Философия И.Г. Фихте (наукоучение как теоретическая философия, этико-социальная философия).




Иоганн Готлиб Фихте (1762 — 1814)—
немецкий общественный деятель и философ. В творчестве Фихте выделяются два основных периода: до и после
1800 г. В первый период философия Фихте ближе к субъективному
идеализму, во второй — к объективному идеализму. Основные труды. «Опыт критики всяческого откровения» (1792),
«Основы общего наукоучения» (первая версия опубликована в 1794 г.,
доработка и переработка этой книги шла на протяжении всей жизни
Фихте, известно более 15 ее редакций), «Рассуждения о назначении
ученого» (1794), «Основы естественного права» (1796), «Система уче-
ния о нравственности» (1798), «Назначение человека» (1800), «Основ-
ные черты настоящей эпохи» (1806), «Путь к жизни блаженной»
(1806), «Речи к.немецкой нации» (1808).

Наукоучение. Философия, как считал Фихте, должна быть основой,
фундаментом для всех остальных наук, т.е. «наукой о науке», поэтому
главный трактат Фихте «Основы общего наукоучения» посвящен
именно проблемам науки. Принципиальная особенность науки состоит в том, что она систематична: в ней одни идеи выводятся из других,
любой вновь вводимый тезис должен обосновываться с помощью других — ранее доказанных. Следовательно, в основе науки должен находиться единый набор истинных и самоочевидных положений или даже
какое-то одно исходное положение. Но что более очевидно для чело-
века, нежели его собственное сознание, его «я»? Существование и деятельность нашего сознания («я») для каждого из нас несомненны; при-
чем, делая свое «я» объектом размышления, мы всегда остаемся в границах этого «я». Поэтому именно с изучения сознания и должна
начинаться философия. Однако, ставя перед собой эту задачу, можно
по-разному подходить к выбору объекта исследования. И исходным объектом исследования в философии Фихте оказыва-
ется как раз не его личное «я», не произвольное человеческое «я» или
множество всех человеческих «я», а Абсолютное сознание — « Я».

Центральное мес-
то в этическом учении Фихте занимает понятие «свобода». И главная
проблема этики — это противоречие между свободой и необходимостью
.

Если в теоретико-познавательной деятельности «не-Я» воздейству-
ет на «Я» как объект познания, то в морально-практическом плане «не-
Я» производит на «Я» определенный толчок, который вызывает проти-
водействие со стороны «Я». При этом «не-Я» играет роль препятствия, которое «Я» стремится преодолеть: деятельность «не-Я»
оказывается стимулом для деятельности «Я», которое стремится рас-
ширить свои границы за счет области «не-Я». Но поскольку и «Я», и
«не-Я» являются бесконечными, то возможно только бесконечное расширение области «Я», но не завершение этого процесса.

Для человека быть свободным — это значит сделать себя сво-
бодным, т.е. в своем эмпирическом «я» (индивидуальном человече-
ском сознании) отодвинуть границы «не-Я». И данная деятельность че-
ловека (конечного существа) есть необходимая составляющая дея-
тельности бесконечного Абсолюта в его процессе самопознания.
Отсюда свобода оказывается у Фихте деятельностью «Я» по познанию
необходимости и уменьшению области «не-Я».

Поэтому худшей формой человеческого поведения является бездея-
тельность, так как при этом человек остается на уровне вещи, «не-Я», и
отказывается от реализации своего высшего предназначения. Существу-
ет множество людей (эмпирических «я»), каждый из которых имеет свои
личные цели и идеалы, что неизбежно ведет к конфликту между ними. В
этом конфликте неизбежна победа лучшего, более морального, так как это
соответствует положению дел в божественном мире (в Абсолюте).

Прогресс в развитии человеческого общества состоит в увеличе-
нии свободы, и в различные исторические эпохи существуют разные
степени свободы.

 

5. Философия Ф.В.И. Шеллинга (натурфилософия и трансцендентальный идеализм, эстетика).

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг
(1775 — 1854) — немецкий философ, родом из семьи пастора. Основные труды. «Система трансцендентального идеализма»
(1800), «Философия искусства» (1802 — 1803)

В твор-
честве Шеллинга принято выделять пять периодов развития: натурфи-
лософия, трансцендентальный идеализм, философию тождества, фило-
софию свободы, философию откровения.

Период натурфилософии (1797 — 1799). Начиная свои философ-
ские исследования как фихтеанец, Шеллинг скоро пришел к выводу о
том, что сведение всей природы к «не-Я» (имевшее место у Фихте), при-
водит к тому, что природа утрачивает всякую специфику. Но что же в
таком случае представляет собой природа? Оставаясь в значительной
степени еще под влиянием Фихте, Шеллинг тем не менее делает шаг,
уводящий его от философии Фихте, в сторону более последовательно-
го объективного идеализма.

Шеллинг предлагает следующее решение этой проблемы: Природа
и Дух (разум, Абсолютное «Я») представляют собой определенное
единство. А значит, для понимания Природы можно использовать ту
же модель, что и для Духа. И принимая тезис Фихте о «чистой актив-
ности» как «сущности» Духа, Шеллинг эту идею «чистой активности»
Духа переносит на Природу. Она становится у него деятельной и развивающейся - тем самым Шеллинг закладывает основы учения о диа-
лектике Природы, или объективной диалектике.

Природа реально и объективно существует, она есть нечто единое и
целое, продукт «бессознательного разума»„«некий застывший разум в бы-
тии». Этот разум действует внутри Природы и проследить его можно бла-
годаря целесообразности его действия-". Причем высшей целью ее разви-
тия является порождение сознания, и тем самым пробуждение разума.Диалектика природы Шеллинга оказала значительное влияние на
дальнейшее развитие философии, и прежде всего на философию Геге-
ля, а через него — Маркса и др. Однако конкретное построение его на-
турфилософии скоро было забыто, поскольку было опровергнуто даль-
нейшим развитием естествознания.

Период трансцендентального идеализма (1800 — 1801). В этот
период Шеллинг приходит к выводу, что проделанная им ранее работа,
в которой было показано то, как развитие Природы приводит к появле-
нию Духа (Разума), только наполовину решает задачу построения фи-
лософской системы. Вторая половина работы состоит в том, чтобы по-
казать, как из Духа появляется Природа или, иначе говоря, каким путем
к Природе может прийти Разум.

Шеллинг рассуждает следующим образом. «Я» (Дух, Разум) есть
изначальная активность, воля, располагающая себя в бесконечности.
Деятельность «Я» состоит в мышлении, но, поскольку единственно су-
ществующим является только это «Я», то и предметом мышления для
него может быть только оно же само. Но для того, чтобы возник про-
дукт такой деятельности, «Я» должно что-то себе противопоставить,
положив тем самым себе пределы. Сталкиваясь с таким пределом, активность становится сознательной; ее Шеллинг называет «идеальной
деятельностью» в отличие от изначальной «реальной деятельности».

Построение философии, исходящей из деятельности субъекта, исходного «я», которое порождает себе противоположность, свой предел («не-Я>), приводит нас к субъективному идеализму (фило-
софия Фихте). Построение философии, исходящей из реального суще-
ствования Природы, т.е. «не-Я», заставляет нас сделать вывод о незави-
симости «не-Я» от «Я» и приводит к философии, которую Шеллинг на-
зывает «реализмом». Если же мы учитываем обе возможности, то тогда
возникает синтез субъективного идеализма с реализмом, т.е. «идеал-
реализм», или «трансцендентальный идеализм».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: