Правовой статус автономии




 

Российская Федерация включает в себя:девять автономных округов (Агинский, Бурятский, Корякский, Ненецкий, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Усть-Ордынский, Эвенкийский, Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий) и одну автономную область (Еврейская автономная область).Они малы по численности населения, хотя некоторые из них имеют огромные территории. В отличие от большинства районов и краевпоявляются национально- территориальные образования. В отличие от российских территорий и регионов они основаны с учетом Национального состава населения.

Автономной область- это сохранение традиций, и еврейского населения в нем. Размеры и структура населения всех районов являются небольшими и многонациональными. Крупнейшая доля коренных национальностей в Ненецком автономном округе (16,5%), низкая в Ханты-Мансийском (1,4%) [11]

Правовые статусы автономных округов в некоторой степени противоречивы. С одной стороны, автономный округ, вытекает из Конституции Российской Федерации. С другой стороны, район, как и края и области рассматривается в Конституции как равные субъекты Российской Федерации. Конституция Российской Федерации предусматривает, что отношения этих районов могут регламентироваться федеральным законом и контрактом между органами государственной власти автономного района и органами государственной власти края или области. Договорными отношениями спор не решить, относительно территории, части территории,области (края), что должно быть в пределахвладений правительства области (края).

Автономная область и автономный округ одинаково со всеми субъектами Федерации были представлены в Совет Федерации Федерального собрания (по два представителя от каждого субъекта Федерации), а также к выборам депутатов Государственной Думы. Это дает им представительство в законодательном органе.[12]

Автономные округа-в 1990 году они получили право решать, будут ли оставаться в области, крае, или непосредственно присоединиться к Федерации, как субъект. Этим правом, в 1992 году, воспользовался Чукотский автономный округ, выделившись из Магаданской области. Оставшиеся автономныеокруга теперь используют это право в одностороннем порядке, а начиная с 1993 года, Конституция Российской Федерации устанавливает границы, между субъектами Российской Федерации, изменяяих только с согласия [13]. Ненецкий автономный округ в 1994 году, отказался быть в составе Архангельской области, но попытка выйти не удалась. Хотя Конституция Российской Федерации на равной основе с другими субъектами автономных округов находятся в основном, с другого субъекта Российской Федерации. Статус автономного округа, как частькрая, области могут быть изменены другими: по взаимному соглашению между округом и краем (областью), в соответствии с федеральным законом. Это следует из общих положений Конституции о процедуре изменения статуса любого субъекта Федерации. Ситуациятакова, что край вряд ли согласиться на вывод их автономных областей и прямое вступление в Российскую Федерацию. Обычно в таких районах с небольшой численностью населения, есть богатые природные ресурсы (особенно газ, нефть). Значительная долядоходов в край, областного бюджета получена от эксплуатации природных ресурсов (газ, нефть, металлы) в автономных районах. Округ не хочет делиться с краемфинансами, которые они получают от природных ресурсов. Есть другие неэкономические причины- нежелание подчиняться краю, области, а желание продемонстрировать свою автономию как равный субъект. В некоторых районах (например, Таймырский, в 2000 году, губернатор запрещал проведение выборов в краевое (областное) законодательное собрание, выборы губернатора, на том основании, что район уже имеет свой собственный законодательный орган и губернатора).

 

Заключение

Участниками основой системы Российской Федерации являются субъекты, многие из них основаны на законах и традициях, и их отношений с центром. Ни один закон или даже принятие новой Конституции, раз и навсегда не решит всех проблем. Для того, чтобы избежать непоправимого и не разрушить стабильности в обществе, важно установить соотношение двух федеративных начал – единство и многообразие. Федерации и ее субъектам следует строить свои отношения, с необходимостью сохранения баланса интересов. Формирование полноценной Федерации сегодня является одним из приоритетов государственной политики. Говоря о правовом статусе республик в составе Российской Федерации, хотелось бы сказать следующее: сегодня Россия в целом и ее субъекты, в соответствии с их конституциями и законами, имеют свои собственные правовые пространства.

Современное состояние российского федерализма создает противоречие, из которого во многом будет зависеть перспективы его эволюции. В новом контексте национально территориальных субъектов Федерации с одной стороны, имеют равные права в отношениях с федеральным центром и между собой, и, с другой стороны, имеют различия в их политической и правовой статус национального. Очевидно, что в этом случае, эффективность такой модели федерализма будет зависеть от эффективности разрешения возникающих разногласий между республиками и другими субъектами Российской Федерации и оригинальность их политического и правового статуса.

Осуществление принципа равенства субъектов Российской Федерации должны осуществляться с уважением права республик на оригинальность их политического статуса, которая отражается в атрибутах государственности (гимн, флаг, герб, Конституция) и второй государственный язык наряду с национальным языком.

 

 

Список литературы

а) нормативные правовые акты:

 

1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 года.

2. Федеративный договор от 31 марта 1993 года.

3. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти суверенных республик в составе РФ от 31 марта 1992 года.

4. ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ» от 4 июня 1999 года.

5. ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 22 сентября 1999 года.

6. ФЗ «О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ» от 17 декабря 2001г.

7. ФЗ «О национально-культурной автономии» от 22 мая 1996 года.

8. ФЗ «О международных договорах РФ» от15 июля 1995 г.

9. ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 4 июля 2003 года №95-ФЗ.

10. ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ» от 24 июня 1999 г.

11. Закон РФ «О статусе столицы РФ» от 15 апреля 1993 года.

12. Постановление Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995г. №15-П «По делу о толковании части 2 ст.137 Конституции РФ».

13. Постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 1997 года №12-П «по делу о толковании содержащегося в ч.4 ст.66 Конституции РФ положения о вхождении автономного округа в состав края, области».

14. Постановление Конституционного Суда РФ от 7 июля 2000 года по делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ».

15. Уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов РФ.

б) основная литература:

 

1. АвакьянС.А.Конституционное право России.Т 2. М: Юристъ 2007г.

2. Баглай М.В. Конституционное право Российской федерации. 3-е изд. М.,2001г.

3. Бускунов А// «Казанский федералист»/ 2004/ №4(12)2004/Теория Федерализма/Правовой статус субъектов РФ в условиях трансформации общества и власти.

4. Кисилева А.В., Нестеренко А.В. Теория федерализма. М.,2002г.

5. Конституционное право/Под ред. В.В. Лазарева. М.,1999 г.

6. Конюхова И.А. Современный российский федерализм и мировой опыт: итоги становления и перспективы развития. М.,2004г.

7. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. 4-е изд. М.,2006 г.

8. Лазарев А.В. Конституционное право России. М:1999

9. Лексин В.Н. Россия как реальность.// Мир России- 2005

10. Ливеровский А.А. Актуальные проблемы федеративного устройства России. СПб., 2002г.

11. Лучин В.О. Конституция РФ. Проблемы реализации.- М: ЮНИТИ-ДАНА, 2002г.

12. Тадевосян Э.В. Российский федерализм и современный национально-государственный нигилизм// Государство и право.-1996.- №10.

13. Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. М.:2000.

14. Чиркин В.Е. Современное федеративное государство. М.:Высшая школа,1997.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: