(возможные формулировки)
Этапы урока, дидактические задачи, время | Содержание обучения | Методы обучения | Формы организации познавательной деятельности | Показатели реальных результатов |
1. Организа-ционный момент. Подготовка учащихся к работе на занятии. (… мин) | - подготовка учеников к работе | - педагогическое требование (выполнение требований) | - фронтальная - индивидуальная | - полная готовность класса - быстрое включение в работу |
2. Подготовка к основному этапу урока. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений. (… мин) | - совместное формулирование целей урока для определения учебных действий - обеспечение осознания учащимися необходимости изучения новой темы - повторение пройденного - создание поискового режима для подготовки и восприятия содержания урока с помощью работы … (над предложенным упражнением) (учащиеся активно работают … грамотно и обоснованно отвечают на вопросы учителя… хорошо владеют … навыками …). | - мотивации и стимулирования - информационно-рецептивные - эвристические | - фронтальная - индивидуальная | - указаны планируемые результаты - чётко поставлены образовательные и развивающие цели, сформулированные вместе с учащимися – есть чёткость в постановке воспитательных целей - обеспечена мотивация и принятие учащимися целей урока - осознанное и быстрое включение школьников в деловой ритм - готовность учащихся к активной учебно-познаватель-ной деятельности на основе повторенных опорных знаний и проведённой поисковой работы |
3. Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения. (… мин) | - учитель представляет новый материал в виде.... (изложение последовательно, логично, аргументировано, с выделением главных вопросов и представлением основного материала одновременно в словесной и знаково-символи-ческой формах … материал доступен учащимся - они не просто записывают излагаемый материал в тетрадях, но и предлагают разные способы …, вникают в суть темы, пытаются понять как им в дальнейшем применять полученные знания… учитель одновременно представляет основной материал в словесной и знаково-символьной формах.) | - лекция - диалог - символические методы - сочетание словесных и наглядных методов - опора на личный опыт - побуждение к поиску альтернативных решений - практические методы - общелогические методы | - фронтальная - индивидуальная | - активные действия учащихся при … - использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий - знания и умения, которые приобрели учащиеся - … - вербализованы основные выводы… - теория представлена в системе… … доступна как аудиалам, так и визуалам, и кинестетикам. - представлены образцы … |
4. Первичная проверка понимания. Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление про-белов и неверных представлений и их коррекция. (… мин) | - учащиеся отвечали на вопрос учителя: “…”…. - предложено было … - при фронтальной работе ученики грамотно, обоснованно, аргументировано отвечали на поставленный вопрос … … дополняли, уточняли, исправляли ответы одноклассников - один ученик … - работа учащихся в группах по 4 человека по выполнению заданий двух видов… - все учащиеся активно участвовали в обсуждении… | - беседа - упражнение - выполнение учебного задания - алгоритмизация - создание ситуации успеха - познавательные, практические, общелогические методы - самоуправление | - фронтальная - индивидуальная - групповая - парная | - усвоение сущности новых способов решения … на репродуктивном и конструктивном уровнях - хорошее качество ответов учащихся - работа в группах дала возможность всем учащимся проговаривать новый материал, участвовать в обсуждении …, использовать знания, умения, навыки, сформированные ранее |
5. Подведение итогов урока. Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. (… мин) | - проверка усвоения основного материала во … (фронтальной беседе) - анализ и оценка успешности достижения цели - перспективы последующей работы при изучении темы - учитель отметил, что… (тема намеренно раскрыта не полностью и предложил учащимся найти ещё другие способы …) - ребята сформулировали выводы из теории, которую сегодня узнали - учитель оценил работу класса | - словесные - эмоциональные - оценка практической значимости содержания обучения - прогнозирование будущей деятельности - общелогические методы | - фронтальная | - получение учащимися информации о реальных результатах учения - чёткость и краткость этапа |
6. Рефлексия. Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотруничества. (… мин) | - учащиеся провели самоконтроль за усвоением основного содержания лекции, отвечая на вопросы: 1) что на уроке было главным; 2) что на уроке было интересным; 3) что нового сегодня узнали; 4) чему научились? - учащиеся оценивали успешность своей деятельности, отыскивали причины, приведшие к успеху и неудачам - на один и тот же вопрос отвечали несколько учащихся… - учитель наравне с учащимися высказывал своё мнение | - рефлексия деятельности и поведения - словесные методы | - фронтальная - индивидуальная | - открытость некоторых учащихся в осмыслении своих действий и самооценке… - не все учащиеся готовы правильно оценить свою работу на уроке, последовательно и чётко изложить свои мысли… - собранность учителя, рабочий настрой учащихся… выражаются… - речь учителя грамотная, эмоциональная - обстановка на уроке доброжелательная, располагала учащихся к рефлексии. |
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей. (… мин) | - учитель обсуждает с учащимися вопрос о том, что должно содержать домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплён… - домашнее задание… (предложено на выбор: 1) решить …; 2) подобрать или придумать … … также дано индивидуальное задание для желающих: найти ещё другие способы …) | - словесные - наглядные - эмоциональные - познавательные | - фронтальная - индивидуальная | - реализация условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития… - соответствие содержания домашнего задания уровню обученности учащихся, т.к. оно осознано всеми учащимися в процессе обсуждения… |
Триединая дидактическая цель (ТДЦ) урока предусматривает взаимосвязь воспитательного, обучающего и развивающего компонентов. Цели урока были сформулированы в …
Образовательные и развивающие цели поставлены в…
направлены на …. (действия всех учащихся).
В постановке воспитательных целей не было...
Поставленные цели были взаимообусловлены и...
Образовательные цели были операциональны, так как точно определили, что учащиеся должны усвоить … и должны научиться применять их в соответствии с...
Эти цели находились в зоне ближайшего развития каждого учащегося
Задания давались и на базовом, и на творческом уровне с учётом индивидуальных особенностей учащихся (аудиалы, визуалы, кинестетики).
Реальные результаты – на уроке активно участвовали все учащиеся (на репродуктивном, конструктивном уровнях) …
Тип урока – урок … (изучения и первичного закрепления новых знаний).
Его логика соответствует структуре урока данного типа.
Включает следующие этапы урока: … (организационный момент, подготовка к основному этапу, усвоение новых знаний и способов действий, первичная проверка понимания, подведение итогов урока, рефлексия, информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению).
На этапе подготовки к основному этапу урока была обеспечена … (мотивация и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений).
Задача выполнена полностью. Методы, отобранные учителем, оптимально подобраны под содержание дидактической задачи.
Решение этой дидактической задачи обеспечило переход к следующему, главному этапу, который проходил с … по … минуту – продуктивная часть урока. На этапе было обеспечено … (восприятие, осмысление знаний и способов действий репродуктивного и конструктивного уровня, частично были использованы задания творческого уровня).
Все аспекты ТДЦ урока нашли отражение в организации деятельности учащихся и в её содержании. Учитывая возможности класса и особенности изучаемого материала, учитель оптимально выбрал методы :… (словесные, наглядные, практические, логические, опора на личный опыт, побуждение к поиску альтернативных решений).
Первичный контроль, проверка понимания показали, что … (материал усвоен).
(Чередование словесных, практических методов, форм организации познавательной деятельности способствовали предупреждению перегрузки учащихся в процессе урока.
Рефлексия показала, что своим продвижением довольны все учащиеся, отметили сотрудничество.)
Формы организации познавательной деятельности соответствовали содержанию учебного материала и возрастным особенностям учащихся.
Методы обучения, используемые учителем, были разнообразны (словесные, наглядные, практические, логические и другие) и способствовали лучшему усвоению учебного материала.
Для домашнего задания было предложено … (на выбор два задания, одно из которых требовало творческого подхода. Также было дано индивидуальное задание.) Всё это способствовало изучению и освоению материала в зоне ближайшего развития.
Урок достиг целей, представляет целостную систему с полным набором элементов. Связи между дидактическими задачами, содержанием учебного материала, методами и формами обучения прочные и обеспечили оптимальное функционирование всей системы урока. ТДЦ урока реализована полностью.
Рекомендации:
- Более тщательно отбирать и дифференцировать материал для учащихся разных уровней, включённый в содержание урока ….
- Планировать проведение урока … на … занятие, так как ….