Определение при существительном с приложением




Общее правило: определение согласуется со словом, выражающим, как правило, общее, более широкое понятие:

Студентов пригласили на торжественный вечер – встречу с ветеранами. В нашем районе открыта новая автомат-закусочная.

Управление. Выбор формы управляемого слова.

11. Соберите предложения из рассыпанных слов. Если составите правильно, топрочитаете строки из произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова. Подчеркнитете словосочетания, которые связаны способом управления.

1. Луну, он, уединенье, и, полюбил, ночь, густые, звезды, и, рощи, тишину, и.

2. Часто, в, моей, блуждающий, я, разлуке, о, горестной, Москва, в, думая, тебе, судьбу, как.

3. Во, вершины, спят, тьме, горные, ночной.

4. И, облака, в, ней, колебала, шумя, отраженные, крутясь, река.

 

12. Определите, к какому типу относятся следующие словосочетания. Заполните таблицу.

1.Ваза из стекла. 2. Два приятеля. 3. Кто-то из нас. 4. Чтение книги. 5. Стояла на столе 6. Ходить по лесу. 7.Из белого шелка. 8. Вечернею порой. 9. Лес весной. 10. Приехавший вчера. 11. Четыре года. 12. Ездил за город. 13. Идущий в школу.14. Сообщил в редакцию. 15. Вечер перед праздником. 16. Внимательный к друзьям. 17. Некоторые из людей. 18. Бледный от страха. 19. Второй с краю. 20. Поющий песню. 21.Песня без слов. 22. Увлекаться поэзией. 23. Написать письмо. 24. Пятеро друзей. 25. Способствовать успеху.

 

Тип словосочетания Номера примеров
Глагольные   Субстантивные   Адъективные   Количественные   Местоименные  

 

13. Определите случаи ошибочного употребления форм управляемых слов. Напишите правильный вариант ответа.

 

Неправильный вариант Правильный вариант
1. В книге дается характеристика современному очерку.  
2.Михайлов недаром был удостоен высокой наградой.  
3.Цель смотра – устранить все причины, тормозящие подъему производительности труда.  
4.Такое поведение заслуживает награду.  
5.Ради спасения друга он готов жертвовать свою жизнь.  
6. Выполненная работа удовлетворяет все требования заказчика.  
7.Занятия бегом всегда придают мне бодрость и силу.  
8. Я вынужден искать у тебя защиту и поддержку.  
9.Мы должны обеспечить всех детей возможностью учиться.  
10. Чтобы бороться с лишним весом, нужно ограничивать себя едой.  

Определите различие в смысловых оттенках, приведенных ниже словосочетаний. Составьте с ними предложения.

Интересный всем _________________________________________________

Интересный для всех______________________________________________

Нужный многим__________________________________________________

Нужный для многих_______________________________________________

Понятный каждому_______________________________________________

Понятный для каждого____________________________________________

Ехать поездом____________________________________________________

Ехать на поезде___________________________________________________

Идти по полю____________________________________________________

Идти полем______________________________________________________

Шли лесом_______________________________________________________

Шли по лесу_____________________________________________________

Работать вечерами________________________________________________

Работать по вечерам_______________________________________________

Из боязни не сделать______________________________________________

Из-за боязни не сделать____________________________________________

В автомобильной катастрофе_______________________________________

При автомобильной катастрофе_____________________________________

Стрелять в противника_____________________________________________

Стрелять по противнику___________________________________________

Меры к осуществлению____________________________________________

Меры для осуществления__________________________________________

Лекции на объявленные темы ______________________________________

Лекции по всем объявленным темам_________________________________

 

15. Определите характер синтаксических различий приведенных ниже словосочетаний. Зачеркните те варианты, которые являются просторечными и устарелыми.

Говорит за то – говорит о том.; заискивать в ком-нибудь – заискивать перед кем-нибудь; идти по грибы – идти за грибами; стол о трех ножках – стол на трех ножках.

 

Почему следует различать употребление предлогов в следующих синонимичных рядах? Укажите значение предлогов.

1. Разговоры о поездке – про поездку – насчет поездки – относительно поездки – касательно поездки ______________________________________

2. У дома – при доме – около дома – возле дома – подле дома – вблизи дома – рядом с домом. ____________________________________________

3. Среди людей – между людьми____________________________________

 

17. Впишите правильный вариант окончания. Объясните ваш выбор.

1. Согласно распоряжении.. ректора всем преподавателям и студентам необходимо пройти флюорографию.

2. Она очень упряма и действует всегда вопреки здрав.. смысл...

3. Благодаря случа.. я получил хорошую работу.

4. По окончании.. переговоров состоялась пресс-конференция.

5. Не забудьте по приезд.. из командировки сдать документы в бухгалтерию.

6. Наперекор вол.. отца она вышла замуж за друга детства.

7. Согласно указ.. президента будет повышена минимальная оплата труда.

8. На улицах, где нет тротуаров, пешеходы обязаны ходить по краю обочины навстречу движении.. транспорта.

 

Составьте предложения с приведенными ниже словами, требующими разных падежей дополнения (обстоятельства). Укажите семантико-стилистическое различие между синтаксическими парами.

Ручаться – гарантировать ________________________________________________________________

Начать – приступить ________________________________________________________________

Спрос – потребность ________________________________________________________________

Беспокоиться – тревожиться ________________________________________________________________

Примириться – смириться ________________________________________________________________

Вера – уверенность ________________________________________________________________

Тормозить – препятствовать ________________________________________________________________

Поражаться – удивляться ________________________________________________________________

Предупреждать – предостерегать ________________________________________________________________

 

19. Определите, в каких из ниже приведенных словосочетаний нарушены нормы управления. Зачеркните неправильный вариант. С вариантами, соответствующими норме литературного языка, составьте предложения.

Беспокоиться за мать – беспокоиться о матери ________________________________________________________________

Упрекать в грубости – упрекать за грубость ________________________________________________________________

Потребность еды – потребность в еде ________________________________________________________________

Тормозить подъем – тормозить подъему ________________________________________________________________

Оплатить проезд – оплатить за проезд ________________________________________________________________

Гордиться сыном – гордиться за сына ________________________________________________________________

Контроль исполнения – контроль за исполнением ________________________________________________________________

Тревожиться о брате – тревожиться за брата ________________________________________________________________

Слыть отличником – слыть за отличника ________________________________________________________________

Говорить о возможности – говорить за возможность ________________________________________________________________

Радоваться успехам – радоваться за успехи ________________________________________________________________



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: