По изучению курса «Информационные технологии в библиотечной деятельности»
Для студентов заочного отделения
Цель курса: «Информационные технологии в библиотечной деятельности» дать студентам комплекс теоретических знаний и практических навыков по особенностям использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в библиотеках.
В результате изучения курса студент должен:
Ø знать состав, функции и возможности использования ИКТ;
Ø уметь применять компьютерную технику, телекоммуникационные средства, использовать соответствующее программное обеспечение, средства автоматизации в отдельных процессах библиотечно-библиографической деятельности.
При изучении курса студенту необходимы:
-базовые навыки работы на компьютере, в т.ч.знания сетевых технологий.
- владение профессиональными знаниями (документоведение, библиотековедение (включая библиотечные фонды и каталоги), библиографоведение).
Зачётное занятие проводится в виде классной контрольной работы и представляет собой ответы на вопросы билетов, плюс представление электронного библиографического пособия.
В рамках курса изучаются следующие темы:
1. Информационные и коммуникационные технологии (понятие ИКТ и их эволюция; средства ИКТ и их классификация; сетевые ИКТ; технология информационного взаимодействия.)
2. Методы и средства мультимедиа (понятие мультимедиа; применение мультимедиа в информационных системах, в т.ч. в библиотеках).
3. Информационные ресурсы Интернет и других сетей ( понятие и классификация информационных ресурсов; российские информационные ресурсы и службы, их создающие; зарубежные информационные ресурсы и службы их создающие; русскоязычные ресурсы Интернет (полнотекстовые, справочные, библиографические); библиографические сервисы в Интернет; анализ электронных документов в т.ч. достоверности, актуальности).
4. Использование Интернет и других сетей в библиотечно-информационном обслуживании ( информационный запрос и правила его формирования; поисковые системы Интернет; алгебра поиска и синтаксис запроса; анализ полученных данных, в т.ч. полнота и точность найденных данных).
5. История и современное состояние библиотечно-информационных компьютерных технологий ( основные этапы компьютеризации и роль компьютеров в работе библиотек; концепции информатизации библиотек; результаты информатизации библиотек).
6. Программное обеспечение библиотечных процессов ( автоматизированные библиотечно-информационные системы (АБИС), общая характеристика, состав).
7. Автоматизированные рабочие места, их локальные и отраслевые сети ( понятие Автоматизированного рабочего места (АРМ); локальные сети библиотек (назначение, решаемые задачи); корпоративные сети библиотек (назначение, решаемые задачи); международные и национальные библиотечные сети; проект «ЛИБНЕТ»;форматы передачи данных, МARC-совместимые форматы).
8. Компьютеризация различных участков и процессов информационной деятельности, в т.ч. библиотечно-библиографической ( подсистема комплектования – АРМ комплектатора, технология работы; нетрадиционные источники комплектования; правовые особенности ведения учёта; подсистема обработки документов – АРМ каталогизатора, технология работы; электронный каталог; понятие «авторитетного/нормативного файла»; подсистема поиска информации – АРМ библиографа, технология работы; формирование библиографических пособий; экспертные системы в АБИС; подсистема книговыдачи – АРМ библиотекаря отдела обслуживания, технология работы; АРМ читателя, технология работы; правовые и технические проблемы автоматизации обслуживания).
К весенней сессии необходимо подготовить электронное библиографическое пособие.
1. Для этого выбрать любую тему или персоналию.
2. Подобрать литературу (не менее 30 записей с аннотацией).
3. Проверить правильность библиографического описания согласно ГОСТ.
4. Сформулировать название для трёх частей пособия.
5. Расположить подобранную литературу внутри частей пособия в алфавите.
6. Написать предисловие.
7. Материал представить к следующей сессии в электронной форме. Текст – в форматах Word for Windows, страницы формата А4.
Пособие понадобится для дальнейшей работы с ним в течение сессии (создание указателей, гиперссылок и т.д.)
Внимание!
Защита электронного библиографического пособия выносится на квалификационный экзамен.
Литература:
Обязательная:
Панкова Е.В. Интернет в библиотечной работе: технологии и методы использования: [Лекции 1-8] / Панкова Е.В., Беркутова Л.С. // Библиотека в школе: метод. газета для школ. и детск. б-к.- 2009.- № 17-24.- (Курсы повышения квалификации. Библиотечное дело)
Панкова Е.В. Электронное библиографическое пособие. Правила создания: практич. руководство для библ. работников / Панкова Е.В., Беркутова Л.С. - М.: Форум, 2008.- 128 с.- Рекомендовано УМО ССУЗов Санкт-Петербурга (2009 г.).
Пилко И.С. Информационные и библиотечные технологии: Учеб. пособие.- СПб: Профессия, 2006.- 342 с.
Справочник библиографа / науч. ред. А. Н. Ванеев, В. А. Минкина. - 3-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Профессия, 2005. – 592 с. – (Серия "Библиотека")
Электронные документы: создание и использование в публичных библиотеках: справ. /науч. ред. Р.С.Гиляревский, Г. Ф. Гордукалова. - СПб.: Профессия, 2007.- Гл. 3.- С.130 -168.- (Серия "Библиотека").