Организация образовательного процесса




Методические рекомендации

Об особенностях организации образовательного процесса в начальных классах общеобразовательных организаций Республики Крым

В 2017/2018 учебном году

В 2017/2018 учебном году в начальной школе общеобразовательных организацийРеспублики Крым реализуется федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Преподавание в начальной школе определяется следующими нормативными документами:

I. Федеральный уровень:

1.1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

1.2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373».

1.3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.07.2015 №734 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015».

1.4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями).

1.5. Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

1.6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 №544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

1.7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями от: 29 июня 2011 г., 25 декабря 2013 г., 24 ноября 2015 г.).

 

II. Региональный уровень

2.1. Закон Республики Крым от 06.07.2015 №131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым».

2.2. Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 18.12.2015 №1340 «Об утверждении перечня обязательной деловой документации общеобразовательных учреждений».

2.3. Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 11.06.2015 №555 «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2015/2016 учебный год».

2.4. Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 24.05.2017 №01-14/1839 «Об учебных планах общеобразовательных организаций Республики Крым на 2017/2018 учебный год».

2.5. Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 04.12.2014 №01-14/2013 «О направлении методических рекомендаций по ведению классных журналов учащихся 1-11(12) классов общеобразовательных организаций».

2.6. Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 04.12.2014 №01-14/2014 «Об организации внеурочной деятельности».

Организация образовательного процесса

Образовательный процесс в начальной школе осуществляется в соответствии с действующей нормативно-правовой базой Российской Федерации и Республики Крым в области образования.

При формировании учебных планов начального общего образования необходимо руководствоваться письмом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 24.05.2017 №01-14/1839 «Об учебных планах общеобразовательных организаций Республики Крым на 2017/2018 учебный год».

Часть учебных планов, формируемая участниками образовательных отношений, может использоваться по усмотрению общеобразовательной организации для увеличения количества часов на изучение отдельных предметов, в том числе родных языков, курсов по выбору при наличии заявления родителей, условий организации обучения и кадрового обеспечения. С целью реализации преемственности начального общего и основного общего образования, рекомендовано в рамках внеурочной деятельности изучение регионального курса «Крымоведение» для начальной школы, утвержденного Ученым советом ГБОУ ДПО РК КРИППО от 03.03.2016 №3.

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373» рабочие программы учебных предметов должны содержать планируемые результаты освоения предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование с указанием количества часов на изучаемую тему.

Рабочие программы курсов внеурочной деятельности должны включать результаты освоения курса внеурочной деятельности, содержание с указанием форм организации и видов деятельности, тематическое планирование. В рабочие программы целесообразно включить пояснительную записку. Порядок разработки рабочих программ учебных предметов, курсов и внеурочной деятельности, внесение изменений и их корректировка определяется локальным нормативным актом общеобразовательной организации. Также в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования общеобразовательными организациями самостоятельно определяются формы организации образовательной деятельности.

Годовой календарный учебный график общеобразовательной организации может быть ориентирован на 5-дневную или 6-дневную учебную неделю. В первом классе допускается только пятидневная у чебная неделя. Продолжительность учебного года для 1-х классов составляет 33 недели, 2-4-х классов – 34 недели. Продолжительность каникул в течение учебного года устанавливается в объеме не менее 30 календарных дней. Предельно допустимая аудиторная нагрузка определяется Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10: 1-й класс – 21 час, 2-4 классы – 23 часа при 5-дневной учебной неделе, 26 часов – при 6-дневной учебной неделе.

Количество учащихся в классе устанавливается из расчета соблюдения нормы площади учебных кабинетов на одного обучающегося, требований к расстановке мебели в классе и освещенности классной комнаты (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.12. 2015 №81 «О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»).

Продолжительность урока во 2-4-х классах не должна превышать 45 минут, в 1-м классе рекомендовано использовать «ступенчатый» метод обучения(п. 10.10. СанПиН 2.4.2.2821-10).

Преподавание предметов в начальных классах осуществляется по учебникам и учебным пособиям, включенным в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 (с изменениями).

Для школ и классов с обучением на родных языках и с изучением родных языков используются программы: « Примерные программы по учебным предметам «Украинский язык (родной)», «Украинская литература» для общеобразовательных организаций», « Примерные программы по учебным предметам «Украинский язык (неродной) для общеобразовательных организаций», «Примерные программы по учебным предметам «Крымскотатарский язык (родной)», «Крымскотатарская литература» для общеобразовательных организаций» «Крымскотатарский язык (неродной)» для общеобразовательных организаций», которые одобрены решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15).

Изучение родного языка в начальной школе направлено, прежде всего, на развитие устной речи. При этом учителю важно учитывать уровень предыдущей языковой подготовки детей и соответственно корректировать обучение. На первых этапах эта работа предусматривает обогащение, активизацию словарного запаса учащихся, развитие грамматических умений и навыков, умение слушать и понимать устное высказывание, поддерживать диалог, строить связные высказывания. Важная роль отводится совершенствованию всех видов речевой деятельности, формированию определенного круга знаний о языке и языковых умениях, обеспечению мотивации обучения родному языку. При проведении занятий по родным языкам предусмотрено деление классов на группы.

Организация урока в начальной школе осуществляется в рамках системно-деятельностного подхода. Системно-деятельностный подход предполагает ориентацию на личностные, метапредметные и предметные результаты образования. Развитие личности обучающегося происходит на основе усвоения универсальных учебных действий. Приоритетной целью начального общего образования становится развитие умения обучающегося самостоятельно определять учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Особое внимание рекомендуется уделять методике преподавания в начальной школе, формам, методам и приемам обучения, а также созданию особого психологического климата в классе. На уроках в начальной школе учителю важно обращать внимание на формирование и развитие умений самостоятельной учебно-познавательной и учебно-практической деятельности младшего школьника; применять продуктивные методы обучения: проблемно-диалогические, частично-поисковые, поисковые, исследовательские, эвристические. Исследование и проектирование в начальной школе – это способы осуществления учебной деятельности, которые необходимо широко использовать в работе с младшими школьниками. Особенно это важно в 1-2-х классах, поскольку совместное проектирование обеспечивает педагогические условия для формирования коммуникативных УУД учащихся.

Адаптационный период первоклассников – важный этап в организации учебной деятельности, требующий от учителя особого внимания, создания благоприятной среды, учета психолого-физиологических особенностей и физических возможностей детей. Уроки для ребенка-первоклассника должны быть интересными, яркими, запоминающимися. Использование наглядно-демонстрационного, наглядно-иллюстративного, раздаточного материалов будут способствовать усвоению программы, развитию памяти, мышления, речи.

Учитывая особенности работы с первоклассниками, особое внимание следует уделить структуре урока, в частности, организационному моменту, который призван помочь ребенку в формировании организационных умений и навыков(достать учебник и школьные принадлежности, правильно расположить их на парте, открыть тетрадь и т.п.). Учитель детально инструктирует учащихся, что и как делать, терпеливо приучает их к выполнению элементарных требований, пошагово проговаривает последовательность действий.

Для основной части урока следует подобрать такие методы и приемы работы с детьми, которые обеспечивают активную практическую деятельность каждого учащегося. Для укрепления зрения, развития мелкой моторики руки следует чередовать виды деятельности, своевременно проводить физкультминутки, не переутомлять первоклассников письмом и длительным рисованием. Игровые формы деятельности должны быть доминирующими во время обучения в 1-м классе.

Целью заключительной части урока является рефлексия, формирование положительной мотивации учащихся на учебную деятельность.

Напоминаем, что в соответствии с п.10.10 Санитарно-эпидемиологических требований, обучение в 1-м классе проводится без балльного оценивания и домашних заданий.

Со 2-го класса учебные достижения учащихся оцениваются в баллах. Учитывая возрастные и психофизиологические особенности детей, учителю следует кратко и точно прокомментировать достижения учащегося, создать такую атмосферу в классе, чтобы позитивные и негативные эмоции в результате успехов или неудач использовать для активизации учебной деятельности. Важно отмечать индивидуальность каждого учащегося, поощрять наименьшие успехи детей, особенно тех, которые ощущают трудности в усвоении материала. Это создает атмосферу благоприятных отношений в классе, формирует желание работать вместе с одноклассниками, способствует развитию положительной мотивации учащихся на учебную деятельность. С целью создания оптимальных условий для эффективного развития младших школьников необходимо обеспечить комфортное пребывание детей в школе.

Внеурочная деятельность – составная часть образовательного процесса и одна из форм организации свободного времени учащихся. Особенность данного компонента образовательного процесса – предоставление детям возможностей широкого спектра занятий, направленных на их развитие.

При организации внеурочной деятельности общеобразовательная организация учитывает кадровые, материально-технические, методические, информационные и др. необходимые условия. При отсутствии условий для реализации внеурочной деятельности образовательное учреждение использует возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, культуры и спорта.

Согласно ФГОС НОО в 4-м классе изучается предмет «Основы религиозных культур и светской этики », основной задачей которого является развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. №84-р). Один из 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики» - выбирают родители (законные представители) учащихся в конце обучения в 3-м классе. Выбор модуля осуществляется в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2015 №08-461 «О направлении регламента выбора модуля курса ОРКСЭ».

Данный курс рекомендовано не оценивать в баллах ( Письмо Министерства образования и науки РФ от 8 июля 2011г. №МД-883/03 «О направлении методических материалов ОРКСЭ»).

Учитель организует работу по созданию творческих проектов, галереи образов, выставок, фоторепортажей и т.д. Результаты подготовки и защиты детских работ могут учитываться при формировании портфолио достижений учащихся.Напоминаем, что данный предмет имеет право преподавать учитель, прошедший специальную курсовую подготовку, поскольку курс имеет культурологическую, историческую, духовную, нравственную и воспитательную направленности.

Объем домашних заданийдля обучающихся 2-4-х классов в совокупности по всем предметам рекомендуется рассчитывать с учетом возможности выполнения в следующих пределах: во 2 классе – до 1,5 часов, в 3-4-х классах – до 2 часов.

Обращаем ваше внимание на то, что с 1 сентября 2016 года в работу общеобразовательных организаций введены федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью. При наличии данной категории детей необходимо создавать специальные условия обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья:

- предметно-развивающая среда, которая предусматривает специфические условия для детей с ограниченными возможностями здоровья для реализации программы с учетом их физических и психофизических особенностей;

- специальные образовательные программы, методы обучения и воспитания;

- специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы, технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования;

- взаимодействие в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей и других специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждения и других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов общества, которое должно обеспечиваться в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.

Основные требования по оформлению записей в классном журнале определены инструктивно-методическим письмом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 04.12.2014 №01-14/2013 «Методические рекомендации по ведению классных журналов учащихся 1-11(12) классов общеобразовательных организаций».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: