Предписания для тела и сознания




КРИЯ ЙОГА

Книга излагает учение, передававшееся ранее от учителя непосредственно к ученику. Изменившиеся условия способствуют распространению техник крия-йоги в письменной форме. Книга рассказывает об истории, целях крия-йоги, о ее использовании для овладения пратьяхарой, дхараной и достижения дхьяны.

Каждая из двадцати крий описана подробно на уровне всех шести составляющих техник, что дает возможность самостоятельной практики при условии внимания к инструкциям, разумности и чувствительности практикующего.

Книга предназначается для последователей йоги, тантры, для тех, кто стремится к овладению концентрацией и медитацией, к познанию собственного «я».

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ.. 3

ПРЕДПИСАНИЯ И ПРАВИЛА.. 13

ВИПАРИТА КАРАНИ МУДРА.. 17

ЧАКРА АНУСАНДХАНА.. 21

БИНДУ.. 24

КРИЯ ЙОГА И СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ. 31

НАДА САНЧАЛАНА.. 39

ПАВАН САНЧАЛАНА.. 43

ШАБДХА САНЧАЛАНА.. 47

МАХА МУДРА.. 51

МАХА БХЕДА МУДРА.. 59

РЯД ПОЛЕЗНЫХ СОВЕТОВ ДЛЯ ПРАКТИКИ КРИЯ ЙОГИ.. 65

МАНДУКИ МУДРА.. 66

ТАДАН КРИЯ.. 70

НАУМУКХИ.. 74

ШАКТИ ЧАЛИНИ.. 79

ШАМБХАВИ.. 83

АМРИТ ПАН.. 86

ЧАКРА БХЕДАН.. 89

СУШУМНА ДАРШАНА.. 92

ПРАНА АХУТИ.. 98

УТХАН.. 101

СВАРУПА ДАРШАНА.. 103

ЛИНГА САНЧАЛАНА.. 104

ДХЬЯНА.. 106

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРАКТИК КРИЯ ЙОГИ.. 107

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1. УДДЖАЙИ ПРАНАЯМА.. 108

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2. КХЕТЧАРИ МУДРА.. 109

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3. ЧАНКРАМАНАМ... 111

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Крия йога — это учение, которое всегда передавалось непосредственно от гуру к ученику. Ныне мы решили прервать эту традицию, опубликовав техники крия йоги в письменной форме. Ибо мы считаем, что в данный момент традиция может быть прервана. И более того, в современном мире, где так много людей стараются понять самих себя, мир и свое место в схеме жизни, это не только справедливо, но необходимо. Многие люди ныне готовы принять систему йоги даже несмотря на отсутствие гуру, который смог бы учить их. По этой причине и для этих людей мы публикуем наиболее важные детали техник крия йоги.

Сначала стоит немного рассказать о самой крия йоге, а ее техники потом непосредственно расскажут все сами за себя. Мы постараемся говорить непосредственно о самой крия йоге как можно меньше, насколько это возможно, сведя все к разъяснению механики каждой крии. Ибо, чем меньше мы напишем об общих, теоретических вопросах, тем в большей степени сможем избежать догматизма. Это позволит вам как практикующимся исполнять практики с раскрепощенным сознанием, будучи свободными от предвзятостей и неправильных представлений.

Весь последующий текст есть введение в крия йогу. Прочтите его внимательно. В дальнейшем он будет вам вместо учителя. В связи с практиками у вас возникнет множество вопросов. Ранее эти вопросы и проблемы разрешались непосредственно гуру и его личным обращением к каждому ученику. Любая ошибка исправлялась прямо на месте. Вы же не будете иметь возможности быть ведомыми лично гуру, так что будьте особенно внимательны к тем инструкциям, которые мы вам дадим. Мы полагаем, что вы будете перечитывать текст время от времени, чтобы исправить те ошибки, которые появляются в вашей практике.

Правильное отношение — это существенная часть крия йоги. Оно ведет к полному раскрытию возможностей, заложенных в практиках крия йоги. Неправильное отношение препятствует этому раскрытию. Если вы сажаете семечко в плодородную почву, оно быстро растет и затем дает прекрасные, благоухающие цветы. Если же вы сажаете семечки в дурную почву или в неправильном месте, это, конечно же, не приведет ни к какому росту никакого цветка. Потенция заложена в каждом семечке: и в том, и в другом случае, а результаты зависят от окружения и условий роста. Именно они определяют возможности произрастания внутренней потенции. То же самое и с крия йогой: позитивное окружение и правильное отношение позволят практикующемуся получить максимальную выгоду. Неверное же отношение приведет к низким результатам. Потенция, заложенная в каждом из нас и раскрываемая в техниках крии, основывается на ряде базисных положений, таких, как умение действовать не торопясь; не ожидание результатов; отсутствие усилий, и прочих, которые мы опишем в последующих главах. Разного рода проблемы и сомнения безусловно возникнут при исполнении вами практики, ибо каждому человеку свойственны свои собственные особые вопросы, неопределенности и трудности, и если вам все-таки необходим совет, вы можете написать к нам в Ашрам.

КРАТКО О СЛОВЕ «КРИЯ»

Санскритское слово «крия» означает «действие» или «движение». А под крия йогой понимается система действий, пользуясь которой, каждый постепенно продвигается по апробированному традицией маршруту к главной цели. Это движение исполняется сознательно, с полным контролем. Также под крия йогой иногда понимают исполнение практикующимся определенных специфических мудр, бандх и асан соответственно с определенной схемой практик.

Слово «крия» также переводится еще и как «практический». Это в общем и целом хорошее определение для крия йоги, ибо она действительно в первую очередь относится к сфере практики, так как ее доминанта — это практические упражнения, лишенные философских спекуляций. Эта система не столько описывает результаты, которых можно достичь, сколько указывает на пути к достижению этих результатов.

Иногда слово «крия» переводится и как «предварительный». Это также правильно, ибо крия йога — это предварительная практика, которая ведет сначала к дхаране, а затем — к дхъяне, то есть к трансцендентальной медитации, а оттуда уже к йоге (союзу). А посему крии — это техники, которые исполняются для того, чтобы двигаться к тому, что находится за их пределами. И последнее — слово «крия» используется для описания чьей-либо индивидуальной практики. Проще говоря, путь крия йоги состоит из определенного числа крий, каждая из которых должна быть исполнена одна за другой в соответствующем порядке.

ИСТОРИЯ И ПИСЬМЕННЫЕ источники

Собственно, никаких источников по крия йоге не существует. Ее начало и развитие лежат в глубинах и тумане прошлого. Эта система была настолько секретна, что, фактически, не осталось даже мифа, объясняющего ее начало.

То, что у крия йоги нет истории, мы находим положительным. Это хорошо потому, что предотвращает разного рода спекуляции, ненужные размышления и рассуждения о началах и развитии этой системы. Будучи лишенной всего этого поверхностного рассмотрения, крия йога сохраняет свою чистоту и мощь благодаря получаемым результатам. Большинство прочих систем йоги обычно связано с бесконечной историей или хотя бы с мифами, рассказами, легендами, рассказывающими о различных людях, которые оформили эту систему или видоизменили ее. И, определенно, находится ряд людей, которые становятся весьма озабоченными изучением и разбором жизней тех, кто когда-то был вовлечен в эту систему, кто испытал на себе ее силу. Разбирают их мысли, высказывания, верования, религиозность и прочее. Эти «исследователи» становятся настолько заинтересованными в истории йоги, что совершенно забывают о практиках, которые, собственно говоря, и являются целью и сущностью всех йогических путей. Так что, отсутствие истории крия йоги для нас — это и есть одно из замечательнейших явлений, которое она нам дает. Это позволяет использовать техники крия йоги во все времена, для всех возрастов, для всех типов людей, не будучи ограниченных верованиями, традициями какой-то специфической эры. Такой подход позволяет крия йоге оставаться вневременной системой.

Что же касается истории, все, что мы могли бы сказать, это то, что крия йога передана нам от Свами Шивананды из Ришикеши. Если кто-либо захочет проследить линию учителей, предшествующих Свами Шивананде, и обнаружить какую-то историю, то скоро обнаружится что они взвалили на себя непосильную задачу, так как саньясины прошлых веков имели привычку растворяться в своем окружении и совершенно ничего не оставили для пера историков. Конечно, есть различные группы в Индии, кто практикует и учит крия йоге, например, Свами Йогананда, Юктешвар Гири, Лахири Махасья, Махатма Гандхи и другие. Эти лидеры и их организации действительно существуют, они пропагандируют йогу не только в Индии, но и во всем мире, но и они также не знают источника крия йоги, а все, что они говорят, это то, что они были введены в традицию неким великим йогином Бабаджи, который был идеальным практиком для всех тех, кто ищет мудрости в нынешнюю Калиюгу. Крия йога, в принципе, достаточно широко известная, слабо освещалась в традиционных манускриптах. Многие тексты используют слово «крия», а также «крия йога», но в совершенно разных контекстах. Например, вот, что говорится в Йога-Сутре-Патанджали: «Крия йога включает в себя тапас (аскетизм), свадхьяю (познание самого себя) и ишварапранидхану (смирение перед божественной волей)» (2:1).

В этой форме крия йога не слишком расходится с тем, о чем мы пишем в нашей книге. Форма, упоминаемая Патанджали, нацелена на предварительность, которая организует личностную жизнь и приготовляет садхака для раджа йоги. Крия йога также упоминается в Уддхавадгите Шримад Бхагаватам. Кришна описывает то, что он понимает под крия йогой, ответствуя своему ученику Уддхаве. Он описывает это как ритуальное богослужение какому-то божеству, исполняемое цветами, пищей и прочим, а также специфические мантры, способы сосредоточения на определенном божестве и т. д., а это, естественно, не имеет никакой связи с крия йогой в том смысле, в каком преподносим крия йогу мы.

Различные тексты упоминают части крия йоги, но никогда их толком не детализируют. Это такие тексты, как Хатха-Йога-Прадипика, Гхерант Самхита, Шива Самхита и другие. Они рассказывают о специфических деталях относительно асан, мудр и бандх, большинство из которых являются частями крия йоги, но которые не интегрированы вместе, как это сделано в крия йоге. Куларнава Тантра — это один из очень практичных текстов, который поясняет Аджапу-Джапу, даже детализируя ее так, как это делается в крия йоге, но нигде и там крия йога не упоминается особо. Есть еще всякого рода упоминания о разного рода практиках, соотносимых с крия йогой, в других текстах, но и они по преимуществу больше намекают, чем рассказывают о деталях крия йоги.

Очень может быть, что крия йога была известна и в Китае. Она была изложена в учении и в рукописях, названных Тай Чин Хуа Цанг Чи (секрет золотого цветка). Этот текст был переведен на английский Ричардом Вильгельмом со вступлением Карла Юнга. Он описывает практику движения сознания по психическим каналам спереди и сзади тела, хотя движение это, по сути дела, имеет противоположное направление тому, как это предписывается практиками крия йоги в Индии. Поэтому мы не говорим, что китайские и индийские системы — это одно и то же, но отмечаем, что они имели ряд похожих элементов.

Интересно отметить, что Китай развивался по собственным уникальным схемам. Особенно известна динамическая медитативная система, называемая тай-чи-чуан. Хотя крия йога и тай-чи-чуан кажутся нам достаточно разными, но их основная цель та же, кроме того тот и другой метод используют медитацию для установления постоянного баланса и гармонии физического, биоплазмического и ментального тел. И тот, и другой используют потоки праны, регулируемые с высокой степенью сознательности.

Таким образом, все, что мы можем сказать об истории крия йоги, это лишь то, что это секретная техника, которая передавалась веками из уст в уста — от гуру к ученику.

ЦЕЛЬ КРИЯ ЙОГИ

Целью крия йоги является преобразование всей вашей жизни в непрерывное выражение радости, блаженства и мудрости. Это можно также определить, как трансформацию тамаса в саттву. Крия йога намерена изменить к лучшему все ваше существо. Мы можем сказать, что крия йога является причиной следующих изменений:

1. Медленное, постепенное избавление от страхов, фобий, конфликтов, депрессий, ложных идей, условностей и прочего — того, что скрыто в глубинах подсознательной памяти.

2. Крия йога гармонизирует все сознание, начиная от его поверхностных слоев до глубинных, побуждая его и тело к расслаблению все 24 часа в сутки. И причем не к ленивому расслаблению, а к динамическому, где любой может спонтанно делать гораздо больше работы, чем он это мог бы делать раньше.

3. Позволяет использовать и знать свое сознание, свой ум и то, что лежит за его пределами.

4. Подготавливает дхъяну и интенсивную, спонтанную сознательность.

Эти изменения, привносимые постепенно и с нарастанием, влияют на сознание и тело практикующего, превращая его в совершенный инструмент действия и мудрости.

КАНАЛИЗАЦИЯ ЭНЕРГИИ

Крия йога — это очень мудрый метод гармонизирования и синхронизирования естественных сил и энергий человеческого существа. Различные аспекты человеческой личности направляются в русло самопознания таким образом, что текут только в позитивных направлениях, без каких-либо препятствий. Какие бы ни были у вас эмоции, что бы в вас не господствовало, интеллект ли, миролюбие, агрессия или что-либо еще — все это направляется в русло позитивной работы.

Физические, психические и ментальные силы, сплавляясь вместе в едином потоке, текут совместно в постоянном и мощном ритме, делая практикующего очень чувствительным к глубинным аспектам внутренней человеческой натуры, внутреннего человеческого естества. Практикующий начинает вибрировать и вступать в резонанс с глубинными силами, которые ведут к тонкому восприятию, неизвестному ему ранее. Позволим себе аналогию. Наводнения случаются, естественно, в определенные сезоны года. Воды, вызываемые наводнением, текут в наиболее приемлемых каналах, руслах и направлениях. Внутренняя энергия воды движет их непременно к морю, и если построены соответствующие протоки, запруды, плотины там, где надо, то согласно с турбоэлектрическим принципом машин, подобная энергия может быть использована с конструктивными целями. Может быть выработана электрическая энергия, а на поля подана вода. И как мы видим, никаких особых изменений во внутренних энергиях воды не произошло, просто они были трансформированы приемлемыми методами в новые, более выгодные формы.

То же самое делает крия йога и относительно человеческого существа. Она просто использует, обновляет и канализирует уже существующую энергию для пробуждения человеческого естества. Ничего нового не продуцируется, скорее тому, что уже есть, позволяют расцвести и раскрыться.

Крия йога — это метод трансмутации, метод алхимии, это философский камень или, в конце концов, нечто подобное. Он трансмутирует исходный материал в золото, а грубое человеческое существо трансмутирует в чистое, лучащееся и естественное существо.

Исполняя крия йогу, аспирант становится мандалой (психическим магнитом)... фокусом для более тонких энергий, и все его существо становится магическим кристаллом. Эта мандала ведет к обретению главного сокровища его внутреннего мира.

ТОНКОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ

Все системы йоги нацелены развивать тонкое и прямое восприятие. Джняна-йога делает это через концентрацию ответов на сверхнеординарные вопросы. Бхакти-йога делает это через эмоциональную целеустремленность. Мантра-йога — через постоянную осознанность мантры. Крия йога же подразумевает тонкое восприятие посредством гармонизации сил всего тела и сознания.

Посредством практики крия йоги ищущий начинает воспринимать глубочайшие аспекты собственной природы. Из глубинных слоев подсознания поднимается Ирана Шакти. Практикующий нисходит в глубины для того, чтобы увидеть бесконечный феномен источника сознания. Он созерцает пузыри мысли, поднимающиеся из исходных глубин. Сознание подобно темному пруду, где источник найти невозможно, пока вы не погрузитесь в воду и не предпримете путешествия к самому дну, к самому центру этого темного пруда. То же самое в отношении сознания: для того, чтобы развить тонкое восприятие, необходимо погрузиться в глубины ума и непосредственно наблюдать источник, от которого движутся пузыри мысли. Современный индийский мистик Шри Даттабал говорил: «Когда вы развиваете истинную чувственность, весь мир становится, как открытая книга, перед вами, раскрывая на каждой странице новые секреты и чудесные знания». Это тонкое восприятие человеческого существа вызовет тотальные изменения в понимании человеком внешнего мира. А посему тем, кто ищет мудрости, следует начать практику крия йоги, разумно комбинируя ее с другими формами йоги.

ПЛАН СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Практики крия йоги имеют собственный специфический план развития, который делится на три составные группы. Эти группы объединяются совместно следующим образом:

1. Пратьяхара (отключение чувств).

2. Дхарана (концентрация).

3. Дхъяна (медитация).

Эти три группы практик следуют одна за другой, и конечной является дхъяна, а точнее, то, что находится за ней. Весь этот процесс прогрессивен, естественен и должен исполняться без какого-либо напряжения и чувственных расстройств. Это весьма существенно для обнаружения спонтанного потока дхъя-ны. По этой причине мы опишем процессы более детально.

ПРАТЬЯХАРА

Со дня нашего рождения мы устроены так, что постоянно замкнуты в своих ощущениях на внешний мир и верим, что он является единственной реальностью. Вся наша мотивация идет прямо от внешних ощущений и переживаний, а в результате нам становится достаточно трудно познать свое внутреннее существо. Это первая преграда в постижении йоги, и она крайне трудна для преодоления. Привычку легко приобрести, но трудно утратить.

Ум устроен таким образом, чтобы получать сигналы, приходящие к нам из внешнего мира, и отвечать на них. Он развернут в сторону внешнего стимулирования, а так как внешний мир постоянно занимает наши органы чувств, то и наш ум оказывается постоянно занятым.

Действие пратьяхары же направлено в сферу прекращения состыковывания сознания с чувственными органами. И это, как следствие, вызывает осознание своего внутреннего существа.

Сознание подобно капризному ребенку: оно всегда делает противное тому, что вы хотите, а посему, как уже случалось не раз, многие люди, прилагая крайние усилия для того, чтобы отсоединиться от внешнего мира, стать независимым по отношению к нему, из-за своих крайних усилий получали совершенно противоположный результат. Вместо отсоединения от внешнего мира, они получали еще большую привязанность. Зачастую это ведет к расстройствам и прекращению работы и, как следствие, ко все большему самокопанию и самоуглублению. Крия йога предписывает разрешение этой проблемы в своей уникальной, но весьма простой и доступной манере. Она, крия йога, призывает войти в дом нашего сознания через обратный вход, то есть в первой группе крий не делается никаких попыток как-то обуздать или обрубить связи со внешним стимулированием. Предписывается, чтобы даже глаза, которые получают огромное внешнее воздействие, остались открытыми на протяжении всех ранних крий. Это кажется логически противоестественным, но на деле приносит свои результаты и ведет к осознанию своего внутреннего существа. Практикующий, исполняя крии, позволяет появляться чувству внешнего раздражения, не обращая на него какого-либо особого внимания, просто наблюдая его проистечение. Через некоторое время наше сознание обратится внутрь естественно и спонтанно.

Отключение от внешних источников стимулирования однако несет свои собственные проблемы и зачастую приводит к обратному крену — полному сосредоточению на внутренних мыслительных процессах и психических проблемах. У людей обычно существует предубеждение, что сознание находится где-то в глубине этих явлений, и, следовательно, рассоединение сознания с внешним миром ведет к воссоединению и индентификации с истинным сознанием. Практикующий начинает в очередной раз размышлять о своих личных проблемах, страхах, конфликтах или погружается в какие-то планы, иллюзии и тому подобное. В данном случае человек подобен пчеле, которая с громадным трудом вытащила себя из липкого меда с одной стороны кувшина, а теперь залетает с другой стороны, думая, что сейчас уж все будет в порядке. И таким образом освобождение практикующимся от внешней зависимости приводит к противоположному уклону — как говорится, из огня да в полымя. Так что тот, кто хочет получить реальное продвижение в йоге, должен постараться избегнуть как одного, так и другого процесса.

Многие люди пробуют медитировать. Они закрывают глаза, стараются отключить внешний мир и тут же переполняются подсознательными мыслями и психическими видениями. Это не так чтобы слишком плохо на ранних стадиях йогической практики. И, даже более того, может быть полезным в том смысле, что происходит изживание негативных раздражающих санскар нашего подсознания. Но в дальнейшем же практикующий должен выйти из под обаяния этого мира, мира внутренних подсознательных чувств. Ему необходимо будет подняться на грань между идой и пингалой, встав на путь сушумны. Это приведет практикующего к верному исполнению пратьяхары, а затем, соответственно, и дхараны.

Особенностью софистического подхода крия йоги является то, что она говорит о необходимости нахождения баланса между обращенностью в мир внешний (мир внешних объектов, отвлекающих сознание) и мир внутренний (мир, который погружен в разного рода психические видения и сновидческие картинки). Такой подход автоматически приводит к фиксированию сознания на сушумне. На ранних практиках, как уже объяснялось выше, глаза бывают открытыми в продолжение некоторого времени, затем они закрываются. Это позволяет сознанию практикующего придерживаться некоего срединного пути, ибо закрытые глаза имеют тенденцию сбить практикующего на путь самокопания и самоуглубления, в то время как открытые глаза — на путь отвлечения сознания внешними раздражителями. В конце концов тактика открытых-закрытых глаз приводит к нахождению некоторого рода точки равновесия и автоматически начинающейся получаться дхаране, а дхарана — это, собственно говоря, уже входные ворота в дхъяну.

В большинстве йогических практик есть общая тенденция закрывать глаза, когда идет медитативная практика, а это легко приводит к сонливости, особенно среди начинающих. Некоторые системы, такие, как допустим, дзен-буддизм, практикуют медитацию с открытыми глазами, чтобы лишить себя этой возможности, а также самокопания и самоуглубления. Но это, с другой стороны, также создает определенные проблемы для новичков, ибо их глаза постоянно блуждают по раздражителям внешнего мира. Крия йога придерживается равновесия между этими двумя крайностями. Глаза то открываются, то закрываются через определенные промежутки времени, а это приводит к фантастическим результатам. Систематическое и качественное же занятие пратьяхарой в свою очередь приводит непосредственно к дхаране.

ДХАРАНА

После завершения начальной группы крий, по всей вероятности, вы окажетесь в царстве пратьяхары. По сути дела, ваш результат будет зависеть от регулярности и интенсивности практик, а также и от того, в чем — в суматохе или успокоенности — пребывает ваш ум. Пратьяхара легко и автоматически вызывается в успокоенном уме. В то время как ум, находящийся в состоянии хаотического избытка мыслей, потребует от вас еще многих месяцев работы. Кроме того, погружение в пратьяхару зависит и от своего рода благоволения свыше, ибо, казалось бы, человек готов, готовы его тело и ум, но пока что пратьяхара не случается. Однако день на день не приходится, и однажды это происходит. Занимайтесь регулярно, и однажды в особый день при благоприятных обстоятельствах вы можете посредством пратьяхары двинуться еще и дальше — в дхарану, а затем — в дхъяну. Причем помните, что это получится неожиданно для вас, и никто никогда не сможет этого предсказать.

Когда практики пратьяхары будут закончены, глаза следует продолжать оставлять закрытыми. В идеале, на этой стадии и внешние, и внутренние раздражители должны быть успокоены, и тогда в дело вступает вторая группа крий, которая должна привести вас к дхаране. Она постепенно, шаг за шагом, направляет ваше сознание по внутреннему кругу психической энергии. Это позволяет добиться гораздо более тонкого восприятия. По мере прогресса в практиках крий ваш ум станет все более и более сдержанным и все более и более целеустремленным. Тогда дхарана начнет получаться совершенно спонтанно.

Отличительной особенностью крия йоги является то, что концентрация никогда сознательно не усиливается. Она возникает спонтанно, по мере исполнения механики крий. Сбитые с толку словом «концентрация», практикующиеся зачастую стараются приложить некие внутренние, а иногда еще и внешние усилия для того, чтобы перейти к последующим медитативным практикам, но это ведет только к головной боли и расстройству. Ряд людей напрягает мышцы рта, лица, стараясь напрячь ум и таким образом усилить концентрацию. Они это делают потому, что не знают, что концентрация есть существенная часть высших йогических практик и достичь ее можно, только поднявшись до высших ступеней дхараны, а она должна совершаться совершенно спонтанно. Никакое усиление концентрации, никакое внешнее и внутреннее усилие не есть настоящая концентрация. Всякое напряжение ведет к напряжению в уме, что в свою очередь уводит практикующего с пути дхъяны. Спонтанно же получающие концентрация и дхарана ведут к дхъяне.

ДХЪЯНА

Нам, собственно говоря, нечего сказать о дхъяне, так как она по сути дела не поддается выражению в словах, а когда ее познаешь, то тогда уже не нужны никакие слова. Напряженное жонглирование словами обычно ведет только лишь к недопониманию, заинтеллектуализированности и непонятости, поэтому лучше не говорить ничего. Да и, собственно говоря, никаких специальных техник для дхъяны нет. Все техники крия йоги, правильно исполняемые, ведут к дхъяне непосредственно.

Следует помнить, что пратьяхару, дхарану и дхъяну связывает единый и непрерывный поток. Никаких жестких делений, какие даем им мы, по сути дела, не существует. Вся классификация, которую мы приводим, существует только для объяснений. Не относитесь к этой классификации как-либо серьезно. Если вы с должным вниманием и рвением отнесетесь к изучению крия йоги, то переход от ступеней будет происходить у вас незаметно и автоматически. Совершенно не нужно будет думать «а сегодня я начинаю с дхараны, а потом иду туда-то и т. д.». Все случится само собой. Все, что вам нужно, это только делать практики крий в предписанной нами манере.

СРЕДСТВА КРИИ ЙОГИ

Каждая индивидуальная крия состоит из определенного числа вспомогательных техник. Они являются базисными средствами крия йоги. Большинство этих вспомогательных техник широко известны и практикуются индивидуально. Они могут быть классифицированы и сведены в следующие группы:

1. Асана (положение физического тела).

2. Мудра (внешнее выражение внутреннего положения).

3. Бандха (физиопсихический замок).

4. Мантра (особые звуковые формы, которые вызывают тонкие ощущения и изменения).

5. Пранаяма (манипулирование дыханием и контроль за праной).

6. Каналы течения физической энергии сознания.

Эти шесть групп техник являются своего рода строительными кирпичами в здании крий. Они скомбинированы в особой, научно обоснованной манере для того, чтобы вызвать определенные изменения в человеческом существе. А эти изменения, в свою очередь, вызывают процессы пратьяхары, дхараны и дхъяны — то, о чем мы говорили раньше. Отдельно исполняемые эти вспомогательные техники, конечно же, могут принести определенные изменения в ваше физико-психико-ментальное тело, но именно древними йогинами было открыто, что интеграция, синхронизация и смешивание этих техник могут привести к громадному усилению их самих. Что техники, исполняемые одна за другой, гораздо более сильны, чем техники, исполняемые одна без других или без какого-либо четко определенного порядка. Эти йогины проверили все на своем личном опыте и посредством этого явились основателями крия йоги. Эти уникальные сочетания, предлагаемые крия йогой, покажут вам, что крия йога — это могучая и, мы бы даже сказали, одна из могущественнейших систем. А теперь позволим себе кратко описать эти вспомогательные техники.

Асаны. Это особые специфические позиции для физического тела. В крия йоге они преимущественно сидячие. Без стабильного, комфортабельного положения, в принципе, невозможно перейти к пратьяхаре и поэтому необходимо научиться принимать асаны и пребывать в них так, чтобы они были комфортны вам и не раздражали ни тела, ни сознания.

Мудры. Это особые физические положения тела, которые вызывают специфические физиологические, психические и ментальные изменения в вашем существе. Мудры зачастую используются в бандхе и пранаяме для внутреннего подъема сознания по определенным каналам тока психической энергии.

Бандхи. Это физиологические замки, которые сжимают отдельные участки тела и заставляют его сосредоточиться на них. Они связаны с определенным типом дыхания и концентрацией на вышеупомянутых участках. Кроме физических изменений, бандхи также продуцируют глубокие физические и ментальные изменения человеческого естества. Они особенно могущественны при включении контроля за праническими силами тела.

Мантры. Существует громадное число мантр, каждая из которых имеет свою специфическую направленность и силу. Две мантры используются на стадии ранних крий.

Пранаяма. В первой группе крий особое внимание отдается развитию пратьяхары. Пранаяма же широко используется там как средство гармонизации пранических сил нашего тела. Потоки дыхания интегрируются с психическими токами сознания. В поздних криях используются более тонкие формы пранаямы, обычно известные как удджайи. Это оказывает неоценимую помощь при переходе к пратьяхаре и дхаране.

Психические токи сознания. Это витальные аспекты практики крия йоги. Они стали известны благодаря тонкому восприятию древних йогинов. Наука о пране была широко распространена, особенно в Индии и Китае. В Китае она вылилась в так называемое тонкое знание об акупунктуре. В Индии же это развилось в пранаяму и пранавидью (науки о потоках праны). В крия йоге сознание движется по особым каналам физического тела. Движение по ним, в свою очередь, вызывает изменения в праническом и психическом токах тела. Эти гармонизирующие токи воздействуют на наиболее тонкие аспекты человеческого существа и оказывают большую помощь в развитии пратьяхары и дхараны. Эти шесть типов техник являются базисными средствами крия йоги. Даже действуя по отдельности, они являются мощными физио-психико-психологическими инструментами. Когда же они скомбинированы в определенные структуры, они становятся йогическим «бульдозером», который не знает преград. Все они воздействуют особым тонким способом на пра-ническое и ментальное тело. Они трансмутируют существо практикующего в сверхчувствительный и мощнейший инструмент восприятия.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ И ДЛИТЕЛЬНОСТЬ

Каждая крия имеет особую взаимосвязь с предшествующей и последующей криями. Каждая крия воздействует на прочие крии в особой манере, а посему порядок их использования оказывается исключительно важным. Если же они исполняются в неправильном порядке, то практика будет приносить не то чтобы даже слабый результат, но и более того, она может привести к негативным последствиям. Правильный порядок практик позволяет телу-сознанию быть системно сбалансированным, а посему мы настоятельно рекомендуем вам практиковать крии только в указанном нами направлении.

Каждая крия также фиксирована по времени и по числу повторений. Вы можете сказать, что протяженность практики крии — это вещь достаточно спорная, но в действительности, то что мы рекомендуем — это оптимальная протяженность для извлечения оптимальных результатов. Помните: крия йога — это результат сотен и даже тысяч лет экспериментов бесчисленного количества йогинов, и поэтому ничто в этой системе не может быть спорным и неполновесным. Так что исполняйте каждую крию только при указанной протяженности, не больше и не меньше и в правильной последовательности.

ОТНОШЕНИЕ И ДЕЙСТВИЕ БЕЗ УСИЛИЙ

Когда мы будем делать крия йогу, необходимо развить в ней такое отношение, чтобы стараться, не стараясь, и делать, не делая. Это конечно же нелегко, но такое отношение приносит величайший результат. Однако прежде, чем вы будете пользоваться этим методом, помните, что сначала надо научиться делать каждую крию правильно.

При выполнении крий следует делать их так, чтобы они доставляли радость. Если вы будете делать крии с удовольствием, без ощущения, что вы тянете какую-то очень трудную ношу, то в этом случае вы достигнете самых хороших результатов. Постарайтесь интегрировать практики крии в ваш ежедневный распорядок жизни. Они должны стать привычкой. Люди по-разному завтракают. В основном без усилий и без напряжения, но есть и такие люди, которые едят с трудом и без желания. И есть те, кто едят с аппетитом и энтузиазмом. Так же и в практиках крия йоги. Так что постарайтесь смотреть вперед, не обращая внимания на сегодняшние проблемы. И тогда у вас будут и энтузиазм, и радость при практике каждой крии.

А если же вы дополните свое отношение и еще бесцельностью, имея определенную цель, и будете действовать без усилия через усилие, то тогда вы будете полностью на правильном пути. Постарайтесь не прикладывать никаких серьезных чувств к тому, что вы делаете. Позвольте криям просто «случаться», так чтобы они исходили из мандалы вашего существа.

ОБ ОТСУТСТВИИ ЖЕЛАНИЯ РЕЗУЛЬТАТА

Отсутствие желания результата воздействует на нас точно так же, как и предыдущая идея о цели без цели. Постарайтесь делать практики крии без ожидания того, что они принесут вам какие-то великие результаты. Каждому очень хочется результата, однако постарайтесь избегнуть этого, хоть это и не так легко. Ваша задача — это регулярное исполнение практик с минимальным ожиданием результата от ваших опытов. Если вы человек верующий, то тогда исполняйте крии как своего рода богослужение, если же вы неверующий, то делайте крии для самих себя. В Уддхавад-гите Шримад Бхагаватам говорится: «Богослужение, исполняемое без ожидания награды,это саттва. То, что делается с ожиданием награды,это раджас, а то, что делается с целью нанесения вреда другим,это тамас». Постарайтесь же делать практики крия йоги с саттвическим отношением, с отношением неожидания результатов. Садхана может исполняться как богослужение, а может нет — это не важно, важно лишь ничего не ждать. Дхъяна не творится какими-либо усилиями... она случается. Она случается спонтанно, когда сознание полностью свободно от эгоистических мотиваций, ожидание же рождает напряжение в сознании, которое и препятствует дхъяне.

Постарайтесь не интеллектуализировать практики. Это будет мешать трансформирующейся силе крия йоги воздействовать на вас. Практикуйте, а ответы придут в свое время, и не беспокойтесь нисколько о том, будет ли прогресс или не будет, просто делайте практики регулярно. Чем меньше вы будете ожидать, тем быстрее вы достигнете успеха. Позвольте событиям происходить так, как они этого хотят. В тот момент, когда вы перестанете ждать и почувствуете себя полностью расслабленным, случится дхьяна, которая будет совершенно спонтанна. Когда вы будете пусты, это наполнит вас до краев. Вы можете двигаться по тропе и веры, и неверия, это не столь существенно, главное, не ожидать результатов от духовных опытов, ибо ожидание означает эго, а эго не позволит достигнуть дхъяны. Там, где есть эго, не может быть медитации, ибо там, где есть ночь, не может быть дня. Это полные противоположности. Так что делайте садхану крия йоги регулярно, интенсивно и без ожидания. Не ожидайте ничего, и вы получите все и даже больше.

ПРЕДПИСАНИЯ И



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: