Билет № 1
Барокко: характеристика стиля, представители в городах Европы.
Подробнее о творчестве одного из (кроме Рембрандта и Рубенса).
«…Но пред красой и зданья, и фасада
Померкли и фонтан, и мрамор, и ограда.
В орнаменте витом увидишь тут и там
Победоносный шлем и вазы фимиам,
Колонны, капитель, пилястры и аркады
Увидишь всюду ты, куда не кинешь взгляды,
Амуры, вензеля, вплетенные тайком,
И головы ягнят, увитые шнурком,
И статую найдешь в великолепной нише,
В узорах и резьбе карниз под самой крышей…»
Так описывал свои впечатления от архитектуры барокко французский поэт 17 века Жорж де Сюдери. Что же представляет собой этот стиль, стремящийся удивить, восхитить и даже ошеломить зрителя? От итальянского “baruecco” – жемчужина неправильной формы; причудливый, странный. В 18 веке термин приобретает значение отрицательной эстетической оценки. Барочным обозначалось все неестественное, произвольное, преувеличенное.
Итак, барокко – стиль, главенствовавший в архитектуре и искусстве европейских стран конца XVI – середины XVIII в.
Родина барокко – Италия, где утверждение нового стиля означало конец Ренессанса с его гармоническим мировосприятием, верой в безграничные возможности человеческого разума и упорядоченность вселенского бытия.
Барокко, тяготевшее к торжественному «большому стилю», в то же время отразило представления о сложности и многообразии мира, что отвечало новой картине мироздания – изменчивой и конфликтной, где отживающее и рождающееся находятся в постоянном противоборстве, а человек с его страстями, запутанным, сложным внутренним миром часто оказывается во власти иррациональных сил.
Не случайно барокко уходит от ясности и простоты, предпочитая геометрической строгости, прямой линии изысканную кривую; упорядоченному движению - вихреобразное; локальному цвету – мерцающие, меняющиеся под воздействием светотени золотистые тона или яркие, праздничные, неожиданно дисгармоничные в своем победном звучании.
Характерные черты барокко:
Ø масштабность, контрастность, обилие декора,
Ø напряжённость, динамичность образов, стремление к величию и пышности,
Ø стремление к иллюзорным эффектам в организации пространства интерьера (увеличение размеров помещений с помощью зеркал, высоты залов благодаря живописным плафонам, имеющим сложное решение перспективы);
Ø совмещение реальности и иллюзии, слияние искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория).
Самые характерные черты барокко - броская цветистость и динамичность - соответствовали самоуверенности и апломбу вновь обретшей силу римской католической церкви. За пределами Италии стиль барокко пустил самые глубокие корни в католических странах.
Барокко в архитектуре:
Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б.Ф. Растрелли в России) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты*.Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме.
*Волюта (итал. voluta – завиток, спираль), архитектурный мотив в форме спиралевидного завитка с кружком («глазком») в центре, составная часть ионической капители, входит также в композицию коринфской и композитной капителей. Форму волюты иногда имеют архитектурные детали, служащие для связи частей здания, а также консоли карнизов, обрамления порталов, дверей, окон (главным образом в архитектуре позднего ренессанса и барокко).
Характерные элементы интерьера: стремление к величию и пышности; массивные парадные лестницы; колонны, пилястры, скульптуры, лепнина и роспись, резной орнамент; взаимосвязь элементов оформления.
Благодаря причудливой пластике фасадов, сложным криволинейным планам и очертаниям дворцы и церкви барокко приобретают живописность и динамичность. Они как бы вливаются в окружающее пространство.
Ансамбль Смольного (Россия). Архитектор Ф.Б. Растрелли.
Площадь Св. Петра (Ватикан)
Самые крупные ансамбли барокко в мире: Версаль (Франция), Петергоф (Россия), Аранхуэс (Испания), Цвингер (Германия).
Барокко в живописи и скульптуре характеризуется динамизмом, «плоскостью» и пышностью форм, самые характерные черты барокко — броская цветистость и динамичность, техника кьяроскуро (светотеневых моделировок), расцвет жанра натюрморт.
Страна | Художник | Характерные черты |
Италия | Микеланджело да Караваджо «Призвание св. Матфея», «Лютнист», «Натюрморт корзина с фруктами», «Вакх»… | Его картины, написанные на религиозные сюжеты, напоминают реалистичные сцены современной автору жизни, создавая контраст времен поздней античности и Нового времени. Герои изображены в полумраке, из которого лучи света выхватывают выразительные жесты персонажей, контрастно выписывая их характерность. Натюрморты, женоподобные юноши. |
Италия | Лоренцо Бернини (скульптор и архитектор) «Аполлон и Дафна», «Похищение Персефоны», ансамбль площади св. Петра. | Мрамор! Для него характерны повышенная эмоциональность, театральность, активное противоборство пространства и массы, сочетание религиозности с подчёркнутой чувственностью, остановленное мгновение! Л.Бернини часто обращался к древнеримской мифологии. |
Фландрия | Питер ПаульРубенс «Автопортрет в жимолостной беседке», «Елена Фоурмен с детьми», «Шубка», «Три грации», «Союз Земли и Воды», «Тесей и Андромеда» … | Картины театральны, аллегоричны, манера письма выразительна. Рубенс демонстрирует невероятную жизнеутверждающую силу барокко, его портреты, особенно женские, открывают этот неиссякаемый для него источник радости. Вполне соответствуют этой жизненности и грузные женские формы, так называемые «рубенсовские», которые могут оттолкнуть современного зрителя своей несколько тяжеловесной телесностью. |
Голландия | Рембрандт ванн Рейн Автопортреты!, «Ночной дозор», «Флора», «Даная», «Анатомия доктора Тулпа», «Пир Валтасара», «Возвращение блудного сына»… | Он сумел воплотить в своих произведениях весь спектр человеческих переживаний с такой эмоциональной насыщенностью, которой до него не знало изобразительное искусство. Работы Рембрандта, чрезвычайно разнообразные по жанровой принадлежности, открывают зрителю вневременной духовный мир человеческих переживаний и чувств. |
Испания | Диего Веласкес «Менины», «Венера перед зеркалом», «Пряхи»… | Придворный живописец, карлики на картинах, аллегории. |
Испания | Эль Греко «Погребение гр. Оргаса», «Апостол Андрей и Франциск Ассизский», «Апостолы Петр и Павел», «Сошествие святого духа», «Портрет кавалера с рукой на груди», «Поэт Парависино»… | Он был глубоко религиозен, поэтому в его искусстве представлены многочисленные варианты религиозных сюжетов и празднеств. Всегда изображаемое он трактовал как ирреальное, фантастическое, воображаемое. Отсюда деформация фигур (элементы готики), предельные колористические контрасты с преобладанием темных цветов, игра светотени, ощущение движения… Был великолепным портретистом. |
Далее расскажите более подробно об одном из художников из таблички (кроме Рембрандта и Рубенса) – самостоятельно подготовьте!