Нарушение звука С и их исправление.




Правильная артикуляция звука С Нарушения произношения звука С
сигматизмы парасигматизмы
межзубный боковой носовой Губно-зубной призубный шипящий
губы Не напряжены, растянуты, как при легкой улыбке Без изменений Один из углов губ слегка опущен, при улыбке наблюдается асимметрия В нейтральном положении Нижняя губа сближена с верхними резцами В нейтральном положении Округлены и слегка выдвинуты вперед
зубы Сближены на 1-2 мм, верхние и нижние резцы обнажены Разомкнуты примерно на 1см Разомкнуты больше чем при правильном произношении разомкнуты Нижние губы не видны, верхние слегка обнажены разомкнуты Слегка приоткрыты, видны верхушки резцов
язык Кончик: Широкий, лежит у основания нижних резцов, не задевая их верхушек Просовывается между верхними и нижними резцами а) поднят и примыкает к альвеолам верхних резцов; б) находится за нижними резцами, но отклоняется от средней линии Оттянут в глубь рта Оттянут от нижних резцов Сомкнут с верхними резцами Опущен вниз и отходит назад от резцов или упирается в нижние десны
Передняя часть спинки: широкая, приподнимается к альвеолам и посередине образует с ними щель в форме желобка Образует плоскую щель с верхними резцами а) вместе с кончиком языка образует смычку с альвеолами б) образует щель с левой или правой стороны, а по середине Опущена и не образует щели с альвеолами верхних резцов Опущена и слегка отодвигается назад Сомкнута с альвеолами напряжена
  Средняя часть спинки опущена, посередине ее образуется продольный желобок Желобок не образуется а) поднимается к небу, не образуя желобка; б) правильная или левая часть образует смычку с небом Оттянута назад Приподнята и слегка отодвинута назад Опущена, желобок не образуется Напряжена, выгнута, желобок не образуется
Задняя часть спинки: Без а) поднята к Поднята, приподнята приподнята приподнята
             
незначительна поднята изменений небу; б) правая(левая) часть поднята, левая(правая) опущена примыкает к мягкому небу      
Боковые края: плотно прилегают к внутренней стороне зубов, закрывая проход воздушной струе по бокам опущены а) не прилегают к коренным зубам, опущены б)правый(левый) край опущен опущены Прилегают к верхним коренным зубам Прилегают к верхним коренным зубам Опущены, не смыкаются с коренными зубами
Мягкое нёбо Поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход воздушной струе в носовую полость Без изменений Без изменений Опущено, в результате чего образуется щель между небом и задней стенки глотки Без изменений Без изменений Без изменений
Голосовые связки Не напряжены, раздвинуты, голос не образуется
Воздушная струя Узкая, холодная, идет по средней линии языка, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту Теплая, рассеянная а) идет по обоим края языка б) идет вбок, уклоняясь или влево, или вправо; Проходит через нос Более рассеянная, проходит через сужение между нижней губой и верхними резцами толчкообразная Растекается по всей поверхности языка
Нарушения звучания При правильной артикуляции образуется шум, похожий на свис; при неправильном положении органов артикуляционного аппарата происходит искажение звука С или замена его другим звуком Шепелявый оттенок вместо свиста Своеобразный, хлюпающий, шум (как будто каша во тру) Звук С заменяется шумом, напоминающим храпение; у последующего гласного звука появляется носовой оттенок Звук С заменяется звуко Ф; собака- «фобака», бусы- «буфы», лес- «леф» Звук С заменяется звуком Т: собака- тобака, бусы-буты, лес-лет Звучание сходно со звучанием смягченного звука Ш; собака- шобака, бусы-буши, лес-леш
Предрасполагающие факторы Различные нарушения в строении или движении органов артикуляционного аппарата Вялость кончика языка; передний открытый прикус: аденоидные разращения, что затрудняет носовое дыхание (у ребенка постоянно приоткрыт рот) Парез мышц языка, боковой открытый прикус; слабость мышц одной половины языка Излишнее напряжение задней части спинки языка Прогнатия; нарушение фонематического слуха Закрытый прикус; прямой прикус; снижение слуха, нарушение фонематического слуха Прогения; снижение слуха;, нарушение фонематического слуха
                   

Исправление произношение звука С

    Нарушения произношения звука С
сигматизмы парасигматизмы
межзубный боковой носовой губно-зубной призубный шипящий
Подготовительный этап При отсутствии звука С работа начинается с формирования правильной артикуляции звука; вырабатываются: положение губ в улыбке с обнажением верхних и нижних резцов; умение удерживать широкий кончик языка за ниж.резцами; длительная воздушная струя, идущая посередине языка Проводятся упражнения для: Укрепления мышц кончика и передней части спинки языка; выработки направленной воздушной струи; отрабатываются звук И, при котором положение языка близко к нормальной артикуляции звука С Даются упражнения для: Распластывания языка, умения удерживать его широким, укрепления боковых краев языка; выработки воздушной струи, идущей посередине языка, при э Том должны равномерно работать обе половинки языка; отрабатываются звуки И,Ф(при последнем идет сильная воздушная струя, напрвлен. посередине языка) Вырабатываются: умение удерживать шир.распл. язык на ниж.губе, умение направлять возд. струю на кончик просунутого между губами(зубами) языка; умение удерживать шир.кончик языка за ниж.резцами; положение губ в улыбке с обнажением резцов; отрабатываются звуки И,Ф и диффер. звуков Ф-Х с использованием тактильных ощущений Вырабатывается умение сопоставлять и различать на слух звуки С-Ф с использованием картинок-символов; проводятся упражнениея для: отработки движений нижней губы вниз-вверх; выработки умения удерживать губы в улыбке с обнажением верхних и нижних резцов; умения удерживать шир.кончик языка у нижних резцов, касаясь их; отрабатывается звук И; умение с напряжением произносить сочетание гласных ИЕ Вырабатывают умение сопоставлять и различать на слух звуки С-Т использ.картинок-символов; даются упр. для: выработки длительной направ.воздуш. струи; положения шир.кончика языка за нижними резцами; выработки умения чередовать движения шир.языка вверх-вниз, касаясь корней верхних и нижних резцов; умения удерживать губы в улыбке; отрабат звуки И,Ф Вырабатывают умение сопоставлять и различать на слух звуки С-Щ использ.картинок-символов;вырабатывабются умения: удерживать широкий язык за нижними резцами; чередовать движения шир. Языка за нижние и верхние зубы; удерживать губы в улыбке с обнажением верхних и нижних резцов; напрвлять воздушную струю посередине языка; чередовать движения широкого кончика языка от нижних резцов к подъяз.уздечке; отрабатываются звуки И,Ф

Исправление произношение звука С

    Нарушения произношения звука С
сигматизмы парасигматизмы
межзубный боковой носовой губно-зубной призубный шипящий
Постановка звука Используется прием подражания, добиваются правильного произношения изолированного звука С, обращая при этом внимание ребенка на правильное положение органов артикуляционного аппарата Ребенку предлагается: переводить широкий кончик языка за нижние резцы, сближать их и «пускать длинный легкий ветерок» Добиваются правильного звучания С при межзубном положение языка, иногда используют механическую помощь(спичку, пластмассовую спицу) для выработки продольного желобка по средней линии языка, затем переводят кончик языка за нижние резцы Ребенку предлагается: длительно произносить звук Ф, просовывать широкий кончик языка между нижней и верхними резцами, затем при межзубном положении широкого кончика языка дуть на него со звуком Ф; постепенно убирать кончик языка за нижние резцы Ребенку предлагается: используя зрительный контроль, при положении губ в улыбке и длительно произносить звук С (иногда придерживать нижнюю губу пальцем ребенка, приставленным к ямочке под нижней губой) Используя показ правильной артикуляции, тактильные ощущения(тыльной стороной руки ребенок ощущает длительную холодную воздушную струю при произнесении звука С логопедом, а потом им самим), добиваются правильного звучания С Ребенку предлагаетсяпри межзубном положении широкого кончика языка произносить звук Ф и добиваться правильного звучания С

Исправление произношение звука С

    Нарушения произношения звука С
сигматизмы парасигматизмы
межзубный боковой носовой губно-зубной призубный шипящий
Автоматизация звука Последовательно вводят поставленный звук в слоги(прямые, обратные, со стечением согласных), слова и фразовую речь
  Иногда автоматизацию в слогах начинают при межзубном положении кончика языка, и лишь когда он перестанет отклоняться, переводят язык в зазубное положение   Иногда автоматизацию звука в слогах начинают, используя механическую помощь(удерживание нижней губы пальцем)    
Дифференциация звуков При сигматизмах работа над звуком заканчивается этапом автоматизации, так как во всех этих случаях не бывает замены фонемы С другой фонемой При парасигматизмах работа над звуками заканчивается этапом дифференциации звука С и звуков-заменителей
С-Ф С-Т С-Щ
                 

Классификация гласных

Место и степень подъема языка Ряд
передний средний задний
Подъем: верхний И Ы У
Средний Э   О
Нижний   А  
Лабиализация Нелабиализованные Лабиализованные
           

Классификация согласных

Ротовое или носовое резонирование Степень участия голоса и шума Место образования. Способ образования Губные Язычные
Губно-губные Губно-зубные Язычно-зубные Язычно-альвеолярные Язычно-передненёбное Язычно-средненёбное Язычно- задненёбные
тв мяг тв мяг твер мягк твер мягк твер мягк твер мягк твер мягк
Ротовые Шумные звон Смычные Б Б’ - - Д Д’ - - - - - Г’ Г -
глух П П’ - - Т Т’ - - - - -- К’ К -
звон Щелевые - - В В’ З З’ - - Ж - - Й j - -
глух - - Ф Ф’ С С’ - -       Х Х’ -
звон Смычно-щелевые - - - - - - - - - - - - - -
глух - - - - Ц - - - - Ч’ - - - -
Носовые Соноры Дрожащие - - - - - - Р Р’ - - - - - -
Смычно-проходные             Л Л’            
Соноры Смычно-проходные М М’ - - Н Н’ - - - - - - - -
                                       


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: