Особенности федеративного устройства России. Конституционные принципы федеративного устройства РФ




Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики

Курсовая работа

Дисциплина: Конституционное право

Тема: «Конституционно - правовой

Статус субъектов РФ».

 

 

Курсовая работаВыполнил: студентка 1 курса,

допущена к защите ФОЗЗО

с оценкой Юриспруденция

«»Прохорова Е.А.Научный руководитель

Курсовая работа защищена

с оценкой

«»

 

Колпино

2013г

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3

1.Особенности федеративного устройства РФ……………………………….4

2.Правасубъектов РФ…………………………………………………….……5

3.Главный принцип принятия и образования федерации…………………..7

4.Государственная целостность……………………………………………….8

5.Система государственной власти……………………………………………8

6.Выявление своей воли народов России…………………………………….10

7.Правовой статус………………………………………………………………11

7.1.Республики в составе РФ…………………………………………………..11

7.2.Особенности правового статуса…………………………………………..15

7.3.Правовой статус автономий……………………………………………….18

Заключение………………………………………………………………………20

Список литературы………………………………………………………………21

 

 

Введение

Россия является Федерацией. Российская Федерация формируется совместно изсамостоятельных территориальных звеньев, построенных на принципе национального образования. Они являются независимыми в некоторых своих пределах.

Значение Республики определяет КонституцияРФ и КонституцияРеспублики. Статус области, края, города федерального значения, а также автономных области и округа, тоже определяется по Конституции Российской Федерации, а также и Уставом, законодательным (представительным) органом РФ.

Отношения регулируются федеральным законом органами власти автономного края и области. В тип субъекта могутбыть внесены изменения, но только по взаимному согласию в соответствии с законом РФ.

Территориальный принцип формирования субъекта РФ-границы таких сущностей определяются исключительно присутствием на большейтерритории, большего количества населения. Согласно этому принципу формируются края, а также и города федерального значения.Субъекты сформированы по национальному принципу. Они имеют небольшие территории, но включают объединение народов России. Смешанный тип формирования субъекта Российской Федерации. Включает в себя возможность национального и территориального принципа.

Будет также рассмотрен вопрос о статусе субъектов, их полномочия в принятии законов России. Различаются правовые статусы в рамках государств и в отношениях с другими субъектами. Особый статус имеют города федерального значения. Чем глубже является развитие федеральных отношений, тем яснее становится противоречивый характер целого ряда конституционных положений.

Цель заключается в анализе общих признаков конституционного статуса субъектов РФ, учета особенностей конституционного правового статуса и определенных типов субъектов РФ.

 

 

Особенности федеративного устройства России. Конституционные принципы федеративного устройства РФ

Федерализм(фр.federalisme):

-одна из нескольких форм территориальной организации государства, предполагающая его союзный характер;

-с 1992 года является основой конституционного строя РФ, за счет которой основываются и единство страны, и децентрализация (что означает, решения могут приниматься не центральным органом власти, а местным и региональным);

-политическое движение за федеративное устройство.

Федерализм является основополагающим принципом функционирования российского государства и государственной системы, которая отражается в различных положениях Конституции.[1]

Проблемы федеративной структуры государства занимают главное место в новой Конституции Российской Федерации. Прежде всего оно связано с необходимостью укрепить территориальную целостность и единство России как многонационального государства, основополагающей задачей стабильности его внутренней структуры, и оснащениенародов как носителей источником власти в отношении всех субъектов Федерации.

В ст. 1 Конституции РФ записано то, что Российская Федерация –есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. В ст. 5 Конституции зафиксировано: «Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации».

Российская федерация является федеративным государством. В мире существует множество различных федераций, включая такие большие Федерации как Соединенные Штаты, Германия. Российская Федерация, однако, имеет ряд особенностей, которые отличают его от других федераций.

Федерация формируется путем объединения нескольких государств в единое государство. Российская Федерация не является объединением нескольких государств, она была основана, создавая в ней ряд автономных государств и автономных национальных государственных образований народов, населяющих свою территорию. Все субъекты Российской Федерации изначально находятся в ее составе, сохраняя исторические государственные единства Российской Федерации (преамбула и ч. 1 статьи 65 Конституции Российской Федерации) [2].

В России федерализм-государственная организация национальных отношений. Российский федерализм обеспечивает суверенитет, проживающих народов на территории Российской Федерации, и означает свободное развитие наций и народностей. Это развитие проявляется в создание различных форм национальной государственности народов Российской Федерации, республик, автономной области и автономных районов.

Децентрализация государственной власти, ее распределение по регионам даетгарантию демократии в управлении государством. В этом случае центральнаявласть теряет свои возможности и поэтому не может использовать свою власть.

Федеральная структура Российской Федерации основана на ряде принципов, которые и будут являться началом территориальной структуры Федерации и ее субъектов.

 

Права субъектов РФ

Равенство субъектов Российской Федерации означает, что все субъекты могут осуществлять полномочия в пределах своих возможностей, правила для всех субъектов равны. Один изсубъектов Российской Федерации независимо от его форм- Республика, область, край, автономный округ и область, города федерального значения в большей или меньшей степени имеют прав и полномочий. Органы государственной власти субъектов должны действовать только в пределах своей возможностей. Иностранные власти не имеют права вмешиваться в дела субъектов Российской Федерации, с тем, чтобы заставить принять закон.

Органы властиимеют определенный объем полномочий, установленный Конституцией Российской Федерации и другими федеральными законами. Линии власти Российской Федерации и ее субъектов могут быть в форме: 1) заключение договора между субъектом и Российской Федерацией; 2) установлениенормы Российской Конституции. Конституция Российской Федерации твердо устанавливает следующие типы компетенции органов государственной власти, в зависимости от федеральной структуры Российской Федерации: 1) компетенции Российской Федерации; 2) компетенции субъектов Российской Федерации; 3) вопросы совместного видения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Видения органов власти субъектов Российской Федерации-это самые актуальные нормативные вопросы общества, за исключением: 1) федеральной структуры и территории Российской Федерации; 2) создание системы федеральных органов законодательной, исполнительной власти и судебной, их организации и деятельности; 3) Федеральной государственной собственности и управления; 4) финансовой, денежно-кредитной, кредит, таможенных правил; 5) федерального бюджета; 6) внешней политики и международных отношений Российской Федерации; 7) вопросы войны и мира, обороны и безопасности; 8) иных других вопросов

Субъекты Российской Федерации без предварительного согласования с Российской Федерации принять законы, касающиеся компетенции Российской Федерации, установить свои собственные вооруженные силы, создать другие границы. Россия имеет право передать некоторые из их полномочий органам власти субъектам, если он не является результатом ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит Конституции РФ. Такое делегирование полномочий осуществляется на основе Договора о разграничении компетенции между органами государственной власти и субъектами Российской Федерации.

Договор о делимитации предметов и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации властей, соглашение является компетенция органов государственной власти РФ. Договоры о делимитации юрисдикции может повлиять на модель совместной компетенции: 1) подготовка верховенства федерального законодательства; 2) защита прав и свобод человека и гражданина; 3) верховенства права, законности, общественной безопасности; 4) защита окружающей среды и экологической безопасности; 5) установление общих принципов организации государственной власти и местного самоуправления и другие вопросы государственной системы.

Региональный состав Российской Федерации можно изменить в 2 случаях: 1) прием в Российскую Федерацию новых субъектов; 2) образования в Российской Федерации нового субъекта. Процедура публичный иск был урегулирован федеральным конституционным законом от 17 декабря 2001 года № 6 - ФКЗ «О порядке принятия в Российской Федерации и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации».

3. Главный принцип принятия и образования РФ

Основной принцип- добровольность. При изменении регионального состава должны учитываться общественные интересы, принципы федеральной структуры Российской Федерации, человека и гражданских прав и свобод, установленных исторических, экономических и культурных связей субъектов Российской Федерации, их социально экономических возможностей. Принятие нового субъекта в Российскую Федерацию – это процедура изменения состава субъектов в результате присоединения к Российской Федерации иностранных государств или его части. Формирование нового субъекта представляет собой, объединение двух или более соседних субъектов Российской Федерации. Иностранные государства принимаются в рамках закона только тогда, когда изъявляется свободная воля и делаютсявыводы о целесообразности для нового субъекта Российской Федерации.

Иностранное государство (или его часть) могут приниматься в Российскую Федерацию на правах Республики, международным договором, новому субъекту не предоставляют статус края или области.

Предложение для принятия в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части могут быть сделаны только иностранным государством. Орган для рассмотрения такого предложения и принятия решения по этому вопросу относятся к президенту Российской Федерации, после консультаций с Советом Федерации, Федерального собрания Российской Федерации и Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации. Должен быть подписан Международный договор с иностранным государством и его принятие в Российскую Федерацию как нового субъекта. Такой международный договор должен решать вопросы: 1) название и статус нового субъекта Российской Федерации; 2) порядок приобретения гражданства Российской Федерации гражданами иностранного государства; 3) правопреемство в отношении членства иностранного государства в международных организациях, его активов и пассивов; 4) законодательство Российской Федерации на территории нового субъекта Российской Федерации; 5) функционирование органов государственной власти и органов местного самоуправления иностранного государства на территории нового субъекта.

По вопросу об образовании нового субъекта в составе РФ обязательно проводятся референдумы на территории заинтересованных субъектов РФ.

Затем президент Российской Федерации рассматривает предложение о формировании Российской Федерации нового субъекта. Он сообщает это Федеральному собранию, которое, и занимаетсяэтим вопросом. Например, Федеральный конституционный закон от 25 марта 2004г. №1-ФКЗ «Об образовании в составеРФ нового субъекта в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа».

 

4. Государственная целостность

Российская Федерация в целом, едина и неделима, хотя, имеет государства, которые не имеют право выйти из Федерации.

В действующей Конституции РФвыделено, что многонациональный народ Российской Федерации хранит историческое государственное единство, имеет единую территорию, охватывающуювсе субъекты; обеспечивает ее целостность. В Российской Федерации единая правовая система, она гарантирует единство экономического пространства, свободное передвижение людей, товаров, услуг и финансовых ресурсов; единое гражданство. Российская конституция гарантирует государственную целостность РФ. Важную роль играет президент Российской Федерации, возложены обязанности принятия мер для защиты суверенитета Российской Федерации, ее независимости и целостности государства.

 

 

5. Система государственной власти

 

Этот принцип тесно связан с государственной целостностью. Государственная организация включает единую систему правления. Она проявляется в суверенитете государственных органов власти, чьи полномочия распространяются на всей ее территории, верховенство федеральной Конституции и законов. Структура государственной власти сложна. Компетенции между субъектами и Федерации, верховенство федеральной Конституции и законы должны обеспечивать соблюдение.

В России государственная власть состоит из федерального правительства — президент Российской Федерации, законодательные, исполнительные и судебные органы, а также государственных органов всех субъектов Российской Федерации.

Делимитации компетенции и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и государственных органов субъектов Российской Федерации. Конституция Российской Федерации определяет:

-перечень субъектов Российской Федерации (статья 71 Конституции Российской Федерации), которые занимались только федеральные власти, с соответствующими правами и обязанностями;

предметы совместного ведения Российской Федерации и еесубъектов (статьи 72, пункт 1 Конституции Российской Федерации). Правовые акты должны соответствовать федеральными законами по этим вопросам. Иными словами, полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации также имеют свои границы (не включены в первую группу) федеральными законами уже в рамках совместной компетенции;

Конституция Российской Федерации устанавливает власть субъектов Российской Федерации по вопросам за пределами Российской Федерации (т.е. Первая группа вопросов ведения) и за его пределами власти Федерации ко второй группе вопросов, вопросы совместного ведения.

Таким образом, остаточная компетенция субъектов Федерации- это «баланс» не ограничивается Федеральной конституции и не материализуются.

Делимитации компетенции и полномочий между федеральными органами государственной власти и органы государственной власти осуществляется не только Конституцией, но также федеральным договором (который посвящен именно этому вопросу), но и других договоров о делимитации юрисдикции и полномочий. Эти договоры не должны противоречить Конституции Российской Федерации и в случае ее конституционных норм.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: