(функция "Сезонность")
1. Раздел "Проект": В модуле “Заголовок” указать длительность проекта – 5 лет и 2 месяца. В модуле “Список продуктов” указать первый продукт с датой начала продаж, аналогичной дате начала проекта. В модуле “Настройка расчета” в карточке "Детализация" установить флажок в поле "Объем продаж".
2. Раздел "Окружение": Из вкладки “Налоги” удалить все налоги.
3. Раздел "Операционный план": В модуле “План сбыта” в графике объема продаж (с помощью кнопки "Быстрый ввод") установить ежемесячный сбыт (550 ед.). Далее установить флажок в поле "Сезонность" и, щелкнув на ставшей активной кнопке, изменить значения указанных в задаче месяцев.
4. Раздел "Результаты": В модуле “Таблица пользователя” нужно добавить строку. В этом же окне, нажав на кнопку "Формула" вставить в созданную строку "аккумулированные значения объема продаж".
Результат можно увидеть в последней ячейке созданной строки (33000 ед.).
Задание № 4 – Ввод нестандартной инфляции
1. Раздел "Проект": В модуле “Заголовок” указать длительность проекта – 5 лет. В модуле “Список продуктов” указать два продукта с датой начала продаж аналогичной дате начала проекта.
2. Раздел "Окружение": Из вкладки “Налоги” удалить все налоги.
3. Раздел "Операционный план": В модуле “План сбыта” указать по первому продукту цену (100 руб.), по второму продукту цену (90 руб.). В графике объема продаж по первому продукту записать по каждому месяцу 100 шт., для второго продукта 140 шт. Далее необходимо установить флажок в поле "Детальное описание" и войти в пункт "Ценообразование". Установить "Нестандартную инфляцию" для второго продукта (20% годовых), для первого продукта (30% годовых).
4. Раздел "Результаты": В модуле “Таблица пользователя” нужно добавить две строки. В этом же окне, нажав на кнопку "Формула", вставить в созданные строки значения поступлений от продаж по каждому продукту.
Результатом будет месяц, в котором значение первой строки будет больше значения второй строки (12.200…).
Задание № 5 – Курс валют и инфляция
1. Раздел "Проект": В модуле “Заголовок” указать ориентировочную длительность проекта – 3 года. В модуле “Список продуктов” указать два продукта с датой начала продаж, аналогичной дате начала проекта. В модуле “Настройка расчета” в карточке "Детализация" установить флажок в поле "Объем продаж".
2. Раздел "Окружение": Из вкладки “Налоги” удалить все налоги. В модуле “Валюта” установить курс: 1$ = 25 руб. и ежемесячную инфляцию (1%). В модуле “Инфляция” проставить инфляцию на сбыт (3%) в рублях и (0,3%) в валюте (42,58 и 3,66 в год соответственно).
3. Раздел "Операционный план": В модуле “План сбыта” установить для первого продукта цену 500 руб. Для второго продукта цену 30 $. Для обоих продуктов установить сбыт в размере одной единицы в месяц.
4. Раздел "Результаты": В модуле “Таблица пользователя” нужно добавить две строки. В этом же окне, нажав на кнопку "Формула", вставить в созданные строки значения поступлений от продаж по каждому продукту.
Результатом будет месяц, в котором значение первой строки будет больше значения второй строки (02.200….).
Задание № 6 – Анализ чувствительности по вариациям параметров
1. Раздел "Проект": В модуле “Заголовок” указать длительность проекта – 1 год. В модуле “Список продуктов” указать первый продукт с датой начала продаж, аналогичной дате начала проекта.
2. Раздел "Окружение": Из вкладки “Налоги” удалить все налоги, кроме налога на прибыль.
3. Раздел "Операционный план": В модуле “План производства” в карточке "материалы" указать суммарные издержки (10$). В модуле “Общие издержки” указать ежемесячные издержки (400$). В модуле “План сбыта” указать цену на продукт (15$). В графике объема продаж записать по каждому месяцу 100 ед.
4. Раздел "Анализ проекта": В модуле “Анализ чувствительности” необходимо поставить флажок в поле "Вариации выбранных параметров". Далее необходимо выбрать нужные параметры с помощью кнопки "Добавить" и пересчитать показатели. Затем нужно выделить все строки полученной таблицы и нажать на кнопку "График".
Результат: Наибольшее влияние имеет параметр, которому соответствует кривая на графике с наибольшим разбросом между конечными значениями (то есть наибольшее влияние на NPV оказывает цена сбыта и далее по убыванию влияния – прямые издержки, объем сбыта, общие издержки).
Задание № 7 – Анализ чувствительности по
ставке дисконта
1. Раздел "Проект": В модуле “Заголовок” указать длительность проекта – 1 год. В модуле “Список продуктов” указать первый продукт с датой начала продаж, аналогичной дате начала проекта.
2. Раздел "Окружение": Из вкладки “Налоги” удалить все налоги, кроме налога на прибыль (35% ежемесячно).
3. Раздел "Операционный план": В модуле “План производства” в карточке "материалы" указать суммарные издержки (10$). В модуле “Общие издержки” указать ежемесячные издержки (400$). В модуле “План сбыта” указать цену на продукт (15$). В графике объема продаж записать по каждому месяцу 100 ед.
4. Раздел "Анализ проекта": В модуле “Анализ чувствительности” необходимо поставить флажок в поле "Вариации дисконта". Далее необходимо установить диапазон отклонений (от 0 до 30) и пересчитать NPV в зависимости от вариации дисконта.
Результатом будет тот наибольший процент дисконта, при котором значение NPV будет больше требуемого в задаче (750$) (20%).
Задание № 8 – Показатели эффективности инвестиций
1. Раздел "Проект": В модуле “Заголовок” указать длительность проекта – 8 лет. В модуле “Настройка расчета” указать ставку дисконтирования по рублям (9% годовых).
2. Раздел "Окружение": Из вкладки “Налоги” удалить все налоги.
3. Раздел "Финансирование": В модуле “Другие поступления” нужно добавить поступление (10000 руб.) в последнем месяце проекта.
Результат: Если в строке "Чистый приведенный доход – NPV" таблицы “Эффективность инвестиций” сумма превысит заданную (5000 руб.), то более предпочтительно получить 10000 руб. через 8 лет, чем 5000 руб. сегодня (NPV=5470).
Задание № 9 – Календарный план
1. Раздел "Проект": В модуле “Заголовок” указать ориентировочную длительность проекта – 1 год.
2. Раздел "Окружение": Из вкладки “Налоги” удалить все налоги. В модуле “Валюта” указать курс: 1$ = 25 руб. и проставить темпы роста курса (15%).
3. Раздел "Инвестиционный план": В модуле “Календарный план” нужно добавить этап (являющийся активом) стоимостью 390000 руб. (три разовых платежа по 130000 руб., 25 числа каждого второго месяца). На верхней панели инструментов в меню "Вид" в модуле "Опции" установить показ стоимости этапа во второй валюте.
4. Раздел "Компания": В модуле “Стартовый баланс” в карточке "Активы" в поле "Незавершенные инвестиции" ввести стоимость выполненного на 61% строительства (610000 руб.).
Результат: Можно посмотреть на диаграмме Гантта (около 15000$).
Задание № 10 – Календарный план
1. Пункты 1-3 предыдущей задачи.
2. В разделе "Инвестиционный план" при редактировании этапа в модуле "Характеристики" указать период до ликвидации объекта (600 мес.).
Результат: Можно посмотреть в таблице "Баланс" в строке "Накопленная амортизация" (10000 руб.).
Задача № 11 – Стартовый баланс
1. Раздел "Проект": В модуле “Заголовок” указать длительность проекта – 3 месяца.
2. Раздел "Компания": В модуле “Стартовый баланс” в карточке "Активы" в поле "Счета к получению" ввести два неоплаченных счета (600$ и 27000 руб.). Счета должны быть оплачены в течение трех месяцев проекта.
3. Раздел "Окружение": Из вкладки “Налоги” удалить все налоги. В модуле “Валюта” установить соотношение курсов валют (1$ = 1 руб.) и темпы роста курса (5% в месяц).
Результат можно увидеть в строке "Другие поступления" таблицы “Баланс” (39610 руб.).
Задание № 12 – Таблицы пользователя, расчет NPV
1. Раздел "Проект": В модуле “Заголовок” указать ориентировочную длительность проекта – 3 года. В модуле “Список продуктов” указать первый продукт с датой начала продаж, аналогичной дате начала проекта. В модуле “Настройка расчета” указать ставку дисконтирования (30%) с шагом – один месяц.
2. Раздел "Окружение": Из вкладки “Налоги” удалить все налоги.
3. Раздел "Инвестиционный план": В модуле “Календарный план” вставить этап стоимостью (100000 руб.) и продолжительностью один месяц (первый месяц проекта).
4. Раздел "Операционный план": В модуле “План производства” в карточке "материалы" указать прямые издержки (7 руб.). В модуле “Общие издержки” указать ежемесячную издержку (1000 руб.). В модуле “План сбыта” указать цену на продукт (10 руб.). В графике объема продаж записать по каждому месяцу 3000 ед.
Результат:
Первый вариант: В модуле “Таблица пользователя” построить график NPV с формулой (кэш от операционной деятельности + кэш от инвестиционной деятельности, все аккумулированное и дисконтированное). Далее посмотреть, когда выполняется условие (NPV > 50000 руб.).
Второй вариант: Изменяя период расчета интегральных показателей эффективности в модуле “Настройка расчета”, нужно добиться того, чтобы в таблице "Эффективность инвестиций" в строке "Чистый приведенный доход – NPV" стояла наименьшая сумма > 50000 руб.
Результат в двух вариантах одинаков (24 месяца).
Приложение Б
Исходные данные для разработки учебного бизнес-плана
инвестиционного проекта "Переработка мяса и торговля"
Баланс предприятия на начало проекта (01.01.200…)
Денежные средства: 4 320 000 руб.
Дебиторская задолженность: 5 000 000 руб. (период погашения 1 месяц)
Запасы сырья на складе
Наименование | Ед. изм. | Количество | Себестоимость, руб./т |
Говядина | т | 31 667 |
Основные средства:
- здание производственного назначения: первоначальная стоимость 3 000 000 руб., нормативный срок амортизации 10 лет, износ - 50,00 %;
- авторефрижератор: покупная стоимость 360 000 руб., нормативный срок амортизации 5 лет, износ – 20 %.
Незавершенное строительство:
- недостроенное помещение склада балансовой стоимостью 1 000 000 руб.
Кредиторская задолженность
Название | Сумма, руб. | Период погашения |
Налоги | 200 000 | в третьем месяце |
Налоги | 200 000 | во втором месяце |
Налоги | 350 000 | в первом месяце |
Зарплата | 1 130 750 | в первом месяце |
Акционерный капитал компании составляет 3 000 000 руб. (3 000 акций номинальной стоимостью 1 000 руб., принадлежащие учредителям).
Ежегодно акционерам выплачиваются дивиденды в размере 30% чистой прибыли.
Нераспределенная прибыль прошлых лет 1 640 609 руб.
Налоги
Название налога | База | Период | Ставка, % |
Налог на прибыль | Прибыль | Месяц | |
НДС | Добав. стоим. | Месяц | |
Налог на имущество | Имущество | Квартал | |
Выплаты в пенс. фонд | Зарплата | Месяц | |
Выплаты в ФОМС | Зарплата | Месяц | 3,6 |
Выплаты в ФСС | Зарплата | Месяц | 2,4 |
Календарный план проекта
№ этапа | Название | Длительность, дней | Стоимость, руб., $ | Срок амортизации, лет |
Достройка склада | 600 000 | |||
Приобретение оргтехники для офиса | 100 000 | |||
Приобретение легкового автомобиля | 300 000 | |||
Приобретение грузового автомобиля (авторефрежиратора) | 550 000 | |||
Подготовка помещений, в т.ч.: - пустующего помещения; - достроенного склада | 150 000 50 000 100 000 | |||
Приобретение оборудования для цеха переработки (с доставкой) | 300 000 $ US | |||
Монтаж перерабатывающего оборудования | 3 000 000 | |||
Приобретение торгового и холодильного оборудования (с доставкой) | 250 000 $ US | |||
Монтаж торгового и холодильного оборудования | 75 000 | |||
Подготовка производства, опытная эксплуатация | 400 000 |
Стоимость сырья
Наименование | Ед. изм. | Цена, руб./ед. |
Говядина | т | 38 000 |
Наполнители | т | 74 000 |
Свинина | т | 30 000 |
Сосисочная вискора | м | |
Шпиг | т | 40 000 |
Примечание: за сырье производится предоплата 15 дней; страховой запас сырья составляет 6 дней.
Стоимость транспортных и складских расходов
Наименование | Ед. изм. | Цена, руб./т |
Автодоставка до потребителей | т | |
Автодоставка на базу | т | |
Ж.-д. доставка свежемороженного мяса | т | 4 200 |
Аренда холодильника | т | 1 200 |
План сбыта
Продукт | Ед. изм. | Цена, руб./т | Плановый объем продаж в месяц |
Говядина | т | 60 000 | |
Колбаса варенокопченая | т | 80 000 | |
Колбаса сырокопченая | т | 100 000 | |
Сосиски | т | 70 000 |
Примечание: продажи производятся в кредит на 15 дней, прогнозируемые средние задержки платежей 5 дней; время достижения планируемого объема продаж три месяца; на продукты переработки (говядина) запас готовой продукции 10 % от месячного объема продаж.
Сезонные изменения объема сбыта и цены
Говядина | Изменение объема сбыта, % | Изменения цены, % |
Январь | ||
Февраль | ||
Март | ||
Апрель | ||
Май | ||
Июнь | ||
Июль | ||
Август | ||
Сентябрь | ||
Октябрь | ||
Ноябрь | ||
Декабрь |
План производства
Рецептура производства
Колбаса варенокопченая
Наименование | Расход | Издержки, руб./т |
Материалы и комплектующие | ||
Автодоставка до потребителей | 1,000 | |
Наполнители | 0,030 | |
Говядина | 0,620 | |
Свинина | 0,300 | |
Шпиг | 0,310 | |
Сдельная зарплата | ||
Другие издержки | 1 100 |
Колбаса сырокопченая
Наименование | Расход | Издержки, руб./т |
Материалы и комплектующие | ||
Автодоставка до потребителей | 1,000 | |
Наполнители | 0,040 | |
Говядина | 0,380 | |
Свинина | 0,440 | |
Шпиг | 0,400 | |
Сдельная зарплата | ||
Другие издержки | 1 400 |
Сосиски
Наименование | Расход | Издержки, руб./т |
Материалы и комплектующие | ||
Автодоставка до потребителей | 1,000 | |
Наполнители | 0,080 | |
Говядина | 0,570 | |
Свинина | 0,340 | |
Сосисочная вискора | 0,395 | |
Шпиг | 0,060 | |
Сдельная зарплата | 160,00 | |
Другие издержки | 3 000,00 |
Планируемые накладные расходы
Название | Сумма, руб. | Платежи |
Управление | ||
Связь | 4 500 | Ежемесячно |
Транспорт | 4 800 | То же |
Командировки | 20 000 | -"- |
Офисные расходы | 5 000 | -"- |
Коммунальные услуги (офис) | 15 000 | -"- |
Производство | ||
Вспомогательные материалы | 25 000 | Ежемесячно, с 4 мес. |
Коммунальные услуги (производство) | 25 000 | То же |
Маркетинг | ||
Презентации | 5 000 | Ежеквартально, с 3 мес. |
Реклама | 25 000 | Ежемесячно, с 4 мес. |
Планируемый штат сотрудников
Должность | Кол-во, чел. | Зарплата, $ US | Платежи |
Управление | |||
Генеральный директор | 1 000 | Ежемесячно | |
Главный бухгалтер | То же | ||
Коммерческий дир-р | -"- | ||
Директор по произ-ву | Ежемесячно, с 3 мес. | ||
Производство | |||
Водитель автомобиля | Ежемесячно | ||
Зав. складом-магазином | Ежемесячно, с 3 мес. | ||
Мастер цеха переработки | Ежемесячно, с 4 мес. | ||
Начальник службы охраны | Ежемесячно, с 3 мес. | ||
Начальник цеха переработки | Ежемесячно, с 4 мес. | ||
Рабочий цеха переработки | То же | ||
Маркетинг | |||
Начальник отдела сбыта | Ежемесячно | ||
Товаровед | Ежемесячно, с 4 мес. |
Приложение В
Приемы быстрого ввода данных