К итоговому устному собеседованию в 9 классе




Методические рекомендации по подготовке

 

Часть 1

1. Рекомендации учителей, преподающих иностранный язык. Из опыта работы.

 

Общие рекомендации

 

- познакомить учащихся со структурой экзаменационной работы

- познакомить учащихся с форматом заданий, обращая внимание на временные ограничители;

- проанализировать содержание инструкции к каждому заданию, формат задания и критерии оценивания;

- пошагово выполнять задания с последующей проверкой, самопроверкой, взаимопроверкой.

 

Стратегия выполнения конкретных заданий

 

Чтение вслух:

 

- внимательно прочитать текст задания, обращая внимание на временные ограничители;

- внимательно прочитать текст про себя, обращая внимание на сложные для чтения слова, продумать расстановку пауз.

 

Монологическое высказывание:

 

- внимательно прочитать текст задания, обращая внимание на выделяемые элементы содержания, пункты плана, объем монолога;

- строить высказывание в соответствии с данным в задании планом;

- продумать план ответа: вступление (о чем будет высказывание), основная часть (раскрытие всех аспектов, данных в задании), заключение (подведение итога сказанному, выражение своего мнения);

- продумать ключевые фразы каждого пункта;

- при необходимости дать развернутую аргументацию;

- стараться не давать избыточной информации, которая не обозначена в пунктах;

- дать развернутые ответы на дополнительные вопросы, заданные экзаменатором.

 

Примерная тематика монологических высказываний:

 

Социально-бытовая сфера общения: общение в семье и школе, межличностные отношения с друзьями и сверстниками;

Социально-культурная сфера: досуг и увлечения молодежи, родная страна, выдающиеся люди, природа и проблемы экологии, здоровый образ жизни;

Учебно-трудовая сфера: проблема выбора профессии, роль языка.

 

Диалог:

 

- внимательно прочитать текст задания, обращая особое внимание на предлагаемую ситуацию общения, ограничители, объем диалога;

- сообщать запрашиваемую информацию.

 

2. Подготовка к устному собеседованию по русскому языку

Чтобы приступить к подготовке, необходимо с помощью технического специалиста школы установить на рабочем компьютере звукозаписывающую программу.

 

Придерживаться следующего алгоритма действий.

 

Во-первых, прочитать инструкцию по выполнению заданий.

 

Устное собеседование по русскому языку состоит из четырёх заданий.

Задание 1 – чтение вслух небольшого текста. Время на подготовку 2 минуты.

В задании 2 предлагается пересказать прочитанный текст, дополнивего высказыванием. Время на подготовку – 1 минута.

В задании 3 предлагается выбрать один из трёх предложенныхвариантов беседы: описание фотографии, повествование на основежизненного опыта, рассуждение по однойиз сформулированных проблем.

Время на подготовку – 1 минута.

В задании 4 Вам предстоит поучаствовать в беседе по темепредыдущего задания.

Общее время Вашего ответа (включая время на подготовку) – 15 минут.

Всё время ответа ведётся аудио- и видеозапись.Постарайтесь полностью выполнить поставленные задачи, старайтесьговорить ясно и чётко, не отходить от темы и следоватьпредложенномуплану ответа. Так Вы сможете набрать наибольшее количество баллов.

 

Во-вторых, проанализировать рекомендуемый порядок проведения собеседования

 

Действия собеседника- экзаменатора Действия учащихся Время
  Приветствие ученика. Знакомство. Короткий рассказо содержании экзамена   1 мин
ЧТЕНИЕ ТЕКСТА
  Предложить учащемуся познакомиться с текстом для чтения вслух. Обратить внимание на то, что ученик будет работать с этим текстом, выполняя задания 1 и 2.    
  За несколько секунд напомнить о готовности к чтению. Подготовка к чтению вслух. Чтение текста про себя. 2 мин.
  Слушание текста. Эмоциональная реакция на чтение ученика. Чтение текста вслух 2 мин.
  Переключение ученика на другой вид работы. Объяснить, что ученик имеет право пользоваться записями, сделанными во время подготовки к пересказу, а также дополнительной информацией, необходимой для выполнения задания 2. Подготовка к пересказу с привлечением дополнительной информации 1 мин
  Забрать у ученика исходный текст. Слушание пересказа. Эмоциональная реакция на пересказ ученика. Пересказ текста с привлечением дополнительной информации. 3 мин.
  Забрать у ученика материалы, необходимые для выполнения задания 1 и 2. Объяснить, что задания 3 и 4 связаны тематически и не имеют отношения к тексту, с которым работал ученик при выполнении заданий 1 и 2. Предложить обучающемуся выбрать вариант темы беседы и выдать ему соответствующую карточку.    
МОНОЛОГ
  Предложить ученику ознакомиться с темой монолога. Предупредить, что на подготовку отводится 1 минута, а высказывание не должно занимать более 3 минут.    
    Подготовка к ответу 1 мин.
  Слушать устный ответ. Эмоциональная реакция на ответ. Ответ по теме выбранного варианта. 3 мин.
ДИАЛОГ
  Задать вопросы для диалога. Экзаменатор-собеседник может задать вопросы, отличающиеся от предложенных в экзаменационных материалах. Вступает в диалог. 3 мин.
  Эмоциональная поддержка ученика.    

 

Рабочая группа пришла к выводу, что подготовка должна идти в 3 направлениях: ученик, собеседник (не учитель русского языка и литературы), экзаменатор (учитель русского языка и литературы, не преподающий в данном классе).

 

3. Задание 1. Чтение текста вслух. Информация для ученика.

 

Алгоритм подготовки к выразительному чтению

 

1.Внимательно прочитайте текст. Постарайтесь представить то, о чём в нём говорится.

2.Определите тему, основную мысль, основной тон высказывания.

3.Подумайте, с какой целью вы будете читать этот текст, в чём будете убеждать своих слушателей.

4.Обращайте внимание на знаки препинания: они указывают на места логических пауз и их длительность.

5.Найдите слова, на которые падает логическое ударение.

6.Прочитайте предложенный отрывок про себя, разделив каждое предложение на смысловые отрезки, чтобы при чтении вслух использовать правильную интонацию.

7.Прочитайте текст сначала шёпотом, а потом вслух.

8.Не торопитесь при чтении текста, выдерживайте средний темп речи.

 

В открытом банке оценочных средств по русскому языку в разделе «Говорение» есть тексты, которые можно использовать в качестве тренировочных. Например,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: