условий контракта эта обязанность лежит либо на продавце, либо на покупателе. Если же в контракте эта обязанность не огово­рена, то сторона, на которой лежит риск случайной гибели товара в пе­риод транспортировки, сама заинтересована в его страховании.

В статье контракта, посвященной вопросам страхования, стороны должны предусмотреть, какой груз подлежит страхованию, от какого ри­ска, какая из сторон контракта осуществляет страхование и в чью поль­зу оно производится.

Во внешнеторговых сделках страхование предусматривается главным образом при транспортировке товара. Обязанности сторон в отношении страхования определяются базисными условиями контракта. Для осуще­ствления страхования между страховой компанией и хозяйственной ор­ганизацией заключается генеральное соглашение (генеральный полис), отражающее общие условия страхования. Страхование грузов в страхо­вой компании может быть произведено на разных типовых условиях: «с ответственностью за все риски», «с ответственностью за частную аварию», «без ответственности за повреждение кроме случаев крушения».

Пример. Покупатель принимает на себя все заботы о страховании в страховом акционерном обществе Ингосстрах поста­вляемого по контракту оборудования с момента его отгрузки с заво­да Продавца до момента получения заводом Покупателя.

Расходы по страхованию при транспортировке товара от завода Продавца и (или) его субпостав­щиков до момента пересечения товаром границы в размере 0,075% страховой суммы, т.е. суммы настоящего контракта, относятся за счет Продавца и удерживаются Покупателем при оплате счетов.

Страхование за время всего периода транспортировки и перевал­ки товара производится на условиях "с ответственностью за частную аварию" согласно п. 2 § 2 "Правил транспортного страхования грузов" Ингосстраха на полную стоимость оборудования.

В течение двух месяцев с даты подписания контракта Покупатель высылает Продавцу страховой полис, выписанный на имя Продавца, покрывающий страхование грузов с момента отгрузки их с завода Продавца и(или) его субпоставщиков до поставки франко-вагон рос­сийско-финская граница.

Штрафные санкции

Контракт обычно предусматривает целый ряд штрафных санкций, с помощью которых покупатель стремится стимулировать свое­временное исполнение обязательств продавцом и компенсировать свои возможные потери. Штрафные санкции обычно возрастают по мере увеличения дли­тельности нарушения обязательств (просрочка и т. д.).

В контракт могут также включаться санкции к импортерам за нару­шения ими своих обязательств по сделке (задержка в открытии аккреди­тива, платежах, в предоставлении технической документации).

В контракте оговариваются и санкции, которые могут быть примене­ны к сторонам в случае нарушения сроков поставки или сроков и усло­вий платежа.

Штрафные санкции за нарушение сроков оплаты также применяются в виде начисления процентов на неуплаченную вовремя сумму.

Пример. В случае просрочки в поставке товаров против сроков, установленных настоящим контрактом, Продавец уплачивает Покупателю штраф в размере 0,5% стоимости не поставленного в срок товара за каждую начавшуюся неделю в течение первых четырех недель просрочки и 1% за каждую начавшуюся последующую неделю. Общая сумма штрафа не должна превышать 10% стоимости не поставленного в срок товара.

Если просрочка в поставке товара превысит три месяца, Покупатель вправе без обращения в арбитраж аннулировать контракт полностью или частично без возмещения Продавцу каких-либо расходов или убытков, вызванных аннулированием контракта. В этом случае Продавец обязан платить Покупателю штраф в размере 10% стоимости не поставленного в срок товара и немедленно возвратить Покупателю все суммы, уплаченные им по настоящему контракту, включая 12% годовых.

В случае частичного аннулирования контракта подлежат возврату суммы, уплаченные Покупателем за товар, поставка которого подпадает под такое аннулирование.

Размер штрафа не подлежит изменению в арбитражном порядке. Штраф взыскивается путем удержания причитающихся сумм при оплате счетов Продавца. Если Покупатель по каким-либо причинам не удержит сумму штрафа, Продавец обязан уплатить сумму штрафа по первому требованию Покупателя.

2.13. Форс-мажорная и арбитражная оговорки в контрактах

Практически все контракты купли-продажи содержат статью, кото­рая разрешает переносить срок исполнения договора или вообще осво­бождает стороны от полного или частичного выполнения обязательств по договору в случае наступления определенных обстоятельств, кото­рые обычно именуются форс-мажорными, или обстоятельствами не­преодолимой силы. Соответствующая статья в контракте носит то же название.

К форс-мажорным обстоятельствам относятся как различного рода стихийные бедствия (пожары, наводнения, землетрясения), так и различные политические или торгово-политические ситуации (война, запрет экспорта или импорта). В целом форс-мажорные обстоятельства можно разделить на длительные, к которым относятся преж­де всего запрещение экспорта (импорта), война, блокада, валютные ог­раничения или другие мероприятия правительств и правительственных органов, и кратковременные – пожары, наводнения, другие стихийные бедствия, замерзание моря, закрытие морских проливов, от­клонения в пути, вызванные военными действиями, и др.

О наступлении таких обстоятельств принято немедленно извещать другую сторону. Подтверждением их наступления служат соответ­ствующие документы, чаще всего свидетельства национальных торго­вых палат.

Действие форс-мажорных обстоятельств отодвигает срок исполнения договора на период, соразмерный длительности их действия. Если же эти обстоятельства длятся более срока, согласованного сторонами и указан­ного в контракте, то каждая из сторон имеет право отказаться от даль­нейшего исполнения обязательств по контракту, причем ни одна из сторон не имеет права потребовать от другой стороны возмещения убыт­ков.

Пример. При наступлении обстоятельств, исключающих возможность пол­ного или частичного исполнения любой из сторон обязательств по на­стоящему контракту, а именно пожара, стихийных бедствий, войны, военных операций любого характера, блокады, запрещений экспорта или импорта или других не зависящих от сторон обстоятельств, срок исполнения отодвигается соразмерно времени, в течение которого будут действовать такие обстоятельства.

Если эти обстоятельства будут продолжаться более трех меся­цев, то каждая из сторон имеет право отказаться от дальнейшего исполнения обязательств по контракту; в этом случае ни одна из сторон не будет иметь права на возмещение другой стороной воз­можных убытков.

Сторона, для которой создались обстоятельства, исключающие возможность исполнения обя­зательств по контракту, должна немедленно известить другую сторо­ну о наступлении и прекращении обстоятельств, препятствующих ис­полнению обязательств.

Надлежащим доказательством наличия указанных выше обстоя­тельств и их продолжительности будут служить справки, выдавае­мые торговой палатой соответственно страны Продавца или Покупа­теля.

В разделе контракта, называемом арбитражной оговоркой, стороны устанавливают, что любой спор или разногласия, с исключени­ем подсудности общим судам, подлежат передаче на рассмотрение постоянно дей­ствующим арбитражам или арбитражам аd hос, т.е. создаваемым всякий раз для решения одного или нескольких спорных вопросов по конкрет­ному контракту.

Арбитражная оговорка контракта признается имеющей юридическую силу независимо от действительности контракта, составной частью кото­рого она является.

В арбитражной оговорке стороны должны договориться о следую­щем:

о предметах спора, которые выносятся на рассмотрение арбитража;

об арбитраже, в котором будет рассматриваться спор и регламенте этого суда;

материальное право какой страны будет использовано;

о месте и языке разбирательства;

о числе арбитров и порядке их выбора.

В контрактах российских внешнеторговых организаций с иностран­ными фирмами зачастую предусматривается рассмотрение разногласий в арбитраже аd hос с местом проведения в Швеции (г. Стокгольм) или в другой нейтральной стране. В некоторых случаях оговорка предусматри­вает разбор дела в Международном коммерческом арбитраже при Торгово-промышленной палате РФ, что является наиболее благоприятным вариантом для российской стороны.

Примеры. 1. Все споры и разногласия, которые могут возник­нуть из настоящего контракта или в связи с ним, подлежат рассмо­трению (с исключением обращения сторон в общие суды) в Между­народном коммерческом арбитраже при Торгово-промышленной па­лате в г. Москве в соответствии с регламентом этого арбитража, решения которого являются окончательными и обязательными для обеих сторон.

2. Все споры, которые могут возникнуть из настоящего контракта или в связи с ним, с исключением подсудности общим судам, подле­жат рассмотрению в арбитражном порядке, а именно:

а) в Москве - в Международном коммерческом арбитраже при Торгово-промышленной палате в соответствии с регламентом указанного арбитра­жа, если ответчиком будет Покупатель;

б) в Берлине - в арбитраже при Торговой палате в соответствии с правилами указанного арбитража, если ответчиком будет Прода­вец.

Решения Арбитража будут окончательными и обязательными для обеих сторон.

3. Все споры, могущие возникнуть из настоящего контракта или в связи с ним, подлежат разрешению сторонами путем договорен­ности.

В том случае, если стороны не достигнут соглашения в течение 15 дней путем договоренности, споры передаются на разреше­ние паритетной комиссии, состоящей из четырех лиц, по два от каж­дой стороны. Эта паритетная комиссия создается в течение 10 дней по письменному требованию одной из сторон.

Если паритетная комиссия не разрешит спор в 15-дневный срок со дня ее образования или если одна из сторон не назначит своих представителей в состав паритетной комиссии в указанный выше 10-дневный срок, то спор по письменному требованию одной из сто­рон передается на разрешение третейского суда при Венгерской тор­говой палате (г. Будапешт), решения которого будут окончательными, никакому протесту, апелляции и кассации не подлежат и являются обязательными для обеих сторон.

Прочие условия

При заключении контракта стороны согласуют целый ряд положений, регулирующих их обязанности в связи с выпол­нением отдельных условий контракта:

условия передачи технической документации на поставляемый товар;

условия сохранения торговых марок;

условия, разрешающие, ограничивающие или запрещающие реэкс­порт;

порядок оплаты пошлин, налогов, сборов, банковских комиссий;

условия, определяющие переход права собственности на проданный товар и др.

В заключение любого контракта оговариваются следующие условия, общие для продавца и покупателя:

ни одна из сторон не вправе передавать свои пра­ва по контракту третьей стороне без письменного согласия другой сторо­ны;

после заключения контракта вся предшествующая переписка и переговоры по контракту теряют силу;

порядок изменения или анну­лирования договора;

все приложения к контракту являются его неотъ­емлемой частью;

материальное право какой страны будет применено к контракту;

необходимость сохранения в тайне от третьих лиц ком­мерческой и другой информации, полученной в ходе исполнения конт­ракта;

о числе экземпляров контракта и языке, на котором он написан;

условие о вступлении контракта в силу;

любые другие условия, которые стороны сочтут необходимым вклю­чить в контракт во избежание недоразумений и для обеспечения наилуч­шего исполнения сделки.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: