ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ КУРСЫ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ




Факультативные занятия в общеобразовательной школе введены для развития индивидуальных способностей учащихся старших клас­сов, проявляющих повышенный интерес к тому или иному учебному предмету, для расширения и углубления знаний и навыков, которые они получили ранее на обязательных занятиях. Факультативные за­нятия дают возможность проявить самостоятельность как в овладе­нии научно-теоретическим материалом, так и в практической твор­ческой работе.

Факультативные занятия проводятся на повышенном уровне, на­чинаются с седьмого класса и организуются с учетом материальной базы и местных условий. Например, в районах, где развиты художе­ственные промыслы и дети тянутся к декоративно-прикладному ис­кусству, целесообразно организовать соответствующий факульта­тивный курс. В этом случае учителю будет нетрудно обеспечить заня­тия необходимыми материалами и условиями работы.

Учащимся следует давать индивидуальные задания, а также при­влекать их к общественно полезной работе: праздничному убранству школы, оформлению стенгазеты и т. д.

Факультативные занятия проводятся на повышенном уровне, од­нако доступном для относительно широкого круга учащихся. В пре­подавании факультативных курсов, естественно, потребуется и своя методика, и свои формы организации занятий. Здесь широкое при­менение получит лекционное изложение материала, своеобразное проведение практических занятий, организация различных форм са­мостоятельной творческой работы школьников.

Исходя из запросов учащихся, одну часть которых привлекает практическая деятельность, а другую — знания искусствоведческого характера, школьная программа по изобразительному искусству пре­дусматривает по два варианта факультативных занятий в VII—VIII и IX—X классах:

VII—VIII

1. Живопись и графика.

2. Скульптура и керамика.


1Х-Х

1. Живопись и графика.

2. История изобразительного искусства.

Специальные факультативные курсы по вариантам "Живопись и графика" и "Скульптура и керамика" предусматривают не только развитие способностей, — они содержат также учебный материал, имеющий большое общеобразовательное значение. Здесь намечены и знакомство с технологией материалов, и практическое овладение техникой, и беседы об искусстве. Но особое внимание в этих вариан­тах уделяется проведению практических работ по рисунку, живопи­си, скульптуре и композиции. На практических занятиях учащиеся должны приобрести умение выражать свои мысли в художественно-образной форме, научиться самостоятельно работать.

Наряду с практическими занятиями эти варианты программы пре­дусматривают вводные и обобщающие лекции учителя, экскурсии, встречи и беседы с выдающимися мастерами искусства. Все это на­правлено на дальнейшее развитие интереса учащихся к искусству, к его истории.

Особое внимание в практических курсах уделяется развитию твор­ческих способностей учащихся. На факультативных занятиях не только углубляются знания учащихся и совершенствуются их прак­тические навыки, но и развивается их мастерство. Содержание фа­культативных курсов расширяет и углубляет понимание школьника­ми вопросов теории изобразительного искусства, совершенствует их умение использовать теоретические знания на практике, в самостоя­тельной творческой работе.

Например, учителю хочется показать, как в лучших произведени­ях изобразительного искусства художник концентрирует внимание зрителя на самом главном — на идейном содержании; как он исполь­зует средства изобразительного языка для достижения цели, для по­лучения наибольшей выразительности; как он умело применяет за­коны перспективы и композиции, тона и цветоведения, использует знание технологии материалов, технических приемов работы; как он умеет правильно выбрать материал для воплощения своего замысла: акварель, темпера, масло — офорт, линогравюра, гравюра на дереве — гипс, бронза, дерево, мрамор — стекло, керамика, кость, камень, пластмассы и т. д. Однако в беседах с учениками этот учитель обыч­но ограничивается каждый раз только одним примером, не показы­вает, как художник гармонически синтезирует все изобразительные средства и приемы в единое целое, создавая впечатляющий художе-


ственный образ, не раскры­вает в единстве все компо­ненты произведения, а пере­числяет их по отдельности. В результате беседы не дости­гают цели, мало что дают ученикам. Наоборот, широ­кое освещение вопроса, де­монстрация примеров из са­мых различных видов и жан­ров искусства дает возмож­ность учащимся хорошо по­нять раскрываемые вопросы и применить полученные знания в своей творческой деятельности.

109. В.И. Мухина. "Рабочий и колхозница"

Так, говоря об идейном смысле композиции, учитель может показать, как содержа­ние художественного произ­ведения влияет на выбор ма­териала, на масштаб произве­дения. Хорошим примером в данном случае послужит скульптурная группа В. И. Мухиной "Рабочий и колхоз­ница". В этой монументаль­ной скульптурной компози­ции автор показал нового че­ловека, строящего социализм, с помощью оригинального

художественного решения: применив новые материалы, новые мас­штабы (высота этой скульптуры 25 метров). В. И. Мухина с изумитель­ным мастерством раскрыла достоинства хромоникелевой стали, ее пла­стические возможности, неповторимую выразительность (рис. 109).

В картине В. А. Серова "Зимний взят" (рис. ПО) мы видим иное решение темы, иное композиционное раскрытие идейного содержа­ния. Здесь нет изображения кульминационного момента революци­онных событий. Художник изобразил парадную лестницу Зимнего дворца и двух бойцов в спокойных позах, собравшихся закурить. О том, что здесь были бои и бушевали страсти, рассказывают валяющи­еся на полу стреляные гильзы и обвалившаяся со стен на ступени ле-


 

 


ПО. В.А. Серов. "Зимний взят ".

стницы штукатурка. Фигуры бойцов в разномастном одеянии на фо­не богатого парадного интерьера дворца образно раскрывают основ­ную мысль картины: художник заставляет зрителя почувствовать, что власть находится в руках народа, а спокойно стоящие бойцы выража­ют уверенность и силу, они заставляют зрителя понять, что народная власть установилась прочно.

Или другой пример. По первому варианту программы факульта­тивных курсов для учащихся девятого-десятого классов педагог зна­комит учащихся с проблемой силуэта. Он рассказал, как выразитель­ность силуэта помогает художнику решить не только основной худо-


 

 


жественный образ, но и всю ком­позицию картины. Особенно сильное влияние на зрителя ока­зывает силуэт в портрете.

В качестве примера учитель остановился на портрете Ермо­ловой В. А. Серова (рис. 111). Учитель показал, как умело ис­пользовал художник силуэтное решение в данном портрете, как заставил фигуру быть в центре внимания, а все остальное — уй­ти на второй план. Фигура Ермо­ловой получилась величествен­ной, монументальной.

Однако во время собеседова­ния учитель обнаружил, что не все поняли его объяснения, в особенности по портрету. Есте­ственно, у педагога появилось желание продолжить этот разго­вор и он решил использовать ча­сы, отведенные на беседы по ис­тории искусства.

111. В. А. Серов. "Портрет М. Н. Ермоловой ".

В разделе "Беседы об изобрази­тельном искусстве". "Искусство советского периода" указывают­ся темы: "Борьба с формалисти­ческими тенденциями в 20-е го­ды. Преемственность традиций передвижничества в творчестве советских художников. Утверждение метода социалистического реализма в 30-е годы". На этих беседах учителю хотелось бы связать историко-искусствоведческий материал с практической работой учеников. Анализируя произведения живо­писи с художественно-профессиональной точки зрения, педагог хо­тел бы заострить внимание на проблеме силуэта. Как это сделать?

Можно поступить следующим образом: вначале наметить основ­ное содержание беседы, подобрать к ней иллюстративный материал, а затем уже в эту общую канву вплести отдельные фрагменты, связан­ные с силуэтом.

Беседу лучше начать с художников-передвижников, затем перейти к преемственности традиций передвижничества в творчестве совет-


 

 


ских художников и попутно кос­нуться формалистических тен­денций в искусстве 20-х годов.

Придерживаясь исторической линии и того материала, который будет освещаться в беседе, педа­гог может рассказать о проблеме силуэта в двух планах: как решал­ся темный силуэт на светлом фо­не и светлый силуэт на темном фоне.

Иллюстративный материал для этого может быть такой:

на светлом фоне темный силу­эт: В.А. Серов "Портрет В.А. Шаляпина" (рис. 112); И.Е. Репин "Портрет композитора М.П. Мусоргского" (рис. ИЗ); В. А. Серов "Портрет Иды Рубинштейн" (рис. 114);

112. Б.А. Серов. "Портрет Ф.И. Шаляпина ".

на темном фоне светлый силу­эт: В. А. Серов "Девушка, освещенная солнцем "(рис. 115); А. М. Герасимов "Портрет О. В. Лепешинской" (рис. 116).

После этого можно показать, как художники формалистичес­кого направления, ломавшие

традиции реалистического искусства, решали проблему силуэта за счет искажения и уродования образов людей (например: М. Шагал "Над городом" (рис. 117). Такое сравнение усилит впечатление, по­кажет ясность и выразительность реалистического искусства.

Конечно, сводить всю историю искусства к сугубо профессио­нальным вопросам нельзя, это делается только в особых случаях и в небольших дозах, в основном же курс бесед об искусстве строится в традиционной форме.

Вариант факультативного курса "История изобразительного ис­кусства" значительно отличается от практических курсов. На теоре­тических занятиях анализ произведений дается более глубокий и обстоятельный.

Подготовка к факультативным занятиям по истории изобрази­тельного искусства должна быть несколько иной, чем к классным за-


 

 


 

I

113. И.Е. Репин. "Портрет композитора М.П. Мусоргского"

нятиям и беседам об искусстве. На этих занятиях учителю следует со­здавать обстановку, близкую к вузовской: использовать форму лек­ционного сообщения материала, доклады учащихся с последующим обсуждением, назначение оппонентов и содокладчиков, более глубо­кое изучение некоторыми школьниками отдельных тем в виде подго­товки рефератов и т. д. Ученики девятых-десятых классов с интере­сом воспринимают такие формы работы. Опыт школ, где хорошо по­ставлено преподавание факультативных курсов, показывает, что за­нятия этого типа повышают и общую успеваемость школьников.


114. В.А. Серов. "Портрет Иды Рубинштейн ".

Кроме того, многие учащиеся старших классов уже посещают подго­товительные курсы при институтах, где лекционная форма изложе­ния учебного материала является основной.

Традиционные репродукции и коллекции открыток, широко ис­пользуемые в школах, на факультативных занятиях непригодны. Тем более непригодны для знакомства с картинами книжные иллюстра-


775. В.А. Серое. "Девушка, освещенная солнцем "

ции, когда учитель с открытой книгой в руках обходит класс. Весь необходимый иллюстратив­ный материал следует перевести на слайды. Преимущество такого методического наглядного обору­дования доказывать не требуется. Практика показывает, что диа­фильмы по изобразительному ис­кусству не всегда пригодны в лек­ционной работе и от них иногда можно отказаться. Хотя они и представляют собой компактную, хорошо отредактированную лек­цию, все же она сковывает препо­давателя, ограничивает его в изло­жении материала. Многие учите­ля режут диафильм на отдельные кадры, делают из них слайды и дополняют другими. Как бы ни

был хорош диафильм, он не даст того, что может дать живое слово учителя. Искусство преподавания заключается прежде всего в живом общении ученика с учителем, в психологическом контакте лектора с аудиторией.

От педагога требуется умение захватить внимание слушателей, за­ставить их чувствовать и переживать вместе с ним. Многие недооце­нивают значения этого психологического настроя, а он имеет огром­ную силу, он во сто крат усиливает впечатление, организует внима­ние слушателей. Педагог вовлекает аудиторию в сотворчество. Он все время находится в психологическом контакте со своими учениками, чутко ощущает их реакцию на каждую свою фразу, интонацию, пау­зу. Объясняя материал и убеждая учеников, педагог учитывает отра­зившееся в их глазах любопытство или равнодушие, непонимание или сомнение. В зависимости от этих молчаливых реплик он ин­стинктивно или сознательно "подстраивает" свою лекцию. Там, где это необходимо, он повторит, выдвинет на первый план самое важ­ное или, наоборот, что-то смягчит либо опустит совсем, как уже по­нятное. Такое творческое владение учебно-воспитательным процес­сом, умение заинтересовать аудиторию, убедить, повести за собой составляет одну из важнейших сторон искусства преподавания.

В программе факультативного курса, где педагог имеет дело со старшими учащимися, и особенно в программе третьего варианта


 

 


116. А.М. Герасимов. "Портрет О.В. Лепешинской ".

факультатива, такое умение проводить лекции и беседы в постоян­ном контакте со слушателями находит самое широкое применение.

Факультативный курс по истории изобразительного искусства по­строен на историко-искусствоведческой основе и имеет целью рас­ширить представления учащихся о развитии изобразительного ис­кусства, о тесной связи искусства с жизнью общества на всех этапах его истории.



 

 


777. Марк Шагал. "Над городом ".

В результате изучения этого курса школьники должны разбирать­ся в художественной ценности живописи, скульптуры и архитектуры, уметь делать небольшие (устные и письменные) сообщения и докла­ды по интересующим их разделам истории искусства. В городах, где есть художественные музеи, факультативные занятия следует прово­дить на примерах анализа подлинных произведений искусства.

В программе факультативных курсов по истории изобразительно­го искусства указан только общий объем знаний и навыков, — кон­кретное содержание и последовательность освоения учебного мате­риала определяется самим преподавателем. В качестве подспорья на­чинающему педагогу при составлении индивидуальных учебных пла­нов рекомендуем методический материал — "Таблицы занятий и бе­сед по изобразительному искусству в средней школе".

Поскольку опыт проведения факультативных курсов еще невелик, давать строго обязательные рекомендации мы не можем, каждому придется строить свою систему работы, ориентируясь на программу и на общие методические рекомендации.

Первый вопрос, который возникает у учителя: как построить курс, чтобы он был доступен школьникам? Многих беспокоит слабая худо-

' Таблицы приведены в книге В. В. Алексеевой "Изобразительное искусство в школе" (М., Советский художник, 1968. Приложение N1. С. 181—194).


жественная подготовка учащихся, низкий уровень их эстетической культуры. Смогут ли ребята освоить искусствоведческий материал, который заложен в программе факультативных занятий по истории изобразительного искусства? Некоторые преподаватели считают, что этот материал учащимся не под силу. Однако практика школ, где чи­тается курс истории искусства, показывает, что ребята не только охотно посещают занятия, но и по-настоящему заинтересовываются, серьезно изучают предмет, хорошо усваивают материал и начинают правильно и серьезно оценивать произведения искусства. Все дело в методике преподавания.

Вначале курс истории искусства лучше преподносить в форме бе­сед, вернее, собеседования. Когда учитель почувствует, что ребятам это интересно, можно начать постепенно переходить на лекционную форму: 15—20 минут учитель излагает материал, 2—3 минуты отводит на вопросы и ответы, потом снова идет изложение и т. д. Первый ме­сяц занятие ведется не более академического часа, в дальнейшем вре­мя можно увеличивать, доводя до двух часов лекционного изложе­ния, конечно, с перерывом между каждый часом.

Говоря о том или ином произведении искусства, учителю необхо­димо всесторонне раскрывать его выразительность и ценность, обус­ловленную единством формы и содержания. В искусствоведческом анализе нельзя отделять форму от содержания, иначе трудно будет понять и путь возникновения образа, и его художественно-эстетиче­ские достоинства. Например, раскрывая значение термина "Художе­ственный образ", учитель объяснит, что художественный образ в изобразительном искусстве, покоряющий зрителя своей выразитель­ностью, является результатом огромной творческой работы худож­ника, в нем отражаются мировоззрение, взгляды и эстетические вку­сы художника, социально-экономические и политические отноше­ния той эпохи, в которую жил и творил художник.

Школьная практика показывает, что очень часто учителя рисова­ния ограничиваются показом средств выражения, художественных приемов, техники исполнения и мало касаются вопросов методоло­гии и специфики искусства. Одностороннее освещение произведе­ния искусства может привести к ложному его пониманию. Учитель, привыкший анализировать произведения искусства с внешней сто­роны, не может широко подходить к раскрытию художественного об­раза. Он начинает отдавать предпочтение какому-то одному виду ис­кусства, одной его стороне.

Так, учитель, сам занимающийся живописью, любит говорить о станковой картине и меньше знакомит школьников с монументаль­ной живописью, с архитектурой, ограничивается лишь формальным


перечислением программного материала. В памятниках архитектуры он обращает внимание только на конструктивные элементы соору­жения, на инженерно-строительные достоинства здания, на внешнее оформление. Между тем в памятниках архитектуры воплощаются пе­редовые идеи, достижения науки и техники, философско-эстетичес-кие взгляды того времени, той эпохи, когда было создано сооруже­ние, и рассказать об этом ученикам должен руководитель факульта­тивного курса.

Все это говорит о том, что учителю рисования необходимо посто­янно расширять и обогащать свои знания, как бы дать самому себе университетское образование.

Чтобы искусствоведческий материал лучше усваивался, первое время его надо теснее связывать со школьной программой по исто­рии, литературе, не выходя особенно за пределы программы. В даль­нейшем можно давать сведения и более широкого плана, включать греческую мифологию, легенды, послужившие содержанием произ­ведений искусства. На конкретные вопросы ребят о том, кто и что изображено на картине, учитель должен всегда уметь ответить, а для этого ему нужно самому хорошо знать их содержание.

Хотя факультативный курс и не является обязательным для всех, все же учителю следует контролировать и оценивать знания учащих­ся. Вводить пятибалльную систему оценки знаний, возможно, и не стоит, однако проверка знаний должна быть. Она может проходить путем опроса, задания на дом письменных работ, поручения докла­дов, сообщений и рецензий, проведения небольших дискуссий.

Как мы уже говорили, методика преподавания требует не только знаний, но и педагогического мастерства. В этом плане справедливо замечание В. В. Алексеевой: "Университет дает прекрасную искусст­воведческую подготовку, однако ее недостаточно, чтобы работать в школе с полной нагрузкой и во всех классах. И вероятнее всего, ис­кусствовед должен был бы совмещать школьный труд с другой дея­тельностью. С этой точки зрения, выпускник художественно-графи­ческого факультета МГПУ имеет огромное преимущество перед университетской молодежью, ибо специфика факультета вменяет ему в обязанность овладеть комплексом дисциплин — рисованием, живописью, эстетизированным трудом, черчением и историей ис­кусства. Они являются творческой средой студента в течение всего срока обучения в данном вузе. И, конечно, нам представляется, что именно он должен быть творцом педагога нового профиля".

Педагогическое мастерство начинающего учителя должно про­явиться уже в период организации факультативных курсов.

1 Ныне - Московский государственный университет печати. Прим. ред.


 

На факультативные занятия по изобразительному искусству отво­дится 210 часов, по 2 часа в неделю (часы эти сдвоены), из расчета: 35 часов в седьмом классе, 70 часов в восьмом, 70 в девятом и 35 в десятом.

Варианты программы составлены таким образом, чтобы учебный материал каждого класса представлял собой законченное звено кур­са. Поэтому преподаватель имеет возможность организовать факуль­тативные курсы с различными сроками обучения: на 3 года, на 2, на 1 и даже на полгода. Каждый учитель может творчески подходить и к составлению своего плана и программы занятий.

Творческой инициативы требует и общий комплекс работ учителя рисования в общеобразовательной школе, где ему приходится бес­прерывно менять свою методику при обучении по рисованию с нату­ры, то живописи, то декоративному, то тематическому рисованию, быть то художником-педагогом, то лектором-искусствоведом, то экскурсоводом, то сценаристом и режиссером одновременно.

Все это говорит о том, что работа в школе невозможна без любви к делу. Эта работа требует непрерывного обогащения знаний, знаком­ства с опытом творчески работающих учителей, с книгами и статья­ми по методике обучения изобразительному искусству.


Шагал Марк Захарович (1887—1985), французский живописец и график. Фантастические иррациональные произведения.

С. - 238.

Шаляпин Федор Иванович (1873—1938), русский певец.

С. 95.

Шебуев Василий Козьмич (1777—1855), русский живописец. Мастер классицизма.

С. 53.

Шмидт Иосиф — ученик Песталоцци, художник.

С. 37, 38.

Шмид Петр, учитель рисования (Берлин).

С. 37, 38.

Щедрин Родион Константинович (р. 1932), русский композитор, один из ведущих мастеров современной музыки.

С. 147.

Шувалов Иван Иванович (1727—1797), русский государственный деятель, президент Академии художеств.

С. 54.

Эвпомп, древнегреческий живописец.

С. 17, 18.

Эйзенштейн Сергей Михайлович (1898—1948), русский кинорежис­сер, теоретик кино, художник.

С. 95.

Эйнштейн Альберт (1879—1955), физик-теоретик, один из основа­телей современной физики.

С. 98.

Юон Константин Федорович (1875—1958), русский живописец. С. 80, 82, 83.

Яковлев Александр Сергеевич (1906—1989), русский авиаконструк­тор.

С. 97.

Яковлев Василий Николаевич (1893—1953), русский живописец. Те­матические картины, портреты, рисунки.

С. 142, 171.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие............................................. 3



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: