IV. Методические указания студентам по подготовке к семинарским занятиям на тематическом цикле «Нефрология»




МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по учебной дисциплине «Внутренние болезни, общая физиотерапия, ВПТ (Госпитальная терапия)»

на семинарские занятия по циклу: «Нефрология»

 

 

Составила: доцент А.А.Шаловай

 

Томск - 2010г.


I. Учебные цели

Целью семинарских занятийв процессе обучения на тематическом цикле «Нефрология»является закрепление пройденного материала, усвоение и систематизация полученных знаний. Семинарские занятия помогают выявить те аспекты нефрологии, которые остались не вполне ясными для обучающихся, а также подробнее разобрать вопросы, представляющие наибольший интерес для каждого студента в рамках его будущей специальности.

II. Учебные вопросы

СЕМИНАР 1. «Дифференциальная диагностика при мочевом синдроме».

1. Понятие «мочевой синдром». Направление диагностического поиска при выявлении протеинурии, бактериурии, гематурии, цилиндрурии.

2. Основные синдромы поражения почек: мочевой синдром, отечный, синдром артериальной гипертензии, острый нефритический синдром, нефротический синдром. Причины и механизмы их развития, диагностическая тактика.

3. Клинические и морфологические формы гломерулонефритов (ГН). Диагностические критерии ГН, стандарты обследования и лечения. Патогенетическое лечение (базисная терапия, пульс-терапия).

4. Диагностические критерии хронического пиелонефрита. Стандарты обследования и лечения.

5. Диагностические критерии хронического интерстициального нефрита.

6. Особенности поражения почек при сахарном диабете, васкулитах, подагре, системных заболеваниях соединительной ткани (СКВ, системная склеродермия), ревматоидном артрите, миеломной болезни.

7. Диагностические критерии амилоидоза почек.

 

СЕМИНАР 2. «Хроническая болезнь почек (ХБП). Острая почечная недостаточность (ОПН)».

1. Понятие ХБП. Классификация. Диагностические критерии. Механизмы ведущих синдромов ХБП. Принципы нефропротекции в зависимости от класса ХБП. Заместительная терапия.

2. ОПН. Классификация. Диагностические критерии. Лечебная тактика в зависимости от причины ОПН.

3. Дифференциальная диагностика ХПН и ОПН.

 

III. Учебно-материальное обеспечение

1. Литература: (см. полный список в компьютерном классе – папка «Учебная литература» на рабочем столе)

Основная литература:

1. Диагностика и лечение болезней почек / Н. А. Мухин [и др.]. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 384 с.

2. Клинические классификации с принципами оформления клинического и патологоанатомического диагнозов. Методические рекомендации для студентов, интернов, ординаторов врачей. –Томск. 2009.- 210с.

Дополнительная литература:

1. Болезни печени и почек Б. И. Шулутко, С-Пб. 1995 г. Наточин Ю.В. Введение в нефрологию / Ю. В. Наточин, Н. А. Мухин. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 160 с. - (Библиотека непрерывного медицинского образования)

2. Нефрология [Электронный ресурс] / ред.: Е. М. Шилов. - Электрон. дан.. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM): цв.

3. Нефрология / ред.: Е. М. Шилов. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 688 с.

4. Рациональная фармакотерапия в нефрологии / ред.: Н. А. Мухин, Л. В. Козловская, Е. М. Шилов. - М.: Литтерра, 2006. - 896 с. - (Рациональная фармакотерапия: серия руководств для практикующих врачей; Том 13)

5. Шанин, В. Ю. Неотложная помощь при острых терапевтических заболеваниях / В. Ю. Шанин, Э. Д. Костин, С. Я. Батагов. - СПб.: ЭЛБИ СПб, 2004. - 132 с.

 

3. Материальное обеспечение:

а) Таблицы, схемы и слайды по разделу «Нефрология» (см. полный перечень пособий в компьютерном классе - папка «Учебно-материальное обеспечение» на рабочем столе).

Таблицы: №1 «Поражение почек при системной склеродермии»;

№2 «Поражение почек при сахарном диабете»;

№3 «Классификация пиелонефритов»;

№4 «Механизм и патогенез пиелонефритов»;

№5 «Почечное кровообращение и клубочковая фильтрация»;

№6 «Причины гематурии»;

№7 «Клинико-морфологические критерии гломерулонефрита»;

№8 «Строение нефрона»;

№9 «Почка правая, сзади».

Альбом «Мочевой синдром».

Схемы: №19 «Сердечно-сосудистый континуум: роль эндотелиальной дисфункции»;

№21 «Алгоритм диагностики и лечения симптоматических артериальных гипертоний»;

№25 «Почка в разрезе – схема».

Слайды (48 шт.): Нефрология (часть 1 и 2).

б) Технические средства обучения:

Компьютеры, принтер (компьютерный класс).

 

IV. Методические указания студентам по подготовке к семинарским занятиям на тематическом цикле «Нефрология»

1. Организационно-методические указания по подготовительной части самостоятельной работы.

Исходно рекомендуется ознакомиться с полным перечнем вопросов, которые будут разбираться на предстоящем семинарском занятии.

2. Необходимо последовательно повторить все разделы, изученные на занятиях. При подготовке к семинарским занятиям желательно использовать записи в рабочих тетрадях, сделанные в процессе обучения на тематическом цикле «Нефрология», повторить учебную информацию предыдущих курсов.

3.Студенты должны быть готовы к опросу по вышеперечисленным учебным вопросам (см. п. II). По диагностическим критериям заболеваний и механизмам развития основных синдромов поражения почек желательно иметь краткий конспект, использование которого допустимо на семинарском занятии. Как правило, семинарское занятие проходит в форме клинического разбора пациента с заболеваниями почек.

Всем студентам на семинарском занятии преподаватель выставляет оценки. Получение положительной оценки гарантирует студенту допуск до итогового компьютерного тестирования по теме «Нефрология».

В случае получения неудовлетворительной оценки или пропуска семинарского занятия, студент должен отработать его с обязательной курацией больного и написанием кураторского листа. И после получения положительной оценки, может быть допущен до итогового компьютерного тестирования.

 

4.Вопросы для самоконтроля знаний:

- Анатомо-физиологические особенности почек;

- Методы исследования в нефрологии;

- Основные синдромы поражения почек, причины и механизмы их развития: мочевой, отечный, артериальной гипертензии, острый нефритический, нефротический.

- Диагностические критерии и классификация следующих заболеваний: гломерулонефрит, пиелонефрит, интерстициальный нефрит;

- Хроническая болезнь почек: классификация по стадиям и основные механизмы развития синдромов при ХБП;

- Острая почечная недостаточность: классификация, диагностические критерии;

- Поражение почек при сахарном диабете, системных заболеваниях соединительной ткани, подагре, васкулитах, миеломной болезни;

- - Диагностические критерии туберкулеза почек, опухолей почек, амилоидоза и сосудистых поражений почек.

 

V. Учебные материалы

1. Обучающие ситуационные задачи с вариантами решений (см. в папке «Учебные материалы» на рабочем столе).

 

2. Бланки служебных документов:

- температурный лист;

- лист назначений;

- направление на гистологическое исследование биоптата почки;

- карта нефрологического больного.

-

3. Учебная информация для использования на семинарском занятии:

а) Синдромы внутренних болезней (см. в компьютерном классе на рабочем столе в папке «Учебные материалы»);

б) Папка «Нефрология» в «Учебных материалах» на рабочем столе содержит следующие презентации:

- «Актуальные вопросы нефропротекции, 2008г»;

- «Гепаторенальный синдром»;

- «Вирусные гепатиты и диализ»;

- «Нарушение фосфорно-кальциевого обмена при ХБП и его коррекция».

в) Перечень федеральных стандартов медицинской помощи (см. электронный вариант на рабочем столе в папке «Учебные материалы»).

 

4. Табличные, справочные материалы:

 

а) Таблицы и схемы по теме «Нефрология» в учебных комнатах (см. электронный вариант списка на рабочем столе в компьютерном классе в папке «Учебно-материальное обеспечение») – указаны выше;

б) Диагностические критерии заболеваний внутренних органов (см. полный перечень в папке «Учебные материалы» на рабочем столе).

 

Доцент кафедры госпитальной терапии

с курсом физической реабилитации

и спортивной медицины А.А.Шаловай

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: