Шкала оценки возможностей двигательного управления




Состояние Баллы
Совсем невозможно принимать нужную позу, даже с помощью других людей  
Возможность принимать позу с помощью, но невозможность удерживать её  
Возможность принимать нужную позу только с помощью и некоторое время удерживать её с помощью  
Возможность самому принимать нужную позу, но невозможность удерживать её  
Самостоятельно принимать и некоторое время удерживать позу  
Абсолютно точно выполнять задание  

 

Состояние ребенка оценивалось дважды в годичном цикле реабилитации (в начале и в конце).

 

2.3. Организация исследования

 

Организация данного исследования проходила в три этапа:

На I этапе была выбрана тема исследования,проводился анализ и обобщение научно-методической, специальной и педагогической литературы по исследуемому направлению. Были раскрыты определение, сущность и эффективность подвижных игр в коррекции двигательных нарушений для детей с церебральным параличом.

На II этапе были рассмотрены и предложены методы исследования функционального состояния опорно- двигательного аппарата детей с церебральным параличом.

На III этапе на основе предложенных тестов разрабатывалсякомплекс подвижных игр, направленный на коррекцию и развитие двигательных нарушений у детей дошкольного возраста с церебральным параличом в соответствии со степенями тяжести нарушения.


ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДИКИ КОРРЕКЦИИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОДВИЖНЫХ ИГР

 

3.1. Содержание комплексов подвижных игр для коррекции двигательных нарушений у детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом

 

Подвижные игры в соответствии со степенью тяжести двигательных нарушений опорно- двигательного аппарата у детей дошкольного возраста с церебральным параличом (на основе теста по определению двигательных возможностей), направленные на коррекцию и развитию различных двигательных нарушений:

Для низкой степени тяжести двигательных нарушений (дошкольник может самостоятельно принимать и некоторое время удерживать позу; абсолютно точно выполнять задание):

1. «Бездомный щенок»

2. «Два лагеря»

3. «Путешествие»

Для средней степени тяжести двигательных нарушений (дошкольник может принимать нужную позу только с помощью и некоторое время удерживать её с помощью; может сам принимать нужную позу, но не может удерживать её):

1. «Услышь свое имя»

2. «Кто быстрей»

3. «Сбей кеглю»

Для высокой степень тяжести двигательных нарушений (дошкольник может принимать позу с помощью, но не может удерживать её; Совсем не может принимать нужную позу, даже с помощью других людей):

1. «Ловишка в кругу»

2. «Эстафета на колясках»

3. «Светофор»

 

Коррекционные подвижные игры (Шапкова Л.В.,2002)

 

Для низкой степени тяжести двигательных нарушений:

1. «Бездомный щенок»

Цель: развитие внимания, быстроты реакции и точности движений. Количество игроков — 7—9.

Инвентарь: 6—8 стульев, на один меньше количества играющих.

Инструкция. Стулья ставят по кругу, сиденьями наружу. Участники игры, стоящие по кругу с внешней стороны, по сигналу бегут вправо (влево). По свистку каждый старается занять место, но, поскольку стульев меньше, один игрок остается без места. Он выбывает, а из круга убирают еще один стул. Выигрывает тот, кто останется последним.

Методические указания. Игра средней интенсивности, может повторяться несколько раз.

2. «Два лагеря»

Цель: развитие крупной моторики и быстроты реакции. Количество игроков — 8—16.

Инвентарь: большой мяч.

Инструкция. Играющих делят на две равные команды — часовых и разведчиков — и выстраивают вдоль противоположных сторон площадки в 15—20 шагах друг от друга. На середине площадки рисуют круг, в него кладут мяч. Разведчики должны пытаться унести мяч, а часовые — стеречь его.

По сигналу два игрока — разведчик и часовой — выбегают на середину площадки (начинают игру первые игроки с левого фланга каждой команды). Разведчик делает разные движения, чтобы отвлечь внимание часового и унести мяч. Часовой повторяет каждое движение разведчика и в то же время следит за мячом. Если разведчик схватил мяч, часовой старается его поймать и взять в плен. Если часовой не поймает разведчика, прежде чем тот доберется до своего лагеря, то сам попадает в плен. Все пленные становятся рядом с победителями на правом фланге шеренги. В конце игры пленные подсчитываются. Выигрывает команда, у которой их больше.

Методические указания:

Если разведчику не удалось завладеть мячом, то его сменяет другой, более ловкий.

Ловить убегающего можно только до границы лагеря.

Если он уронит мяч не добежав, то считается пойманным.

Игра проводится 2 раза.

Эта игра не только формирует двигательные навыки, но и способствует развитию логического мышления и воображения, помогает приспосабливаться к жизненным ситуациям. Такие игры основаны на использовании круговой тренировки, где все упражнения выполняются по «станциям» с определенным количеством повторений. Для детей с ДЦП метод круговой тренировки упрощен и представлен в виде комплекса сюжетно-ролевых игр, включающих упражнения с манипуляцией предметами, ненавязчивым выполнением движений, которые в обычных условиях осваиваются с большим трудом. Такие игры можно придумать и самим в зависимости от площади помещения и наличия инвентаря. Обычное занятие с детьми всегда можно превратить в сказку.

3. «Путешествие»

Цель: развитие воображения, фантазии, закрепление двигательных умений.

Инструкция. Заранее подготавливается зал, каждый предмет в нем получает определенное название, которое применяется в путешествии.

Гимнастическая стенка — «Корабль». Ребенок имеет право перемещаться по ней любым способом, но вставать на пол нельзя.

Обручи — «Острова». Если острова близко друг от друга — ребенок делает прыжок, если расстояние большое — прыжок на остров с ноги на ногу.

Баскетбольное кольцо — «Ключ к открыванию дверей». Чтобы продолжить путешествие, нужно попасть мячом в кольцо.

Канат — «Лианы». Нужно встать из положения сидя, взявшись за канат и перебирая руками.

Мишени для метания на стенках — «Хищные звери». Нужно теннисным мячом попасть в мишень, при промашке попытка повторяется.

Наклонная скамейка, поставленная на гимнастическую стенку (третья рейка снизу), — «Мостики на корабль». Нужно, подтянувшись, забраться на корабль.

Три скамейки вместе — «Переправа через реку». Ребенок должен проползти на четвереньках спиной вперед.

Ворота между двумя гимнастическими скамейками — «Провести разведку». Нужно проползти, стараясь не задеть ворота.

Играющие начинают путешествие с любой «станции». Побеждает не тот, кто первым закончит дистанцию, а тот, кто успешнее справится с препятствиями.

Методические указания

По окончании игры дети обязательно должны обменяться впечатлениями, а ведущий определяет самого лучшего путешественника и назначает его на следующее занятие капитаном. Такой подход формирует у ребенка стремление к качественному выполнению каждого указания, что и приводит к незаметному, безболезненному освоению двигательных умений.

Можно использовать не только станции двигательных действий, но и станции загадок, поговорок, рисунков, кроссвордов, отгадываемых вместе с родителями.

Для средней степени тяжести двигательных нарушений:

1. «Услышь свое имя»

Цель: развитие быстроты реакции.

Количество игроков — 5—15.

Инвентарь: волейбольный мяч.

Инструкция. Играющие стоят спиной друг к другу, у одного из игроков мяч, он бросает мяч назад-вверх и называет чье-либо имя. Тот, кого назвали, должен развернуться лицом в круг и поймать мяч. Выигрывает тот, кто поймал мяч большее количество раз.

Методические указания. Игра средней интенсивности, может повторяться несколько раз.

2. «Кто быстрей»

Цель: развитие мелкой моторики кисти, быстроты и точности движений.

Количество игроков должно быть четным.

Инвентарь: 6 метров веревки, две палочки, лента.

Инструкция. К двум круглым палочкам привязывают концы шестиметрового шнура. В середине прикрепляют цветную ленту. Одну палку держит первый игрок, другую — второй. По сигналу оба начинают наматывать шнур на свою палочку. Побеждает тот, кто первым накрутит его до середины.

Методические указания. Если играют несколько пар детей, игру можно продолжать до тех пор, пока не будет выявлен один, самый ловкий, игрок

3. «Сбей кеглю»

Цель: обучение дифференцировке усилий, развитие глазомера, точности движений.

Количество игроков может быть любым.

Инвентарь: кегли, кубики, игрушки.

Инструкция. Перед каждым участником на расстоянии 2—3 метров стоят предметы: кегли, кубики, игрушки. Необходимо сбить предмет, прокатив мяч по полу. Выигрывает тот, кто сбил предметы большее число раз.

Методические указания. Игра малой интенсивности, может повторяться неоднократно.

Для высокой степень тяжести двигательных нарушений:

1. «Ловишка в кругу»

Для игры потребуется веревочка, связанная в круг. Дети сидят в кругу, держась за эту веревочку. Водящий ходит внутри круга и старается коснуться рук кого-нибудь из игроков, но ловить он может только тех детей, которые держатся за веревочку. Поэтому, как только ребенок видит опасность, он просто отпускает веревочку, а когда водящий уходит, снова берется за нее. Если веревочку отпустят все дети, то они проиграют (вот именно поэтому им все время необходимо за эту веревочку браться). Игра хорошо помогает развивать работу как кисти, так и всей руки.

2. «Эстафета на колясках»

Участники делятся на две команды. Перед каждой на ровной площадке расставляются 5-6 городков или вешек. По сигналу первые номера должны поочередно объехать препятствия и вернуться по прямой к своей команде, передать эстафету.

3. «Светофор»

Если есть возможность к каждому ребенку поставить помощника, который будет его катать на кресле, то можно провести эту игру так. Каждому ребенку на колени кладутся кружочки с определенным цветом: красным, желтым или зеленым. Ведущий держит в руках такие же кружочки. Он и «включает» светофор – поднимает над головой кружочек одного из цветов. Если поднимается красный, то начинают ездить дети с красными кружочками на коленях, остальные стоят и ждут своей очереди, как только «загорается» другой цвет, катающиеся дети останавливаются, а кататься начинают другие. Дети могут сами командовать своим «водителям», куда ехать. Например: вперед, назад, направо, налево, стоп. Если катать детей некому, то дети могут просто поднимать свой кружочек над головой и начинать шевелиться (как угодно), остальные дети с кружочками других цветов замирают и ждут своего цвета.

 

3.2. Предполагаемое влияние комплекса подвижных игр на коррекцию двигательных нарушений у детей дошкольного возраста с церебральным параличом.

 

Представленный комплекс упражнений окажет положительное влияние на коррекцию двигательных нарушений у детей дошкольного возраста с церебральным параличом (ориентация в пространстве, быстрота реагирования, мелкая моторика, крупная моторика). Применение подвижных игр положительно повлияет и на эмоциональную сферу, и на психический статус ребенка.


ВЫВОДЫ

 

1. Проведенный анализ научно-методической литературы выявил, что в литературе практически нет сведений о подвижных играх как средстве коррекции нарушений двигательных нарушений у детей дошкольного возраста с церебральным параличом, о их воздействии на состояние больных детей,методика игр с такой категорией больных церебральным параличом, изучены недостаточно.При анализе научно- методической литературы особое внимание обращалось на:

- причины возникновения церебрального паралича у детей

-классификацию заболеваний детей с диагнозом ДЦП;

- физическое состояние и развитие детей дошкольного возраста с церебральным параличом;

- влияние подвижных игр на коррекцию двигательных и других нарушений у детей с церебральным параличом.

На основании изученной литературывыявлена значимость подвижных игр как средства для коррекции двигательных нарушений у детей с церебральным параличом, были предложены тесты по определению функционального состояния опорно- двигательного аппарата, на основе результатов которых разрабатывался комплекс коррекционных подвижных игр.

2. Подобраны следующие тесты:

- Исследования навыков самообслуживания

Для исследования навыков самообслуживания использовался тест, который был предложен ВальтеромШтрасмайером (2002) (Обучение и развитие ребёнка раннего возраста), с помощью которого можно узнать, каковы в настоящее время умения ребёнка в домашних условиях и каким может быть высший уровень его достижений которого следует стремиться, занимаясь с ребенком, если он еще не владеет данным навыком.Данная методика является адекватным, быстрым и простым способом первичной диагностики детей с нарушениями в развитии. Она поможет ответить на вопросы ребёнок должен проявлять соответствующие его возрасту умения, как найти нужный подход к ребёнку для выполнения навыков самообслуживания, как определить степень развития у ребёнка.

- Определение двигательных возможностей детей с диагнозом ДЦП

- Тест по определению двигательных возможностей детей с диагнозом ДЦП по тесту, разработанному Trombly С.А.При выполнении этого теста ребенок принимал различные позы (лежа на спине, животе при сидении), обращалось внимание на изменение положения тела и наличия тонических рефлексов. Затем оценивалось состояние ребенка в целом: регистрировалось умение ребенка выполнять различные движения (проверка и оценка) и степень отставания в развитии движений.

3.Разработан комплекс коррекционных подвижных игр для коррекции двигательных нарушений и воспитания двигательных умений и навыков с учетом степеней тяжести нарушений опорно- двигательного аппарата у детей дошкольного возраста с церебральным параличом.

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Ганзина, Н.В. Подвижные и спортивные игры как средство рекреации и социальной адаптации инвалидов с ДЦП [Текст] / Ганзина Н.В, Губарева Т.И. // Спорт, духовные ценности, культура. - М., 1997. - Вып. 8.- 175-186c.

2. Дубровский, В.И. Лечебная физическая культура [Текст]: Учебник для студентов вузов. - М.: Гуманит. изд. ВЛАДОС, 1998. - 608 с.

3. Евсеев, С.П. Физическая реабилитация инвалидов с поражением опорно- двигательной системы [Текст]: учеб. пособие / С.П. Евсеев, С.Ф. Курдыбайло, А.И. Малышев, Г.В. Герасимова, А.А Потапчук, Д.С. Поляков; под ред. д-ра пед. наук, проф. С.П. Евсеева и д-ра мед. наук, проф. С.Ф. Курдыбайло.- М.: Советский спорт, 2010. – 199- 368с.

4. Левченко, И.Ю., Приходько, О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата [Текст]: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. —— М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 4-20 с.

5. Семенова, К.А. Детские церебральные параличи [Текст] / Семенова К.А. – М.: Медицина, 1968. – 256 с.

6. Семенова, К.А. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей [Текст] / Семенова К.А., Мастюкова Е.М., Смуглин М.Я. – М.: Медицина, 1972. – 328 с.

7. Семенова, К.А. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных ДЦП [Текст] / Семенова К.А., Махмудова Л.М. – Ташкент: Медицина УзСССР, 1979. – 487–488 c.

8. Серганова, Т.И. Как победить детский церебральный паралич [Текст] / Серганова Т.И. – СПб: Медицина, 1995. – 154 с.

9. Фонарев, М.Н. Лечебная физическая культура при заболеваниях детей раннего возраста [Текст] / Фонарев М.Н. –Л.: Медицина, 1973. -265 с.

10. Шапкова, Л.В. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии [Текст] / Под общей ред. проф. Шапковой Л.В. — М.: Советский спорт, 2002. — 102-110 с.

11. ШтрасмайерВ.Обучение и развитие ребенка раннего возраста: 260 упражнений в помощь тем, кто воспитывает детей 1-3 лет с проблемами в развитии [Текст] /Academia, 2002. - 240 стр.

 

 


ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение 1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: