Мультимедийность как новый образ диалогического мышления журналиста




https://journ.usu.ru/index.php/component/content/article/367

Понятие «мультимедийность» сравнительно недавно появилось в словаре исследователей журналистики и напрямую связано с англоязычными «медиа» и «масс-медиа». Если говорить обобщенно, то мультимедиа – это сочетание разных сред (или средств) представления информации (текста, графики, видео, звука) при взаимодействии с ними получателя этой информации [Мультимедийность: определения на сайте «Академик». [Электронный ресурс].

 

Телевидение в своем арсенале имеет много средств представления информации: звучащее слово, музыку, титры, фотографии, видео. Однако о мультимедийных технологиях заговорили только с появлением компьютеров, Интернета и увеличением пропускной способности компьютерных сетей в развитых странах мира. Хотя, если быть более точным, сам термин связан с широким распространением аудиосистем на персональных ЭВМ в начале 1990-х годов. Но, по сути, на новые возможности мультимедиа пролил свет именно Интернет, который ярко обозначил очень важную составляющую мультимедийного информационного продукта – интерактивность. Как отмечает отечественный исследователь И. Кирия, «мультимедийный язык является интерактивным, так как он позволяет при помощи различных вариантов и различных смысловых схем получать информацию, используя данные самой природой человеку возможности» [Кирия И. Что такое мультимедиа? // Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные. М., 2010. С. 20].

 

На наш взгляд, именно в интернет-журналистике ярко проявился процесс творческого синтезирования новых форм и методов, то есть мультимедийность. Скажем, в последнее время появились такие мультимедийные формы, как аудиослайдфильм, интерактивная видеоколонка, инфографика [См.: Лосева Н. Конвергенция и жанры мультимедиа // Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные. М., 2010. С. 129-135.]. На сайте «Эхо Москвы» недавно запущен уникальный сервис «Кардиограмма эфира», использующий возможности видеоконтента и интерактивности [Сайт "Эхо Москвы": настоящее и будущее. [Электронный ресурс]. В плане интерактивности, напрямую связанной с мультимедийным контентом и разносторонним диалогом, можно назвать несколько направлений сетевой журналистики: во-первых, рассылки по электронной почте, которые заставили заговорить об активном отборе информации со стороны потребителя информации и формировании собственного «почтового СМИ» [Зиновьев И. Средства массовой информации и коммуникации в Интернете. Екатеринбург, 2007. С. 119]; во-вторых, блоги, породившие современную гражданскую журналистику во Всемирной паутине; в-третьих, пользовательский подкастинг, в рамках которого формируется отличная от ведущих СМИ «повестка дня».

 

Мультимедийность – характерная черта журналистики последнего десятилетия, ярко проявившаяся именно в Интернете. Развитие мультимедийных информационных продуктов связано не только с совершенствованием техники, но и с продумыванием путей применения новых творческих возможностей, возникающих в равноправном диалоге как людей с разной профессиональной подготовкой, так и разнородных информационных сред. Именно в рамках такого взаимодействия могут быть найдены и развиты новые формы и методы информационной работы, отличные от всех, существовавших прежде. Задача высшей школы как раз и состоит во внимательном изучении происходящих в СМИ процессов, изучении творческих возможностей сегодняшней журналисткой деятельности, и конечно, в эффективной передаче накопленной базы знаний студентам.

 

Самое простое, наверное, заключается в передаче будущим журналистам суммы технологий, позволяющих создавать мультимедийные продукты. Здесь необходимо изучение современной техники аудио- и видеозаписи, фотосъемки, обработки полученного материала с помощью специальных компьютерных программ. Важным представляется и процесс создания веб-сайтов и блогов, а также всестороннее овладение навыками сетевого общения на базе разных программных платформ.

 

Гораздо сложнее научить студентов мыслить по-новому, сформировать у них «мультимедийное» мышление. По словам западного исследователя М. Дьюза, мультимедийная журналистика подразумевает «представление пакета новостей на сайте с использованием двух или более медийных форматов, таких как (но не только) устное и печатное слово, музыка, видео и фото, графическая анимация, а также интерактивные и гипертекстовые элементы» [Дьюз М. Что такое мультимедийная журналистика? [Электронный ресурс]. Соответственно, выпускник факультета журналистики просто обязан владеть таким «пакетным» представлением собранной и обработанной им информации. При этом важно, чтобы он смог спланировать такое «пакетирование» еще до начала сбора информации. А для этого как раз и необходимо переменить традиционный строй мысли, характерный для каждого из прежних, ясно очерченных, направлений профессиональной деятельности – прессы, телевидения, радио. Журналист, работающий в современной редакции, часто сталкивается с необходимостью не только написать текст, но и его начитать, снять к нему фотографии или видеоряд, а порой и разместить весь свой многообразный контент на сайте СМИ.

 

К такому универсализму необходимо готовить будущих сотрудников СМИ с первого курса, постепенно усложняя как технологические приемы, так и творческие задачи. Если говорить конкретно о новой для факультета журналистики Уральского госуниверситета дисциплине «Мультимедийная журналистика», то она нацелена на изучение основ современных мультимедийных технологий и формирование практических навыков создания мультимедийных информационных продуктов. В ходе занятий осваиваются технологии записи, редактирования, оцифровки и конвертации графических, аудио- и видеоматериалов с упором на практическое их использование в журналистике. Студенты учатся анализировать разнообразные информационные мультимедиа-продукты, используя сторонний опыт при создании контента, самостоятельно размещаемого на сайтах СМИ. При этом у выпускников формируется стойкая мотивация к всестороннему расширению своих знаний о современных информационных технологиях в целом и специфике создания мультимедийных проектов, к получению новых практических навыков в этой важной области будущей профессиональной деятельности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: