Координация речи с движением




 

Задача. Упражнять в подборе и использовании движения для стимуляции собственной речи.

Задания и упражнения

Подвижная игра.

 

Испугались зайца Показать рукой на себя.
Мы.  
Ходили Три шага.
По грибы Руками сделать гриб.
Зайца испугались, Руками изобразить уши зайца и на каждый слог наклоняться и подниматься.
Убежали за дубы, Ладони на уровне лица.
Потеряли Резко разжать кулаки и имитировать движение броска.
Все Помахать раскрытыми ладонями.
Грибы Руками изобразить гриб.
А потом смеялись, «Нарисовать» пальцами улыбку до ушей.
Что зайца испугались Руками изобразить уши зайца и шевелить «ушами» на каждый слог.

 

Задача. Укреплять мышцы пальцев рук при помощи массажа.

Задания и упражнения

Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца: растирают сначала подушечку пальца, а затем медленно поднимаются к основанию.

Массаж с помощью четок: перебирать четки пальцами, сочетая со счетом.

Массаж с помощью шестигранного карандаша: «Утюжок » (прокатывать карандаш по поверхности стола); «Добывание огня » (прокатывать карандаш между ладонями от кончиков пальцев к запястьям); «Горка » (скатывать карандаш с тыльной поверхности кисти руки, придерживая его другой рукой).

Задача. Упражнять в соотнесении одноименных пальцев рук.

Задания и упражнения

 

Упражнение «Ладошка» (пальцы рук, а потом ладони «здороваются»).

Игра «Пианино» (логопед «играет» пальцем ребенка на пианино, отпускает палец, ребенок играет на пианино одноименным пальцем второй руки).

 

Задачи: развивать: 1) силу и точность движений пальцев;
2) автономность движения каждого пальца — загибать (разгибать) пальцы без помощи второй руки.

Задания и упражнения

1. Игры со счетными палочками, выкладывание узоров из фасоли на пластилиновой поверхности.

2. Пальчиковая гимнастика

 

Раз, два, три, четыре, пять. Загибают пальцы.
Будем листья собирать. Сжимают и разжимают кулачки.
Листья березы, Первое слово произносит ребенок,
Листья рябины, загибая пальцы, начиная с большого,
Листья тополя, остальной текст произносит логопед.
Листья осины,  
Листья дуба мы соберем,  
Маме осенний букет отнесем.  

 

Упражнение «Кулачки». Выделенные слова произносит ребенок.

 

Кулачки мы вместе сложим, Кулаки прижаты друг к другу.
Нашим пальчикам поможем  
Разогнуться и подняться. Пальцы постепенно разжимаются, ладони прижаты друг к другу и направлены вверх.

 

Упражнение «Пальчики здороваются». На одной руке большой палец «здоровается» с указательным, средним, безымянным, мизинцем. Затем «здороваются» одноименные пальцы двух рук.

 

Мелкая моторика

 

Задача. Развивать синхронность движения пальцев, расширять спектр кинестетических ощущений пальцев рук.

Задания и упражнения

Пальчиковая гимнастика «Ладушки». Выделенные слова произносит ребенок. Руки лежат на столе.

 

Ладушки, ладушки! Попеременно показывать то ладонь,
  то ее тыльную сторону.
Пекла бабушка оладушки. Ладонь одной руки накрывает ладонь другой руки.
Маслом поливала,  
Детушкам давала: Руки поставить на локти, пальцы
Даше — два, Паше —два, обеих рук выпрямлены и загибаются по два: указательный и средний, безымянный и мизинец.
Ване — два, Тане — два. Показать большие пальцы.
Хороши оладушки У нашей бабушки!  

 

 

IV этап. Предложения из нескольких слов

 

Цели:

 

ü сформировать умение грамматически правильно строить предложения из 3—5 слов;

ü сформировать простейшие навыки связной речи.

 

Понимание речи

 

Задачи: закреплять понимание: 1) некоторых грамматических форм;
2) пространственных отношений двух предметов, выраженных предлогами у, в, на, под, к; 3) единственного и множественного числа существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и суффиксами увеличения; 4) одного того же глагола в разных формах (начиная с двух).

Задания и упражнения

1. Повторение упражнений III этапа.

Упражнение «Покажи, где шар, а где шары».

Упражнение «Покажи, где дом, а где домик».

Глаз — глаза — глазищи — глазки.

 

4. Глаголы: лежи — лежит — лежу, сиди — сидит -сижу, пиши — пишет — пишу, несу — несет — несу, пей Пьет - пью, иди — идет — иду, спи — спит — сплю и др.

 

Общеречевые навыки

 

Задача. Продолжать работу над развитием речевого дыхания (его продолжительности и силы), учитывая этап коррекции звукопроизношения.

Задания и упражнения

Упражнения «Фокус» (с кусочком ваты на носу), «Сдуй снежинку», «Мыльные пузыри», «Вулкан» (стакан с водой + соломинка для коктейля), а также звуковая гимнастика.

 

Фонематические представления

 

Задача. Дифференциация слов-паронимов.

Задания и упражнения

 

Слова: дом — том, ком — дом, дым — Тим, Маша — каша, угол — уголь, бочка — почка, бочка — дочка, уши — ужи, кочка — дочка, мишка — миска, козы — косы, балка — палка, ветка — метка, бантик — фантик.

 

Самостоятельная речь

 

Задача. Сформировать умение отвечать на вопросы: «Кто это?», «Что он (она) делает?» с последующим составлением предложений типа «именительный падеж + согласованный глагол + прямое дополнение (винительный падеж = именительный падеж)».

Задания и упражнения

Маша пьет чай (кофе, молоко).

Дима ест суп (мясо, хлеб, арбуз, яблоко).

Даня лепит шарик (гриб, дом, цветок).

Лена несет мяч (гриб, кубики, мешок).

Паша моет полы (окно, руки, лицо, уши, нос).

Ловит мяч (шарик).

Читает письмо (журнал).

Варит суп (компот, мясо).

Задача. Сформировать умение составлять предложения по модели «именительный падеж существительного + согласованный глагол + прямое дополнение (винительный падеж с окончанием -у).

Задания и упражнения

Я ем кашу (котлету, лапшу).

Маша пьет воду.

...несет лейку (банку, куклу).

...лепит утку (кошку, машину).

...рисует собаку (машину, козу).

...ловит бабочку (муху).

Задача. Сформировать умение составлять предложения из 4-х слов по модели «именительный падеж существительного + согласованный глагол + два зависимых от глагола слова (винительный падеж и дательный падеж единственного числа).

Задания и упражнения

Задавать вопросы для выяснения лица, в отношении которого совершается действие.

Кому папа читает книгу? (Вове, девочке, Оле.) Кому мама дает конфету? (Дочке, девочке.) Кому мальчик несет очки? Кому Вова дает сахар? Кому Оля шьет платье? Кому мама гладит платье? Кому мама стирает белье? Кому девочка бросает мяч? Кому девочка сыплет зерно?

Составить предложения по картинкам с обязательным проговариванием полного предложения.

 

Задача. Сформировать умение составлять предложения из 4-х слов по модели «именительный падеж единственного числа + согласованный глагол + два зависимых от глагола слова (винительный падеж и творительный падеж единственного числа)».

Задания и упражнения

Отвечать на вопросы, поставленные к косвенному дополнению, выраженному творительным падежом в значении орудия действия (с окончаниями - ом, -ой).

Чем мама режет хлеб? (Ножом)

Чем папа рубит дрова? (Топором.)

Чем папа пилит дрова? (Пилой)

Составить предложения по сюжетны у картинкам: «Девочка гладит белье утюгом».

Задача. Формировать умение давать качественную оценку совершающихся действий, используя вопросы: «Кто это?», «Что он (она) делает?», Как он (она) это делает?»

Задания и упражнения

Таня танцует как? (Хорошо.) Ваня танцует как? (Плохо.) Нина поет как? (Громко.). Оля поет как? (Тихо.) Машина едет как? (Быстро.) Лодка плывет как? (Медленно.)

Задача. Формировать умение отвечать на вопрос «У кого?»

Задания и упражнения. На усмотрение педагога. (Задание следует выполнять по предметным картинкам).

 

Задача. Формировать умение отвечать на вопрос о выполнении поручения (с предлогом в, который может при ответах опускаться).

Задания и упражнения

1. В о с п и т а т е л ь. Поставь игрушки в шкаф. Скажи, куда ты поставил игрушки?

Р е б е н о к. Я поставил игрушки (в) шкаф.

Воспитатель. Положи кубики в ящик. Скажи, куда ты положил кубики?

Р е б е н о к. Я положил кубики (в) ящик.

2. В о с п и т а т е ль. Где лежат кубики?

Ребенок. Кубики лежат (в) ящике.

Воспитатель. Где лежит платок?

Ребенок. Платок лежит (в) кармане.

 

Задача. Закреплять умение образовывать конструкции с предлогами на, под, с, к по демонстрируемым действиям и сюжетным картинкам.

Задания и упражнения. На усмотрение педагога.

 

Задача. Заучивание по сюжетным картинкам выражений с предлогами.

Задания и упражнения

1. Едет, катается на + предложный падеж, единственное число (машине, самолете, осле, коне, самокате, велосипеде.,.)»

2. Катается на + предложный падеж, множественное число (лыжах, санках, коньках, качелях...).

3. Играет в + винительный падеж (мяч, куклы, прятки, кубики и др.).

 

Задача. Формировать умение сопоставлять грамматические формы слов.

Задания и упражнения

Упражнение «Один — много» (по картинкам).

Упражнение «Найди отличия» (по предметным картинкам дом — домик; мяч — мячик; нос — носик — носище; — глаза — глазищи — глазки).

 

Задача. Формировать умение сопоставлять сначала две, лотом три формы одного и того же глагола.

Задания и упражнения

Глагол ы: лежи — лежит — лежу, сиди — сидит — сижу, пиши — пишет — пишу, неси — несет — несу, дыши — дышит — дышу, иди — идет— иду, беги — бежит — бегу, спи — спит — сплю, пей — пьет — пью, лепи — лепит — леплю, читай — читает — читаю, рисуй — рисует — рисую, мой — моет — мою.

 

Задача. Формировать умение преобразовывать формы глаголов.

Задания и упражнения

Упражнение «Догадайся, что сказала мама дочке и что та ответила» (по сюжетным картинкам).

Варианты: Девочка пьет. (Пей. Я пью.) Девочка идет. (Иди. Я иду.) Девочка ест. (Ешь. Я ем.)

 

Задача. Формировать умение в употреблении одних и тех же предложений в утвердительной и отрицательной формах.

Задания и упражнения

Я пойду гулять. — Я не пойду гулять.

Он поедет на машине. — Он не поедет на машине.

 

Задача. Формировать умение в изменении формы глагола 3-то лица единственного числа на форму 1-го лица единственного числа этого же глагола.

Задания и упражнения



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: