Исследование конкурентов
Предварительно следует ответить на вопросы:
- Кто основные конкуренты вашей фирмы (по критериям)?
- Какую долю рынка занимает Ваша фирма и кто ее основные конкуренты?
- Какова стратегия конкурентов?
- Какие методы используют конкуренты в борьбе за рынок?
- Каково финансовое состояние конкурентов?
- Организационная структура и менеджмент конкурентов?
- Какова эффективность программ маркетинга конкурентов?
- Какова возможная реакция конкурентов на программу маркетинга Вашей фирмы?
- На какой стадии жизненного цикла находится ваш товар и товар конкурента?
Анализ характеристик основных конкурентов целесообразно проводить по следующим разделам:
ПРОДУКТ
Насколько эффективно Ваши конкуренты откликаются на запросы и желания потребителей?
Как они действуют при заполнении «ниши» в потребительском спросе?
Насколько эффективно действуют Ваши конкуренты в области продления жизненного цикла изделий?
В какой мере и за счет чего Ваши конкуренты пытаются увеличить свою долю рынка?
Насколько широк ассортимент изделий и услуг, предлагаемых Вашими конкурентами?
Какой гибкостью обладают производственные системы конкурентов, их инженерно-конструкторские подразделения?
Как ведут себя Ваши конкуренты в отношении разработки новых изделий?
Насколько гибкими являются ваши конкуренты в области контроля за соответствием своих производственных мощностей условиям рынка?
ЦЕНЫ
Как ведут себя Ваши конкуренты в области ценообразования на новые изделия?
Какой политики цен придерживаются конкуренты в отношении уже освоенных на производстве видов изделий и услуг?
ПРОДВИЖЕНИЕ ПРОДУКТА НА РЫНКЕ
Какой форме рекламы конкуренты отдают предпочтение?
Какого рода сбытовые подразделения и службы имеются у конкурентов?
Как тесно интегрирована у конкурентов деятельность сбытовых служб со стратегией предприятия в области рекламы своей продукции, стратегией развития сбытового потенциала?
ОРГАНИЗАЦИЯ СБЫТА И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ
Какой стратегии придерживались Ваши конкуренты в области сбыта, чтобы выйти на данный рынок?
Укажите, какие формы сбыта применяют конкуренты и предпочитают использовать?
Каким образом Ваши конкуренты осуществляют контроль за каналами сбыта?
Если ваш товар наряду с товарами других фирм удовлетворяет конкретную потребность, то говорят о функциональной конкуренции, а подобные товары называются товарно-родовыми конкурентами.
Видовая конкуренция возникает между различными разновидностями товара, в принципе удовлетворяющими одну и ту же потребность.
Предметная конкуренция ведется по различным маркам одного и того же товара, выпускаемого разными фирмами.
Жизненный цикл товара
С точки зрения положения продукта на рынке товар может быть: новым, малоизвестным покупателю, товаром растущего, массового и исчезающего спроса. Кривая жизненного цикла товара:
Изменение рыночного положения продукта является содержанием понятия «жизненный цикл продукта». Каждой фазе соответствует определенная рыночная ситуация для продукта, а также определенная сбытовая политика предприятия.
Жизненный цикл товара (ЖЦТ) — это время существования товара на рынке. Концепция ЖЦТ исходит из того, что любой товар рано или поздно вытесняется с рынка другим, более совершенным или дешевым товаром.
ЖЦТ включает следующие фазы:
• Разработка.
• Внедрение. Основная цель — создать рынок для нового товара.
Объем продаж незначителен, торговля нередко убыточна, конкуренция ограниченна.
• Рост — признание товара покупателями и быстрое увеличение спроса на него. Объем продаж растет, за ним растет и прибыльность. Устойчиво растет число конкурентов. Маркетинг направлен на формирование предпочтения к марке. В конце фазы цена понижается. Вариант товара — усовершенствованный.
• Зрелость — повышение степени насыщенности рынка, снижение темпов роста продаж. Новый товар переходит в разряд традиционных, достигает максимума продаж. Существенно снижаются темпы роста прибыли по отрасли. Товар приобретается массовым потребителем со средним уровнем доходов, продвижение товара носит остроконкурентный характер. Усилия фирмы направлены на отстаивание своей доли рынка. Маркетинг направлен на создание приверженности к марке. Цена — сравнительно низкая. Товар — дифференцированный.
• Насыщение — прекращение роста продаж при некотором росте прибыли, если достигается значительное снижение издержек производства. Цель фирмы — повышение рентабельности производства. Маркетинг направлен на закрепление приверженности к марке и к фирме, затраты растут. Цена — самая низкая.
• Спад — происходит устойчивое снижение спроса, объема продаж и прибыли. Потребитель теряет интерес к товару, основная масса покупателей — «консерваторы» с низкой платежеспособностью. У изготовителя есть три варианта направлений деятельности на рынке: сократить маркетинговые программы; оживить продукт, изменив его положение на рынке, упаковку; прекратить выпуск продукции.
Система показателей качества включает в себя:
- показатели надежности – безотказность, сохраняемость, долговечность издеоия.
-эргономические показатели – отражают взаимодействие человека с изделием (гигиенические свойства продукции, освещенность, шум …)
- экологические показатели – уровень вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при эксплуатации товара
- показатели безопасности – безопасность при монтаже, обслуживании, хранении.
- патентно-правовые показатели – характеризуют патентную чистоту продукции.
Под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих его успех на рынке, т.е. преимущество именно этого товара над другими в условиях широкого предложения конкурирующих товаров-аналогов.
Затраты покупателя состоят из двух частей: расходов на покупку (цена товара) и расходов, связанных с потреблением, называемых ценой потребления.
Цена потребления обычно значительно выше продажной цены (в общих эксплуатационных расходах за весь срок службы транспорта продажная цена занимает не более 20%, грузового автомобиля — 15%, магистрального самолета 10—12%, бытового холодильника — примерно 10%), поэтому наиболее конкурентоспособен не тот товар, который предлагают по минимальной цене на рынке, а тот, у которого минимальная цена потребления за весь срок его службы у потребителя.
Исследование товародвижения
Канал товародвижения — путь, по которому товар движется к потребителю, включая совокупность субъектов, передающих кому-либо или принимающих на себя право собственности на товар.
Каналы могут отличаться числом посредников и горизонтальным распределением (рисунок 19).
Рисунок 19 - Построение каналов распределения продукции
Прямой маркетинг считается выгодным, если:
1) товар является узкоспециализированным и требует непосредственного контакта производителя и покупателя;
2) цена на товар часто меняется;
3) объем продаж достаточно велик и не менее, чем в 2 раза перекрывает все издержки на прямой маркетинг;
4) все потребители расположены на небольшой территории, близко к торго-вым точкам;
5) все торговые точки имеют свои склады;
6) количество потребителей небольшое;
7) объем каждой поставки кратен используемой таре.
Одноуровневый канал считается выгодным, если:
1) рынок плохо изучен и у фирмы производителя нет финансовых средств для его изучения и работы по сбыту;
2) объем предпродажного и послепродажного сервиса незначителен;
3) количество сегментов рынка невелико;
4) ассортимент продукции широкий;
5) особенности товаров определяют небольшую кратность разовых покупок.
Одновременное наличие оптовой и розничной торговли товарами (канал 2-го уровня) считается выгодным, если:
1) рынок расположен на большой территории;
2) поставка товаров осуществляется небольшими, но срочными партиями;
3) разница между продажной ценой и себестоимостью достаточна для организации разветвленной сбытовой сети;
4) можно значительно сэкономить, поставляя большие партии небольшому количеству покупателей.
Какой канал должен быть использован фирмой - одно из главных ее решений.