Психологическая теория деятельности – концептуальный аппарат и методологическая база для всех психологических дисциплин. Сознание человека как неразрывное единство и взаимопроникновение знания и переживания. Гипотеза об уровневой природе установки.
Литература: Бочкарёв Л.Л. Психология музыкальной деятельности, М., ИП РАН, 1997. Стр.36
Тема 2. Структура деятельности и механизмы ее психической регуляции.
Взаимодействие человека как субъекта деятельности с предметом деятельности. Операциональная сторона деятельности. Регулирующая роль эмоций в жизни человека. Переживание как целенаправленная деятельность.
Литература: Бочкарёв Л.Л. Психология музыкальной деятельности, М., ИП РАН, 1997. Стр.36
Тема 3. Виды деятельности.
Систематизация и классификация видов человеческой деятельности. Дифференциация деятельности в зависимости от предмета. Духовно-практическая и духовно-теоретическая деятельность. Виды духовно-теоретической деятельности: научная, идеологическая, художественная.
Литература: Бочкарёв Л.Л. Психология музыкальной деятельности, М., ИП РАН, 1997. Стр.36
Тема 4. Художественная деятельность.
Три вида художественной деятельности – создание, исполнение, восприятие художественного произведения. Взаимодействие субъектно-личного с объективным и вариативно-интерпретационным, содержащимся в художественном произведении и его трактовке.
Литература: Бочкарёв Л.Л. Психология музыкальной деятельности, М., ИП РАН, 1997. Стр.36
Тема 5. Музыкальная деятельность.
Необычность, уникальность, высокая степень обобщенности музыкального языка. Многообразие форм музыкальной деятельности: слушательская, исполнительская, режиссерская, дирижерская, композиторская. Музыкальное переживание.
Литература: Бочкарёв Л.Л. Психология музыкальной деятельности, М., ИП РАН, 1997. Стр.89
Тема 6. Музыкальные способности в структуре пригодности к различным видам музыкальной деятельности.
Способности, входящие в «ядро» музыкальности. Структура музыкальности и музыкальной одаренности. Музыкальное воображение и творческое мышление. Психологические механизмы различных форм музыкальной деятельности.
Литература: Бочкарёв Л.Л. Психология музыкальной деятельности, М., ИП РАН, 1997. Стр.89
Раздел 2. Музыкально-слуховая деятельность.
Тема 7. Восприятие музыки как процесс.
Осуществление музыкально-слуховой деятельности на перцептивном (связанном с восприятием музыки) и апперцептивном (связанном с ее представлением) уровнях. Процессуальность, стадиальности музыкального восприятия. Роль установки в восприятии музыки.
Литература: Бочкарёв Л.Л. Психология музыкальной деятельности, М., ИП РАН, 1997. Стр.89
Тема семинара: Восприятие музыки как процесс.
Вопросы к семинару:
1. Осуществление музыкально-слуховой деятельности на перцептивном (связанном с восприятием музыки) и апперцептивном (связанном с ее представлением) уровнях.
2. Процессуальность, стадиальности музыкального восприятия.
3. Роль установки в восприятии музыки.
Литература: Бочкарёв Л.Л. Психология музыкальной деятельности, М., ИП РАН, 1997. Стр.89
Тема 8. Восприятие музыки и музыкальное переживание.
Психологические механизмы музыкального переживания. Система художественно-эстетической мотивации. Личностные факторы восприятия. Функциональные, мотивационные, операционные механизмы музыкального переживания. Система художественно-эстетической мотивации.
Литература: Бочкарёв Л.Л. Психология музыкальной деятельности, М., ИП РАН, 1997. Стр.89
Тема 9. Ощущение музыкального звука.
Ощущение и восприятие как процессы музыкального восприятия. Тембр, высота, громкость как качества звука. Слуховые ощущения.
Литература: Бочкарёв Л.Л. Психология музыкальной деятельности, М., ИП РАН, 1997. Стр.89
Тема 10. Восприятие мелодии и гармонии.
Ладовое чувство, как основа восприятия мелодии. Ощущение музыкальной высоты, переживание звуковысотного движения. Психологическая природа мелодичного слуха. Образно-эмоциональная стимуляция слуховых впечатлений.
Литература: Бочкарёв Л.Л. Психология музыкальной деятельности, М., ИП РАН, 1997. Стр.89
Тема семинара: Восприятие мелодии и гармонии.
Вопросы к семинару:
1. Ладовое чувство, как основа восприятия мелодии.
2. Ощущение музыкальной высоты, переживание звуковысотного движения.
3. Психологическая природа мелодичного слуха.
4. Образно-эмоциональная стимуляция слуховых впечатлений.
Литература: Бочкарёв Л.Л. Психология музыкальной деятельности, М., ИП РАН, 1997. Стр.89