Элементы эколого-развивающей среды детского сада




 

Любая развивающая среда состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль. С точки зрения экологического образования можно выделить традиционные и нетрадиционные для дошкольных учреждений элементы развивающей предметной среды. Созданием экологической развивающей среды является педагогическая идея, цель, которой руководствуется образовательное учреждение.[2,с.164]

Исследователь Н.А. Рыжова выделяет следующие элементы и их функциональную роль:

Экологическая комната - ее роль обучающая, релаксационная.

Лаборатория-обучающая, познавательная деятельность, умственное развитие.

Живой уголок - релаксационная, познавательная, развитие эмоциональной сферы, приобретенных навыков ухода за живыми организмами, воспитание, бережного отношения к живым существам.

Зимний сад – оздоровительная. Релаксационная, познавательная, приобретение навыков ухода за живыми организмами.

Библиотека – формирование интереса к чтению, познавательная.

Экологическая тропинка - развитие эмоциональной сферы, познавательная, общение с природой.

Огород, сад – эстетическая, познавательная, воспитание трудовых навыков, оздоровительная, развитие эмоциональной сферы, выработка навыков экологически безопасного поведения.

Территория – эстетическая, познавательная, развитие эмоциональной сферы.

 

 

Музей, картинная галерея – познавательная, историческая, краеведческая, этнографическая, эстетическая, семейная, ландшафтная, культурная.

Изостудия (художественная студия), дизайн - студия – эмоциональная, эколого-эстетическая.

Театральная студия – эстетическая, развитие фантазии, речи, актерских данных через участие экологических постановах.

Музыкальный зал – эколого-эстетическая.

Физкультурный зал - развитие эмпатии к живым существам, физическое развитие, оздоровление.

Бассейн – игровая, познавательная, оздоровительная.

Компьютерный класс(или отдельные компьютеры) – навыки работы на компьютерах, развитие интеллектуальных способностей, моделирование ситуаций, решение ситуативных задач.

Уголки в группах(экспериментальные, природные, выставочные) – эстетическая, познавательная, развитие воображения, приобретение навыков самостоятельной работы, эмоциональное развитие.

Фито-бар – познавательная, оздоровительная, релаксационная.

Все описанные элементы, по мнению автора, могут быть объединены в экологический комплекс дошкольного учреждения. Ядро такого комплекса составляют экологическая комната, уголок природы (зимний сад), лаборатория и уголки в группах. [2,с.162]

Экологическая среда в детском саду – это прежде всего конкретные, отдельно взятые животные и растения, которые постоянно обитают в учреждении и находятся под опекой взрослых и детей. При этом важно, чтобы воспитатели и другие сотрудники детского сада знали экологические особенности и потребности каждого объекта природы.

«Экологическое пространство» – это небольшая территория или отдельное помещение, занятое объектами природы и имеющее определенное

функциональное значение. Наиболее традиционными «экологическими пространствами» как формами организации зеленой зоны в детском саду являются групповые уголки природы.[7,с.7]

Рассмотрим подробнее отдельные элементы экологического комплекса.

1. Уголок природы. Является обязательным элементом в каждой возрастной группе – это место постоянного общения малыша с растениями и животными, которое вносит разнообразие в жизнь детей. В уголке природы дети могут проводить интересные наблюдения за природными объектами, заботиться о них. В результате у детей формируются правильные представления о мире природы, воспитывается бережное, заботливое отношение к растениям и животным, чувство ответственности за них.

Содержание объектов и материалов уголка природы:

-комнатные растения;

-декоративные животные;

-календарь погоды и природы;

-альбомы, гербарии, содержащие материал природоведческого характера;

-художественная литература о природе;

-дидактические игры природоведческого содержания;

-различные природные материалы;

-оборудование для организации труда в природе;

-оборудование для организации опытнической деятельности;

-модели, отображающие предметы и явления природы.

Все объекты, предметы, материалы уголка природы должны быть яркими, красочными, эмоционально привлекательными, доступными детям (и содержательно, и физически). Материалы, объекты и оборудование должны стимулировать детей к организации экологически-ориентированного общения в процессе реализации различных видов и форм детской деятельности (наблюдения, игр, труда, экспериментирования и пр.). Исходя

из этого, содержанием объектов и материалов должны стать не только разнообразные комнатные растения и декоративные животные, но и календари природы и погоды, альбомы, гербарии, художественная

литература и дидактические игры экологического содержания, различные природные материалы (семена, камешки, кусочки коры и пр.), оборудование для труда в природе, модельный материал.

2. Экологический класс – это специально оборудованное помещение, предназначенное для проведения природоведческих занятий. Обязательное наличие следующего оборудования: коллекции семян, минералов, гербарного материала, иллюстративно-наглядный материал (наборы открыток, серии картин, слайды, фотографии, наличие предметных, графических, предметно-схематических моделей), наличие технических и аудиовизуальных средств обучения, экран для демонстрации фильмов, географические карты, глобус, муляжи фруктов, овощей.[14,с.20]

3. Экологическая комната.

Предназначена для проведения организованных занятий с детьми эколого-природоведческого содержания. В экологической комнате могут быть собраны все необходимые иллюстративные, макетные, плакатные материалы природоведческого и экологического содержания, карты, схемы, модели, разнообразные дидактические игры, способствующие формированию у детей системы представлений не только о природе родного края, но и о взаимодействии человека с миром природы, о его позитивном воздействии на природное окружение в целях сохранения и преумножения природного достояния.

В зависимости от размеров, комната подразделяется на ряд функциональных зон:

- зона обучения. Здесь размещаются стол для педагога и небольшие столы для детей;

 

- зона коллекций предназначена для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков. Коллекционный материал служит и в качестве наглядного материала;

- зона релаксации представляет собой уголок с разнообразными комнатными растениями, аквариумами, альпийской горкой, фонтаном. Предназначена прежде всего для отдыха детей, самостоятельных игр и для выработки навыков ухода за растениями;

- зона библиотеки – уголок, в котором собраны красочные книги, энциклопедии для детей, периодические издания. В зоне библиотеки могут находиться куклы – сказочные персонажи, которые используются на занятиях по экологии, глобусы, детские атласы. Здесь же располагается технический комплекс – телевизор, проектор для слайдов и сами слайды, музыкальный центр.

Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды.

4.Зал релаксации обустроен в свободной групповой комнате и имеет двустороннее хорошее естественное освещение. В нем в разных местах (по стенам и в углах) расположены крупные композиции из природных объектов: большой красивый аквариум, очень крупные напольные растения, фонтан в окружении камней, раковин, несколько необычных по форме клеток с поющими канарейками, комплект плетеной мебели для отдыха, экспозиция лучших детских рисунков, декоративные пни, красивые растения. Спокойная обстановка, красота интерьера – все вокруг располагает к отдыху, успокаивает, умиротворяет. [9,с.42]

5. Зимний сад и живой уголок

В зимнем саду могут быть размещены не только все программные растения, необходимые для ознакомления детей каждого дошкольного

возраста, но и растения экзотические, что позволит показать детям многообразие мира растений, их общие и отличительные признаки внешнего вида, будет способствовать формированию у дошкольников умений сравнивать, обобщить, классифицировать.

Растения и животные для зимнего сада и живого уголка подбираются в соответствии со следующими принципами:

-краеведческий – представлены природные объекты родного края;

-географический – представлены животные и растения разных стран, континентов;

-биологический – представлены растения различных жизненных форм (древовидные, кустарниковые, травянистые, лианы);

- природоохранительный – отмечены декоративные животные и комнатные растения, которые обитают в России в домашних условиях, а на Родине являются охраняемыми.

6. Лаборатория

Предназначена для организации детской элементарно-исследовательской деятельности в природе. Которая обеспечит детям не только осознание связей и зависимостей, существующих в мире природы, но и даст возможность качественно освоить перечень трудовых умений и навыков, необходимых детям для организации экологически-грамотного ухода за выращиваемыми растениями активно использовать их в повседневной жизни. В процессе этой деятельности дошкольники осознают свою позитивную роль в жизни природы родного края, что окажет благотворное влияние не только на развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер, но и на развитие духовности и нравственности.

Можно выделить несколько видов лабораторий:

- лаборатория в отдельном помещении,

- в экологической комнате,

- в группе (мини-лаборатория),

- лаборатория на территории детского сада.

В лаборатории удобно хранить природные материалы, предназначенные для проведения разных исследований: песок, глину, камни, семена растений.

7. Музей природы родного края

Позволит познакомить дошкольников с природными особенностями родного края, с использованием ресурсов и отношением людей и природы, с экологическими проблемами на примере своего региона.

Содержательное наполнение музея природы:

I Раздел «Природа родного края»

Зона коллекций – гербарии, коллекции объектов неживой природы родного края (минералов, ракушек, образцы песка, глины, различных почв и т.д.).

Принципы отбора объектов для зоны коллекций:

-доступность объектов для сбора (включаются только те объекты, которые доступны для сбора самим детям и их родителям);

-разнообразие объектов;

-краеведческий принцип (представлены природные объекты родного края);

- природоохранный принцип (не включать в состав объектов коллекции и чучела животных, а также охраняемые, редкие и исчезающие виды растений;

-безопасность (объекты должны быть чистыми и не должны являться аллергенами).

Модели, отражающие характерные для данной местности растительные сообщества и экосистемы (лес, луг, водоём, поле).

Иллюстративно-наглядный материал, содержащий сведения о лекарственных растениях, растениях и животных как широко распространённых, так и редко встречающихся в данной местности.

Различные карты, отражающие животный и растительный мир Родины.

II Раздел «Природоохранительная деятельность ДОУ».

Здесь может быть собран разнообразный иллюстративный материал, отражающий природоохранительную деятельность дошкольного учреждения: фотографии, слайды, отображающие проведение субботников по посадке деревьев, прогулки в природу, зимнюю подкормку птиц, праздники в природе и т.д. Так же может быть представлена выставка поделок из природного материала.

8. Экологическая тропа - интересная форма организации общения детей с миром природы.

Исследователь Н.А. Рыжова выделяет три основных типа экологических тропинок:

- на территории дошкольного учреждения;

- в природных или приближенных к ним условиях (пригородный лес, парк, сквер и т.п.);

- в здании детского сада.

Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропы – включение в неё как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребёнка объектов, их доступность для дошкольников.

Возможные объекты экологической тропы:

1.Интересные природные объекты (лужайка, участок леса, старые разросшиеся деревья, аллея, деревья с кормушками, птичьими гнёздами, культурные посадки – клумбы, розарий, сад, огород).

2.Вдоль тропы или вблизи неё можно:

-посадить типичные для данной местности деревья и кустарники;

-около хвойных деревьев, если такие имеются на участке, посадить новые виды;

-осуществить посадку экзотических для данной местности древесных растений;

- устроить фито-огород – посадку лекарственных трав;

-посадить редкие для данной местности растения;

3. Помимо растительных, на экологической тропе хорошо иметь объекты животного мира. В первую очередь необходимо выявить и учесть, какие животные, где и в какое время года появляются на участке детского сада.[9,с.46]

Однако необходимо помнить, что огромное значение будет иметь экологически-грамотная организация ландшафта, того природного окружения, с которым непосредственно взаимодействует ребенок.

Таким образом, грамотная организация предметно-развивающей среды экологического содержания обеспечит формирование у каждого ребенка потребности во взаимодействии, общении с объектами природы, поможет сформировать познавательное отношение к ней и обеспечит становление ценностного отношения ко всему живому.

Экологизация развивающей природной среды в дошкольных учреждениях должна способствовать реализации всех компонентов его содержания: познавательного, нравственно-ценностного и деятельностного. Однако дошкольные учреждения отличаются друг от друга материальными возможностями, уровнем экологизации развивающей придметной среды. Это предопределяет необходимость вариативного подхода к организации развивающей предметной среды, которая должна соответствовать целям и задачам конкретного педагогического коллектива на данном этапе работы.

 

1.3. Содержание и виды совместной деятельности воспитателя и детей в эколого-развивающей среде

Воспитание как педагогическое явление выступает неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, в ходе которого идет овладение системой знаний, умений и навыков, закладываются основы мировоззрения, развиваются познавательные силы, творческие способности и эмоционально-волевая сфера личности, формируются нравственные качества и привычки поведения.[13,с.2]

В подготовке специалиста Н.Н.Моисеев выделяет как значимые мировоззренческие аспекты, так и аспекты экологического профессионализма. Будущий педагог должен обрести общее широкое представление о природе, процессах, происходящих в ней, о взаимодействии человека с ней. Профессиональная экологическая культура дошкольного работника (руководителя, воспитателя) должна включать: проблемно-экологическое видение мира, государства, своего региона; понимание необходимости участия в решении экологических проблем.[10,с.24]

Специфической чертой методики экологического воспитания дошкольников являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы, общение с природой и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения.

Каждое ДОУ по своему усмотрению и в зависимости от разных условий и возможностей, имеет свою экологическую среду, и использует ее

в работе по экологическому воспитанию и образованию дошкольников. [7,с.7]

По мере развития ребенка, его внимание нужно привлекать к более широкому кругу природных явлений: деревья, растения, цветы, бабочки, птицы; бывать в саду, в поле, в лесу. Рассматривая с ребенком деревья,

нужно показать ему лиственные и хвойные, сравнить листья и хвою; посмотреть на эти деревья зимой.[2,с.59]

Совместная организационно-хозяйственная, трудовая деятельность в зеленой зоне детского сада, выращивание растений, забота о взрослых животных и их потомстве могут принимать различные формы и проходить с разной степенью включенности и участия как взрослых, так и детей. Дошкольники могут стать участниками этой деятельности тремя способами:

- рассказ воспитателя о разных делах и событиях в ДОУ;

- наблюдение деятельности взрослых;

- свое практическое участие.

Самая распространенная форма совместной деятельности — это создание и поддержание необходимых условий для обитателей группового уголка природы.

В младшем дошкольном возрасте дети в совместной деятельности являются больше наблюдателями, чем практическими исполнителями, и тем не менее именно в этом возрасте образец взаимодействия с природой имеет решающее значение: дети понимают ласковый разговор взрослого с животными и растениями, спокойные и ясные пояснения о том, что и как надо делать, видят действия воспитателя и охотно принимают в них участие.

По мере взросления детей меняется функция воспитателя и степень их самостоятельности, но деятельность остается совместной. В средней группе воспитатель и дети выступают в паре, но приоритет остается за взрослым, что выражается в формуле: «Я делаю — вы мне помогаете, вы мои помощники. Мы вместе заботимся о наших питомцах!» В старшем

дошкольном возрасте самостоятельность ребят интенсивно нарастает, становится приемлемой форма дежурства детей в уголке природы. Взрослый и дети меняются ролями: дети делают все необходимое сами, а воспитатель им помогает (при этом неважно, что помощь на первых порах может быть

 

очень большой). Обучение дошкольников в совместной деятельности по созданию необходимых условий для растений и животных происходит

 

косвенно — как помощь взрослого ребенку. Формула этого возраста другая: «Вы делаете сами, а я вам помогаю. Я ваш помощник, помогу сделать все, что пока у вас не получается». Воспитатель обязательно отмечает все достижения и самостоятельность детей, хвалит их за уверенность и инициативу. [6,с.37]

При наличии комнаты природы со старшими дошкольниками время от времени организуется коллективный труд. Такая форма организации может быть введена после того, как дети обретут первые умения и навыки и будут хорошо знать объекты труда — за кем и как следует ухаживать. В этом случае взрослый берет подгруппу детей (5—10 человек) и организует с ними совместную деятельность — «генеральную уборку» в комнате природы. Коллективный труд старших дошкольников в комнате природы — это реальная помощь взрослым в обеспечении порядка в зеленой зоне детского сада, которая особенно важна в экстренных случаях отсутствия взрослых, отвечающих за комнату природы.

В уголке природы воспитатель должен организовать процесс наблюдения детей за развитием растений в различных условиях, например, посадку растений (гороха, бобов, пшеницы) в земле, в воде. Необходимо подвести ребенка к наблюдению за произрастанием, показать ему наглядно значение влаги, света, солнца для растений; добиться, чтобы ребенок осознал наблюдение. В каждое время года под руководством воспитателя следует пополнять уголок природы характерными для этого сезона материалами. [2,с.60]

Успех экологического воспитания и образования в ДОУ зависит от использования разнообразных форм работы: дидактические игры, систематизированные наблюдения, создание проблемных ситуаций,

опытническая деятельность, организация интегрированных занятий, бесед природоведческого характера, использование природоведческой литературы, проектная деятельность, организация экскурсий и походов, природоохранных акций, проведение праздников и досугов, трудовая деятельность по уходу за объектами природы. К формам работы по экологическому воспитанию и образованию можно также отнести просмотр видеофильмов, телепередач о природе; викторины на тему природы, тематических выставок.

Аналогичным образом организуется совместная деятельность по выращиванию растений на участке дошкольного учреждения (в огороде, цветниках) — каждый раз дети осматривают зеленых питомцев, выясняют, чего им не хватает или что мешает, а затем поливают, делают прополку.

[6,с.38]

Забота взрослых и дошкольников о растениях и животных, создание и поддержание необходимых условий для всех живых существ, находящихся в их жизненном пространстве, является главным методом экологического воспитания, методом, который обеспечивает развитие начал экологического сознания, первых практических умений должного взаимодействия с природой ближайшего окружения.

Метод совместной деятельности по созданию условий для растений и животных, осуществляет воспитатель и дети в зеленой зоне детского сада, формирует отношение к природе.

Прежде всего, отношение складывается на основе тех конкретных пояснений, которые дети получают от воспитателя по каждой ситуации. Дети узнают, что растения надо поливать, а животных кормить, они узнают, что каждый из обитателей получает свой, совершенно определенный, корм. В эти

пояснения воспитатель вкладывает конкретные, небольшого объема программные знания, многократно их повторяя в сходных ситуациях.

 

Для формирования отношения словесного пояснения недостаточно, поэтому воспитатель на глазах у детей проделывает практически все то, что он обозначил словом. Действие и слово дополняют друг друга — это два приема, которые сливаются в единый педагогический акт и выступают как образец взаимодействия человека с природой на конкретном примере обитателей живого уголка. Со слов дети узнают, что перед ними живые существа, у которых есть потребности в определенных условиях. Трудовые действия взрослого и дошкольников восполняют те факторы внешней среды, которых не хватает в данный момент. Воспитатель показывает хорошее состояние обитателей уголка, что и является подтверждением — все необходимое для жизни имеется.

Влияние на становление правильного отношения детей к природе оказывает интонация. Мягкая, ласковая, сочувствующая интонация выражает отношение самого воспитателя и служит для детей примером проявления чувств и заботы о питомцах уголка природы.

В результате описанных действий воспитателя метод совместной деятельности по созданию условий для живых существ в эколого-развивающей среде наполняется конкретными и адекватными педагогической ситуации приемами. Эти приемы в совокупности формируют у детей определенный круг представлений о природе и отношение к ней. Прочность сложившихся знаний и отношения зависит от объема педагогического воздействия, а именно того, сколько раз в течение учебного года каждый ребенок вместе с воспитателем трудился и уголке природы и реально заботился о подопечных питомцах. Только неоднократное включение детей в совместную деятельность позволяет считать данный метод эффективным в экологическом воспитании дошкольников.

В экологическом воспитании детей занятия выполняют совершенно определенную и очень важную функцию: чувственные представления

 

детей, получаемые повседневно, могут быть качественно преобразованы, расширенные, углубленные, объединены, систематизированы. Занятия по

экологическому воспитанию интегрируются с другими сферами знаний: искусство, развитие речи, формирование математических представлений, физическая культура, музыка.

Таким образом, различные методы и формы работы помогают педагогам воспитывать у ребенка гуманное отношение к природе, помогают им понять, что человек и природа тесно связаны между собой. Можно сказать, содержание экологического воспитания и возможность его реализовать в детском саду, тесно связаны с условиями жизни детей и методами их воспитания.

Окружающая среда, играющая особую роль в развитии маленького ребенка, должна быть организована соответственно задачам воспитания.

«Правильная организация окружающей среды позволяет педагогу использовать разнообразные формы и методы экологического образования детей, развивать разные виды экологически направленной деятельности: наблюдение, игра, труд в природе, поисковая деятельность, элементарные опыты».

 

ВЫВОДЫПО ГЛАВЕ 1

За последние десятилетия ХХ века разработана методика экологического образования дошкольников. В качестве ее базовой основы выступила традиционная методика ознакомления детей с природой.

Основные цели и задачи современной методики экологического образования направлены на формирование у детей дошкольного возраста начал экологической культуры, которая включает в себя осознанное и разумное отношение к природе и ее объектам. То есть, это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с миром природы. В самом широком контексте развивающая образовательная среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности.

В настоящее время нет единого понятия и не выведено единое определение «Эколого-развивающая среда», но мы в своем исследовании опирались на определение эколого-развивающей среды и пространства, данное С.Н. Николаевой. Эколого-развивающая среда - это условное понятие, которым обозначаются специальные места в детском саду, где природные объекты сгруппированы определенным образом, и которые можно использовать в педагогическом процессе экологического воспитания детей.

Любая развивающая среда состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль. С точки зрения экологического образования можно выделить традиционные и нетрадиционные для дошкольных учреждений элементы развивающей предметной среды, которые могут быть объединены в экологический комплекс дошкольного учреждения. Ядро такого комплекса составляют экологическая комната, уголок природы (зимний сад), лаборатория и уголки в группах.

Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. Одним из условий, обеспечивающих это, является организация в детском саду уголка природы. Каждая возрастная группа имеет свой уголок природы. Его можно использовать для пополнения обитателей уголков природы для всего детского учреждения.

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Одним из условий реализации системы экологического образования в ДОУ является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды.

Эколого-развивающая среда - это понятие, которым обозначаются специальные места в детском саду, где природные объекты сгруппированы определенным образом, и которые можно использовать в педагогическом процессе экологического воспитания детей, эта среда должна способствовать познавательному развитию ребенка, эколого-эстетическому развитию, оздоровлению ребенка, формированию нравственных качеств, формированию экологически грамотного поведения, экологизации различных видов детской деятельности.

Грамотная организация предметно-развивающей среды экологического содержания обеспечит формирование у каждого ребенка потребности во взаимодействии, общении с объектами природы, поможет сформировать познавательное отношение к ней и обеспечит становление ценностного отношения ко всему живому.

Создание стационарной развивающей экологической среды в дошкольном учреждении — это непрерывный педагогический процесс, который включает организацию экологических пространств, их

 

совершенствование и коррекцию, ежедневное поддержание условий, необходимых для жизни всех живых существ. Такая постоянная деятельность является методом экологического воспитания: она приучает систематически думать и реально заботиться о братьях меньших — растениях и животных, находящихся в одном жизненном пространстве с детьми. Но методом эта деятельность становится лишь в том случае, если она выполняется совместно взрослыми и детьми.

Совместная организационно-хозяйственная, трудовая деятельность в зеленой зоне детского сада, выращивание растений, забота о животных и их потомстве могут принимать различные формы и проходить с разной степенью включенности и участия как взрослых, так и детей.

Взаимодействие дошкольников с природой в процессе экологического образования в свете ФГОС имеет свою специфику в силу возрастных особенностей и базируется на деятельностном подходе, поскольку именно деятельность развивает психику ребенка, двигательную активность и делает его физически более крепким и здоровым.

 

Таким образом, грамотная организация эколого-развивающей среды и осуществление в ней совместной эколого содержательной деятельности детей и воспитателя обеспечит формирование у каждого ребенка потребности во взаимодействии, общении с объектами природы, поможет сформировать познавательное отношение к ней и обеспечит становление ценностного отношения ко всему живому.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1.Газина О. М., Фокина В. Г. Экологическое образование детей дошкольного возраста. – М., 2013.

2.Гончарова Е.В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: Курс лекций для студентов высших педагогических учебных заведений. – Нижневартовск: Изд-во Нижневартовск. гуманит. ун-та, 2008. –326с.

3. Лобанова. Е. А. О рганизация развивающей среды как средства формирования познавательной активности
дошкольников. Учебно-методическое пособие Балашов 2005. стр

4.Медведев В.И., Алдашева А.А. М42 Экологическое сознание: Учебное пособие. Изд. второе, доп. - М.: Логос, 2001. -384 с.

5.Моисеева Л.В. Экологическое образование: исторический аспект. –

Екатеринбург, 1996.

6.Николаева С. Совместная деятельность взрослого и детей // Дошкольное воспитание. 2000. № 5. С. 36-38.

7.Николаева 631 Методика экологического воспитания дошкольников Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.:
Издательский центр «Академия», 2001.— 184 с.

8.Николаева.С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подгот. группы дет. сада: Пособие для воспитателя дошк. образоват. Учереждения /С.Н. Николаева. -М.: Просвещение, 2002.-144с.

 

9.С. Н. Николаева. «Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду» МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва; 2010 стр. 42- 45.

10. Николаева. С. Н. Теория и методика экологического образования дошкольников: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования/ С. Н. Николаева. — 7-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 272 с.

11. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда. - М., 1998 №4

12.Петровский, В.А Построение развивающей среды в ДОУ/ В.А Петровский [и др.] / Дошкольное образование в России. – М.,1997.

13. Любовь Николаевна Седова, Надежда Петровна Толстолуцких. Теория и методика воспитания:2006.стр.126.

14.Н.А.Рыжова. Программа экологического образования дошкольников «Наш дом природа» Москва 1996.

15.Рыжова Н.А. Экологизация развивающей предметной среды // До-школьное воспитание. 1999.№ 3.

16.Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000.

17.Уланова Л.И., Пушкарева Л.Д., Ларина Г.Ф. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — Йошкар-Ола. — 2005 — 243с.

 

Приложение 1

Родительское собрание.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: