Мышление младшего школьника




Виды мышления

Выделяют три вида мышления:

- наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами (игрушками);

- наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов явлений);

- словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).

 

Отличительная особенность следующего вида мышления – наглядно-образного – состоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может.

Наглядно-действенное. Его особенность заключается в том, что сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Основным условием решения задачи в данном случае являются правильные действия с соответствующими предметами.

Словесно-логическое мышление оперирует отвлеченными мыслями, которые возникают на основе суждений, умозаключений и понятий.

Суждение – это мысль о предмете, его свойствах и качествах, о связи его с другими предметами, о их наличии или отсутствии. В суждениях закреплены, посредством слов, результаты практической и познавательной деятельности.

Индуктивное умозаключение – это общий вывод, полученный в результате сопоставления целого ряда единичных суждений. Дедуктивное умозаключение – это частный вывод о предмете или явлении, сделанный на основе сопоставления единичного и общего суждения.

Понятие – это мысль об общих, существенных и специфических признаках предметов и явлений и о их связях с другими явлениями.

Операции мышления

Анализ – умственное действие, направленное на мысленное расчленение познаваемого объекта на составные элементы, части, структуры, на ознакомление с его свойствами, качествами, особенностями и т.п.

Синтез – умственное действие, посредством которого субъект соединяет мысленно выделенные части объекта в прежних или в новых сочетаниях для того, чтобы понять какая связь может существовать между ними и как они взаимодействуют. Анализ и синтез тесно связаны между собой.

Сравнение – умственное действие, направленное на сопоставление познаваемого объекта с другими предметами, с целью установить его сходство или различие с ними.

Обобщение – умственное действие, направленное на познание общего признака, присущего целому классу объектов. Обобщение дает возможность установить связь неизвестного объекта с известными на основе наличия общего признака, свойственного им.

Абстракция – умственное действие, посредством которого выделяется общий существенный признак в познаваемом объекте и игнорируются все другие несущественные признаки.

 


Мышление старших дошкольников

Основная линия развития мышления — переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода — к словесному мышлению. Основным видом мышления, тем не менее,
является наглядно-образное, что соответствует репрезентативному интеллекту (мышлению в представлениях) в терминологии Жана Пиаже. Дошкольник образно мыслит, он еще не приобрел взрослой логики рассуждений.

 

К концу дошкольного возраста появляется тенденция к обобщению, установлению связей. Возникновение ее важно для дальнейшего развития интеллекта, несмотря на то, что дети часто производят неправомерные обобщения, недостаточно учитывая особенности предметов и явлений, ориентируясь на яркие внешние признаки (маленький предмет — значит, легкий, большой — значит, тяжелый, если тяжелый, то в воде утонет, и т.д.).

 

Мышление развивается от наглядно-

действенного к образному. Затем на основе образного мышления

начинает развиваться образно-схематическое, которое представляет

промежуточное звено между образным и логическим

мышлением. Образно-схематическое мышление дает возможность

устанавливать связи и отношения между предметами и их свойствами.

Научными понятиями ребенок начинает овладевать в процессе

обучения в школе, но, как показывают исследования, уже

у детей дошкольного возраста можно сформировать полноценные

понятия. Развитие его мышления тесно связано с речью [17]. В младшем

дошкольном возрасте на третьем году жизни речь сопровождает

практические действия малыша, но она еще не выполняет

планирующей функции. В 4 года дети способны представить ход

практического действия, но не умеют рассказать о действии, которое

нужно произвести. В среднем дошкольном возрасте речь начинает

предшествовать выполнению практических действий, помогает

их планировать. Однако на этом этапе образы остаются основой

мыслительных действии. Только на следующем этапе развития

ребенок оказывается способным решать практические задачи,

планируя их словесными рассуждениями.

 

 

Мышление младшего школьника

У младшего школьника

ярко выражен конкретно-образный характер мышления. Так, при

решении мыслительных задач дети опираются на реальные предметы

или их изображение. Выводы, обобщения делаются на основе

определенных фактов. Все это проявляется и при усвоении учебного

материала. Процесс обучения стимулирует быстрое развитие

абстрактного мышления, особенно на уроках математики, где от

действия с конкретными предметами ученик переходит к умственным

операциям с числом, то же самое имеет место и на уроках

русского языка при усвоении слова, которое сначала не отделяется

им от обозначаемого предмета, но постепенно само становится

предметом специального изучения.

 

Современный уровень развития общества и сами сведения,

почерпнутые ребенком из различных источников информации,

вызывают потребность уже у младших школьников вскрывать причины

и сущность связей, отношений между предметами (явлениями),

объяснять их, т.е. мыслить отвлеченно.

 

В новых программах уделяется большое внимание формированию

научных понятий.

Овладение в процессе обучения системой научных понятий дает возможность говорить о развитии у младших школьников основ понятийного или теоретического мышления. Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения.

 

 

Предметные понятия развиваются от выделения

функциональных признаков (раскрывающих назначение

предмета) к перечислению ряда существенных и несущественных,

но ярко выделяющихся свойств и, наконец, к выделению существенных

свойств у группы предметов. В процессе овладения понятиями

развиваются все мыслительные операции: анализ — от практически

действенного, чувственного к умственному, от элементарного

к углубленному; синтез — от практически действенного к

чувственному, от элементарного к широкому и сложному.

Сравнение также имеет свои особенности. Вначале в сравнении

учащиеся легко выделяют различия и труднее — сходство. Далее

постепенно выделяется и сравнивается сходство, причем вначале

яркие, броские признаки, в том числе и существенные.

У первоклассников сравнение иногда подменяется рядополо-

жением. Сначала они перечисляют все особенности одного предмета,

потом другого. План для последовательного сравнения общих

и различных свойств им составлять еще трудно. Процесс сравнения

требует систематического и длительного обучения учащихся.

Абстракция младшего школьника отличается тем, что за существенные

признаки принимаются внешние, яркие. Дети легче

абстрагируют свойства предметов, чем связи и отношения.

Обобщение в начальных классах характеризуется осознанием

только некоторых признаков, так как ученик еще не может проникнуть

в сущность предмета.

На основе развития мыслительных операций развиваются и

формы мышления. Вначале учащийся, анализируя отдельные случаи

или решая какие-то задачи, не поднимается на пути индукции

до обобщений, система отвлеченных умозаключений ему еще

не дается. Далее младший школьник при действии с предметом в

результате лично накопленного опыта может сделать правильные

индуктивные умозаключения, но еще не может перенести их на

§ 3. Особенности познавательной и учебной деятельности 139

аналогичные факты. И наконец, умозаключение совершается им

на основе знания общетеоретических понятий.

Дедуктивное умозаключение труднее дается младшему школьнику,

чем индуктивное. Выделяется несколько этапов в развитии

умения делать дедуктивный вывод. Вначале частное связывается с

общим, не отражающим существенных связей. Далее, усвоив общие

выводы, дети объясняют на их основе частные случаи, которые

непосредственно наблюдают. И наконец, усвоив вывод, они

могут объяснить самые разные факты, в том числе и те, которые

в их опыте ранее не встречались. Как индуктивные, так и дедуктивные

умозаключения постепенно свертываются, ряд суждений

протекает у них в умственном плане.

В младшем школьном возрасте происходит осознание детьми

собственных мыслительных операций, что помогает им осуществлять

самоконтроль в процессе познания. В процессе обучения развиваются

и качества ума: самостоятельность, гибкость, критичность

и др.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: