4.1 Расчёт главных размеров:
4.1.1. Число полюсов:
р=(fĦ60)/n
р=(400Ħ60)/12000=2
Исходя из этого, принимаем 2р=4
4.1.2. Высота оси вращения, мм:
h=71
4.1.3. Наружный и внутренний диаметры, мм:
Принимаем по аналогу
D1нар = 88
D1 = 62
4.1.4. Предварительные значения КПД (см. рис. 5.1) и коэффициента мощности (см. рис. 5.1):
η`=0,75
cosφ`=0,58
4.1.5. Расчётная мощность, кВт:
Pi=(PнĦkЕ)/(η`Ħcosφ`)
Pi=(0,65Ħ0,96)/(0,75Ħ0,86)=1
4.1.6. Предварительные значения максимальной магнитной индукции в воздушном зазоре и линейной нагрузки (см. рис. 5.2) при
D1нар=88 мм, принимаем:
Bδ`= 0,7Тл
А1`=180Ħ10 2А/м
4.1.7. Предварительное значение обмоточного коэффициента:
Выбираем для нашего асинхронного двигателя однослойную обмотку, тогда
kоб1`=0,96
4.1.8. Расчетная длина сердечника статора, мм:
li=(8,66Ħ10 12ĦPi)/(kоб1`Ħn1ĦD12ĦBδ`ĦА1`)
li=(8,66Ħ10 10Ħ1)/(0,96Ħ12000Ħ62 2Ħ0,55Ħ180Ħ10 2)=44
4.1.9. Коэффициент длины:
λ=li /D1
λ=44/62=0,7
Что укладывается в диапазон рекомендуемых значений.
4.2. Размеры активной части двигателя:
4.2.1. Воздушный зазор принимаем δ=0,35 мм.
4.2.2. Наружный диаметр сердечника ротора, мм:
D2=D1-2Ħδ
D2=62-2Ħ0,35=61,3
4.2.3. Внутренний диаметр сердечника ротора, мм:
D2ВН=0,33ĦD2
D2ВН=0,33Ħ61,3=20,2
4.2.4. Конструктивная длина сердечника статора, мм:
l1=li =44
4.2.5. Число пазов в статоре и роторе:
Принимаем по аналогу
Z1 = 36
Z2 = 42
4.2.6. Форма пазов:
Выбираем следующие формы пазов:
для статора: трапецеидальный полузакрытый,
для ротора: овальный закрытый.
4.2.7. Размеры полузакрытого трапецеидального паза статора, мм:
4.2.8. Зубцовое деление статора, мм:
t1=(πĦD1)/Z1
t1=(3,14Ħ62)/36=5,4
4.2.8.1. Ширина зубца статора, мм:
bz1=(t1ĦBδ`)/(kc1ĦBz1max),
где Bz1max выбираем (по табл. 5.9) в соответствии с высотой оси вращения и числом полюсов.
bz1=(5,4Ħ0,70)/(0,95Ħ1,95)=2
4.2.8.2. Высота спинки статора, мм:
hc1=(0,5ĦαiĦ τ ĦBδ`)/(kc1ĦBc1 ),
где Bc1 выбираем (по табл. 5.9) в соответствии с высотой оси вращения и числом полюсов; где
τ=(πĦD1)/2р
τ=(3,14Ħ62)/4=48,67
hc1=(0,5Ħ 0,64Ħ48,67Ħ0,55)/(0,95Ħ1,65)=5,4
4.2.8.3. Высота зубца статора, мм:
hz1=0,5Ħ(D1нар-D1 )-hc1
hz1=0,5Ħ(88-62)-5,4=8
4.2.8.4. Наименьшая ширина паза в штампе, мм:
bп1`= t1``-bz1 ,
где t1``=(π(D1+0,2Ħhz1 ))/Z1
t1``=(3,14(62+0,2Ħ8))/36=5,54
bп1`= 5,54-2=3,54
4.2.8.5. Наибольшая ширина паза в штампе, мм:
bп1= t1`-bz1 ,
где t1`=(π(D1+2Ħhz1 ))/Z1
t1`=(3,14(62+2Ħ8))/36=6,8
bп1=6,8-2=4,8
4.2.8.6. Размеры шлица, мм:
Принимаем по аналогу
ширина bш1 = 2
высота hш1 = 0,5
угол β = 45°
4.2.8.7. Высота клиновой части паза, мм:
hк1=0,5Ħ(bп1`-bш1)
hк1=0,5Ħ(4,8 -2)=1,4
4.2.8.8. Высота паза, занимаемая обмоткой, мм:
hп1=hz1-hш1-hк1
hп1=8-0,5-1,4=6,1
4.2.9. Размеры закрытого овального паза ротора:
4.2.9.1. Зубцовое деление ротора, мм:
t2=( π ĦD2)/Z2
t2=(3,14Ħ61,3)/42=4,5
4.2.9.2. Ширина зубца ротора, мм:
bz2=(t2ĦBδ`)/(kc2ĦBz2max),
где Bz2max выбираем (по табл. 5.10) в соответствии с формой паза ротора и числом полюсов.
bz2=(4,5Ħ0,55)/(0,95Ħ1,65)= 1,57
4.2.9.3. Диаметр паза ротора, мм
dr=[D-2(б+hщr)]π-bzr*Zr/Zr+π
dr=[88-2*(0,35+0,5)*3,14-1,6*42/42+3,14=2,8
4.2.9.4. Высота зубца ротора, мм:
Hz2=dr+hщr=2,8+0,5=3,2
4.2.9.8. Площадь круглого паза в штампе, мм3
Sпr=π*d2r/4
Sпr=3,14*2,82/4=6,1
4.3. Обмотка статора:
4.3.1. Тип обмотки:
Выбираем однослойную всыпную обмотку, с числом параллельных ветвей а1 = 1. Так как именно она получила применение в асинхронных двигателях с высотами оси вращения не более 160мм. Так же эти двигатели имеют наибольший объем производства.
4.3.2. Число пазов на полюс и фазу:
q1=Z1/(2pĦm1)
q1=36/(4Ħ3)=3
4.3.3. Шаг по пазам:
yср=Z1/2p
yср=36/4=9
Шаги катушек: y1=7; y2=9, y3=11
4.3.4. Ток статора в номинальном режиме работы двигателя, А:
I1ном=(РномĦ10 3)/(m1ĦU1номĦ η`Ħcosφ1ном`)
I1ном=(650)/(3Ħ120Ħ0,75Ħ0,58)=4,1
4.3.5. Число эффективных проводников в пазу статора:
uп=(10-3ĦА1`Ħt1Ħa1 )/I1ном
uп=(10-3Ħ18Ħ10 3Ħ5,4Ħ1)/4,1=23,7
Принимаем uп=24
4.3.6. Число последовательных витков в обмотке фазы статора:
W1=(pĦq1Ħuп)/a1
W1=(3Ħ2Ħ24)/1=144
4.3.7. Плотность тока в обмотке статора принимаем по рис. 5.11, А/мм2:
Δ1=9
4.3.8. Сечение эффективного проводника обмотки статора, мм2:
q1эф=I1ном/(a1 ĦΔ1)
q1эф=4,1/(1 Ħ9)=0,45
По таблице приложения П.1.1 выбираем провод:
сечением q1эф = 0,503мм2
диаметром голого провода d1эф = 0,8мм
диаметром изолированного провода d1из = 0,865мм
Марка провода: ПЭТ-155
4.3.9. Толщина изоляции, мм:
Для полузакрытого паза при однослойной обмотке и классе нагревостойкости F принимаем:
по высоте hиз = 0,31мм
по ширине bиз = 0,62мм
4.3.10. Площадь изоляции в пазу, мм2 :
Sп.из=0,31Ħbп1`+0,62Ħhп1
Sп.из=0,31Ħ3,5+0,62Ħ5,05=4,2
4.3.11. Площадь паза в свету, занимаемая обмоткой, мм2:
Sп`=0,5Ħ(bп1+bп1`)Ħhп1-Sп.из-Sиз.пр
Sп`=0,5Ħ(4,8+3,54)Ħ6,1-4,2-0=21,2
4.3.12. Коэффициент заполнения паза статора изолированными проводниками:
kз1=(uпĦd1из)/Sп`
kз1=(24Ħ0,865 2)/21,2=0,8
4.3.13. Уточненное значение плотности тока в обмотке статора, А/мм2:
Δ1=I1ном/(nэлĦq1элĦa1)
Δ1=4,1/(1Ħ0,503Ħ1)=8,1
4.3.14. Уточненные значения электромагнитных нагрузок:
Значение линейной нагрузки, А/м:
А1=(I1номĦuпĦZ1)/(10-3Ħ π ĦD1Ħa1)
А1=(4,1Ħ24Ħ36)/(10-3Ħ3,14Ħ62Ħ1)=18Ħ103
Значение магнитной индукции, Тл:
Bδ=Ф/(αiĦτĦliĦ10-6),
где Ф- основной магнитный поток, Вб:
Ф=(kЕĦU1ном)/(4ĦkвĦf1ĦW1Ħkоб)
Ф=(0,96Ħ120)/(4Ħ1,11Ħ400Ħ144Ħ0,966)=0,00045
Bδ=0,00045/(0,64Ħ48,67Ħ40Ħ10-6)=0,24
4.3.15. Размеры катушек статора:
4.3.15.1. Среднее зубцовое деление, мм:
t1ср=(πĦ(D1+hz1 ))/Z1
t1ср=(3,14Ħ(62+8))/36=6,1
4.3.15.2. Средняя ширина катушки, мм:
b1ср=t1срĦy1ср
b1ср=6,1Ħ9=54,9
4.3.15.3. Средняя длина лобовой части катушки, мм:
lл1 =(1,16+0,14Ħр)·b1ср+15
lл1 =(1,16+0,14Ħ2)·54,9+15=91,8
4.3.15.4. Средняя длина витка обмотки статора, мм:
lср1=2Ħ(l1+lл1)
lср1=2Ħ(40+91,8)=263,6
4.3.15.5. Длина вылета лобовой части обмотки, мм:
lВ1=(0,12+0,15Ħр)·b1ср+10
lВ1=(0,12+0,15Ħ2)·35,4+10=24,8
4.3.15.6. Активное сопротивление одной фазы обмотки статора, приведенное к рабочей температуре, Ом:
r1=(ρcuĦW1Ħlср1Ħ103)/(nэлĦq1элĦа1)
r1=(24,4Ħ10-9Ħ144Ħ263,6Ħ10 3)/(1Ħ0,8Ħ1)=1,1
4.3.15.7. Коэффициент магнитной проводимости пазового рассеяния:
λп1=(h1/(3Ħbп1`))Ħkβ+((h1`/bп1`)+((3Ħhк1)/(bп1`+2Ħbш1))+(hш1/bш1))Ħkβ`
где kβ=1 и kβ`=1, так как обмотка с диаметральным шагом; значение h1 определяем, мм:
h1=hz1-hш1-hк1-h1`-hиз
h1=6,1-0,8-0,25-0,5-0,8=3,75
λп1=(2,87/(3Ħ3,5))Ħ1+((0,5/3,5)+((3Ħ0,25)/(3,5+2Ħ3))+(0,8/3))Ħ1=0,7
4.3.15.8. Коэффициент воздушного зазора:
kδ1=1+(bш1/(t1-bш1+((5ĦδĦt1)/bш1 )))
kδ1=1+(3/(5,4-3+((5Ħ0,5Ħ5,4)/3)))=2,3
4.3.15.9. Коэффициент магнитной проводимости дифференциального рассеяния:
λд1=(0,9Ħt1Ħ(q1Ħkоб1)2Ħkр,т1Ħkш1Ħkд1)/(δĦkδ)
где при Z1/p=13 (по табл. 5.18) kр,т1=0,98; (по табл. 5.19) при q1=3 для однослойной обмотки kд1=0,0285; коэффициент kш1:
kш1=(1-0,033Ħbш12)/(t1Ħδ)
kш1=(1-0,033Ħ3 2)/(5,4Ħ0,5)=0,26
λд1=(0,9Ħ5,4Ħ(3Ħ0,966)2Ħ0,98Ħ0,17Ħ0,0285)/(0,5Ħ2,3)=0,16
4.3.15.10. Коэффициент магнитной проводимости рассеяния лобовых частей обмотки статора:
λл1=0,34Ħ(q1/l1 )Ħ(lл1-0,64ĦβĦτ)
λл1=0,34Ħ(3/40)Ħ(91,8-0,64Ħ1Ħ48,67)=0,79
4.3.15.11. Коэффициент магнитной проводимости рассеяния обмотки статора:
λ1= λп1+ λд1+ λл1
λ1=0,74+0,16+0,79=1,69
4.3.15.12. Индуктивное сопротивление рассеяния одной фазы обмотки статора, Ом:
x1=((1,58Ħf1Ħl1ĦW12)/(pĦq1Ħ108))Ħ λ1
x1=((1,58Ħ400Ħ40Ħ144 2)/(3Ħ2Ħ108))Ħ1,69=1,47
4.4. Обмотка короткозамкнутого ротора:
4.4.1. Рабочий ток в стержне, А:
Iст=I2=1,1Ħcosφ1`ĦIномĦ((6ĦW1Ħkоб1)/Z2)
Iст=1,1Ħ0,58Ħ4,1Ħ((6Ħ144Ħ0,966)/42)=51,9
4.4.2. Плотность тока в стержне ротора, А/мм2:
Δ2=Iст/qст
где qст=Sп2=17,71 мм2
Δ2=51,9/17,71=2,9
4.4.3. Размеры короткозамкнутого кольца, мм:
4.4.3.1. Поперечное сечение, мм2:
qкл=(0,35ĦZ2Ħqст)/2р
qкл=(0,35Ħ42Ħ17,71)/4=65
4.4.3.2. Высота кольца, мм:
hкл=1,13Ħhz2
hкл=1,13Ħ11,35=12,8
4.4.3.3. Длина кольца, мм:
lкл=qкл/hкл
lкл=65/12,8=5
4.4.3.4. Средний диаметр кольца, мм:
Dкл.ср=D2-hкл
Dкл.ср=61,3-12,8=48,5
4.4.4. Активное сопротивление стержня клетки:
4.4.4.1. Расчётная глубина проникновения тока в стержень, мм:
hг,п=hст/(1+φ)
Для определения φ рассчитаем коэффициент ξ. В начальный момент пуска (S=1) для медной литой клетки при рабочей температуре 115 0С:
ξ115=0,064ĦhстĦ√S,
ξ115=0,064Ħ(11,35-0,6)=0,688
По рис. 5.16 φ=0,4, тогда
hг,п=10,75/(1+0,4)=7,6
4.4.4.2. Ширина стержня на расчётной глубине проникновения тока, мм:
bг,п=dп2`-((dп2`-dп2)/h2)Ħ(hг,п-0,5Ħdп2`)
bг,п=2,5-((2,4-1)/9,15)Ħ(7,6-0,5Ħ2,4)=1,44
4.4.4.3. Площадь сечения стержня при расчётной глубине проникновения тока, мм2:
qг,п=0,4Ħdп2`2+(0,5Ħ(dп2`+bг,п)Ħ(hг,п-0,5Ħdп2`))
qг,п=0,4Ħ22+(0,5Ħ(2.4+1,44)Ħ(7,6-0,5Ħ2,4))=1,4
4.4.4.4. Коэффициент kв.т:
kв.т=qст/qг,п
kв.т=17,7/1,4=12,65
4.4.4.5. Активное сопротивление стержня в рабочем режиме (kв.т=1), приведённое к рабочей температуре 115 0С, Ом:
rст=(ρcuĦl2Ħ10 3)/qст
rст=(48,8Ħ10-9Ħ40Ħ10 3)/17,7=1,1Ħ10-5
4.4.4.6. Активное сопротивление стержня клетки при S=1 с учётом вытеснения тока, Ом:
rст,п=rстĦkв.т
rст,п=1,1Ħ10-5Ħ12,65=1,3Ħ10-5
4.4.5. Активное сопротивление короткозамыкающих колец, Ом:
rкл=(2Ħπ Ħ Dкл.срĦ ρcuĦ10 3)/(Z2Ħqкл )
rкл=(2Ħ3,14Ħ48,5Ħ48,8Ħ10-9Ħ10 3)/(42Ħ65)=0,544Ħ10-5
4.4.6. Активное сопротивление колец ротора, приведённое к току стержня, Ом:
rкл``=rкл/kпр2
где kпр2- коэффициент приведения;
kпр2=(2ĦπĦp)/Z2
kпр2=(2Ħ3,14Ħ2)/42=0,3
rкл``=0,544Ħ10-5/0,299=,8Ħ10-5
4.4.7. Центральный угол скоса пазов:
αск=(πĦ2рĦ βск)/Z2,
где βск= t1/t2
βск=5,4/4,5=1,2
αск=(3,14Ħ4Ħ1,2)/42=0,35
4.4.8. Коэффициент скоса пазов:
kск=0,998
4.4.9. Коэффициент приведения сопротивления обмотки ротора к обмотке статора:
kпр1=4Ħ(m1/Z2)Ħ(W1Ħkоб1)2
kпр1=4Ħ(3/42)Ħ(144Ħ0,966)2=5,6Ħ10 3
4.4.10. Активное сопротивление обмотки ротора, приведённое к обмотке статора, Ом :
4.4.10.1. В рабочем режиме:
r2`=kпр1Ħ(rст+rкл``)
r2`=5,6Ħ10 3Ħ(10-5Ħ(1,1+1,8))=0,12
4.4.10.2. В начальный момент пуска с учётом вытеснения тока:
r2п`=kпр1Ħ(rст,п+rкл``)
r2п`=5,6Ħ10 3Ħ(10-5Ħ(1,2+1,8))=0,168
4.4.11. Коэффициент магнитной проводимости рассеяния пазов ротора:
4.4.11.1. В номинальном режиме:
λп2=Сλ+0,3+((1,12Ħhм2Ħ103)/I2)
где находим Сλ:
Сλ=ΨĦ(((h2+0,4Ħdп2)/(3Ħdп2`))Ħ(1-((πĦdп2`2)/(8Ħqст))2+0,66)
Сλ=1Ħ(((9,15+0,4Ħ1)/(3Ħ2,4))Ħ(1-((3,14Ħ2,42)/(8Ħ17,71))2+0,66)=1,64
λп2=1,64+0,3+((1,12Ħ0,5Ħ10 3)/51,9)=12,7
4.4.11.2. В начальный момент пуска с учётом вытеснения тока [ξ115=0,97; Ψ=1]:
Сλ`=ΨĦ1,588
Сλ`=1Ħ1,588=1,588
λп2`=1,588+0,3+((1,12Ħ0,5Ħ10 3)/51,9)=12,6
4.4.12. Коэффициент магнитной проводимости дифференциального рассеяния:
λд2=0,9Ħt2Ħ((Z2/(6Ħр))2Ħ((kд2/(δĦkδ))
где kд2=0,007 при q2=Z2/(3Ħ2p)=42/(3Ħ4)=3,5
λд2=0,9Ħ4,5Ħ((42/(6Ħ2))2Ħ((0,007/(0,5Ħ2,3))=0,3
4.4.13. Коэффициент магнитной проводимости рассеяния короткозамыкающих колец:
λкл=((2,3ĦDкл.ср)/(Z2Ħl2Ħkпр2))Ħlg((4,7ĦDкл.ср)/(2Ħhкл+2Ħlкл))
λкл=((2,3Ħ48,5)/(42Ħ40Ħ0,32))Ħlg((4,7Ħ48,5)/(2Ħ12,8+2Ħ5))=0,58
4.4.14. Коэффициент магнитной проводимости рассеяния скоса пазов ротора:
λск=(l2Ħ βск2)/(9,5Ħ δĦkδĦkμ`)
где принимаем kμ`=1,3
λск=(4,5Ħ1,2 2)/(9,5Ħ0,5Ħ2,3Ħ1,3)=0,45
4.4.15. Коэффициент магнитной проводимости рассеяния обмотки ротора:
λ2= λп2+λд2+λкл+λск
4.4.15.1. В номинальном режиме:
λ2=12,7+0,3+0,58+0,45=14,03
4.4.15.2. В начальный момент пуска:
λ2`=12,6+0,3+0,58+0,45=13,93
4.4.16. Индуктивное сопротивление рассеяния обмотки ротора, Ом:
4.4.16.1. В номинальном режиме:
x2=7,9Ħf1Ħl2Ħλ2Ħ10-9
x2=7,9Ħ400Ħ40Ħ14,03Ħ10-9=1,71Ħ10-3
4.4.16.2. В начальный момент пуска:
x2п=7,9Ħf1Ħl2Ħλ2`Ħ10-9
x2п=7,9Ħ400Ħ40Ħ13,93Ħ10-9=1,7Ħ10-3
4.4.17. Индуктивное сопротивление рассеяния обмотки ротора, приведённое к обмотке статора, Ом:
4.4.17.1. В номинальном режиме:
x2`=kпр1Ħx2
x2`=5,6Ħ103Ħ0,71Ħ10-3=9,57
4.4.17.2. В начальный момент пуска:
x2п`=kпр1Ħx2п
x2п`=5,6Ħ103Ħ1,7Ħ10-3=9,52
4.5. Расчёт магнитной цепи:
Сердечники статора и ротора выполняем из листовой электротехнической стали марки 2411, толщиной 0,5 мм.
4.5.1. Магнитное напряжение воздушного зазора, А:
Fδ=0,8ĦВδĦδĦkδĦ10 3
Fδ=0,8Ħ0,24Ħ0,6Ħ2,3Ħ10 3=264
4.5.2. Магнитная индукция в зубце статора, Тл:
Bz1=(BδĦt1)/(kc1Ħbz1)
Bz1=(0,24Ħ5,4)/(0,95Ħ2)=0,68
4.5.3. Напряжённость магнитного поля в зубце статора Нz1 определяем по кривым намагничивания для зубцов стали марки 2411 (рис. П.2.6). Коэффициент, учитывающий ответвление части магнитного потока в паз:
kп1=t1(1/3)/(bz1Ħkc1),
где t1(1/3)=((πĦ(D1+2/3Ħhz1))/Z1
t1(1/3)=((3,14Ħ(62+4))/36=5,75
kп1=5,75/(2Ħ0,95)=3
Принимаем Нz1=102 А/м.
4.5.4. Магнитное напряжение зубцового слоя статора, А:
Fz1=10-3ĦНz1Ħhz1
Fz1=10-3Ħ102Ħ6,1=0,62
4.5.5. Магнитная индукция в зубце ротора, Тл:
Вz2=(BδĦt2)/(kc2Ħbz2)
Вz2=(0,24Ħ4,5)/(0,97Ħ1,9)=0,58
4.5.6. Напряжённость поля в зубце ротора: так как Вz2<1,8Тл, то Нz2 определяем по таблице намагничивания зубцов асинхронных двигателей для стали марки 2411 (табл. П.2.6), А/м:
Нz2=91.
4.5.7.Магнитное напряжение зубцового слоя ротора, А:
Fz2=10-3ĦНz2Ħ(hz2-0,4Ħdп2)
Fz2=10-3Ħ91Ħ(11,35-0,4Ħ1)=0,99
4.5.8. Коэффициент насыщения зубцового слоя статора и ротора:
kμz=(Fδ+Fz1+Fz2)/Fδ
kμz=(264+0,62+0,99)/264=1
4.5.9. Магнитная индукция в спинке статора, Тл:
Вс1=(0,5ĦαiĦτĦBδ)/(hc1Ħkc1)
Вс1=(0,5Ħ0,64Ħ48,67Ħ0,24)/(6,9Ħ0,95)=0,57
4.5.10. Напряжённость магнитного поля в спинке статора по таблице намагничивания спинки асинхронных двигателей для стали марки 2411, А/м:
Нс1=85
4.5.11. Длина средней силовой линии в спинке статора, мм:
Lc1=(πĦ(D1н-hc1))/2p
Lc1=(3,14Ħ(88-6,9))/4=63,6
4.5.12. Магнитное напряжение в спинке статора, А:
Fс1=10-3ĦНс1ĦLс1
Fс1=10-3Ħ85Ħ63,6=5,4
4.5.13. Магнитная индукция в спинке ротора, Тл:
Вс2=(0,5ĦαiĦτĦBδ)/(hc2Ħkc2)
Вс1=(0,5Ħ0,64Ħ48,67Ħ0,24)/(9,3Ħ0,97)=0,41
4.5.14. Напряжённость магнитного поля в спинке ротора по таблице намагничивания для спинки асинхронных двигателей, А/м:
Нс2=68
4.5.15. Длина средней силовой линии в спинке ротора, мм:
Lc2=((π/2р)Ħ(D2-2Ħhz2-hc2))+hc2
Lc2=((3,14/4)Ħ(61,3-2Ħ11,35-9,3))+9,3=32,3
4.5.16. Магнитное напряжение в спинке ротора, А:
Fс2=10-3ĦНс2ĦLс2
Fс2=10-3Ħ68Ħ32,3=2,1
4.5.17. Суммарная МДС на пару полюсов, А:
ΣF=2ĦFδ+2ĦFz1+2ĦFz2+Fс1+Fс2
ΣF=2Ħ264+2Ħ0,62+2Ħ0,99+5,4+2,1=538,72
4.5.18. Коэффициент насыщения магнитной цепи двигателя:
kμ=ΣF/(2ĦFδ)
kμ=538,72/(2Ħ264)=0,007
4.5.19. Намагничивающий ток статора, А:
Iμ=(pĦΣF)/(0,9Ħm1ĦW1Ħkоб1)
Iμ=(2Ħ538,72)/(0,9Ħ3Ħ144Ħ0,966)= 2,8
4.5.20. Главное индуктивное сопротивление обмотки статора, Ом:
xm=(kЕĦU1ном)/Iμ
xm=(0,96Ħ120)/2,8=41,1
4.5.21. Коэффициент магнитного рассеяния:
σμ=x1/xm
σμ=1,41/41,1=0,03
5. Потери и КПД:
5.1. Основные магнитные потери в спинке статора, Вт:
Рм,с1=1,7ĦР1,0/50ĦВc12ĦGс1,
где Gс1- расчётная масса спинки статора, кг:
Gс1=7,8Ħ10-6ĦliĦkc1Ħhc1Ħ πĦ(Dн1-hc1)
Gс1=7,8Ħ10-6Ħ44Ħ0,95Ħ5,4Ħ3,14Ħ(88-5,4)=45
Рм,с1=1,7Ħ1,6Ħ0,412Ħ45=20,5
5.2. Основные магнитные потери в зубцах статора, Вт:
РМz1=1,7ĦР1,0/50ĦВz12ĦGz1,
где Gz1- расчётная масса стали зубцового слоя, кг:
Gz1=7,8Ħ10-6ĦliĦkc1Ħ(hz1Ħ πĦ(D1+hz1)-Sп1ĦZ1),
где Sп1- площадь паза в штампе, мм2:
Sп1=0,5Ħ(bп1+bп1`)Ħhп1+0,5Ħ(bп1`+bш1)Ħhк1+bш1Ħhш1
Sп1=0,5Ħ(3,54+4,8)Ħ5,05+0,5Ħ(3,54+2)Ħ0,25+2Ħ0,8=24,4
Gz1=7,8Ħ10-6Ħ44Ħ0,95Ħ(8Ħ3,14Ħ(62+8)-24,4Ħ36)=2,8
РМz1=1,7Ħ1,6Ħ0,68 2Ħ2,8= 3,5
5.3. Основные магнитные потери, Вт:
Рм=Рм,с1+РМz1
Рм=20,5+3,5=24
5.4. Электрические потери в обмотке статора, Вт:
Рэ1=m1ĦI12Ħr1
Рэ1=2Ħ4,12Ħ1,1=39,6
5.5. Электрические потери в обмотке ротора, Вт:
Рэ2=m2ĦI22Ħr2
где r2=rстĦrкл``
r2=(1,2+1,8)Ħ10-5=3Ħ10-5 Ом
Рэ2=3Ħ51,9 2Ħ3Ħ10-5=24
5.6. Механические потери, Вт:
Рмех=kтĦ(n1Ħ10-3)2Ħ(D1нĦ10-2)4
так как 2р=4, то kт=1.
Рмех=1Ħ(12000Ħ10-3)2Ħ(88Ħ10-2)4=86,3
5.7. Добавочные потери при номинальной нагрузке двигателя, Вт:
Рдоб=(0,005ĦРномĦ10 3)/η`
Рдоб=(0,005Ħ0,65Ħ10 3)/0,75=4,3
5.8. Суммарные потери, кВт:
ΣР=(Рм+Рэ1+Рэ2+Рмех+Рдоб)Ħ10-3
ΣР=(24+39,6+24+86,3+4,3)Ħ10-3=1,78
5.9. Подводимая к двигателю мощность, кВт:
Р1=Рном+ΣР
Р1=650+1,78=651,78
5.10. КПД двигателя:
η=Рном/Р1
η=650/651,78= 0,98
6. Заключение.
В ходе выполнения работы был рассчитан двигатель со следующими параметрами:
Мощность на валу двигателя- 650 кВт;
КПД- 0,98 %;
Коэффициент мощности- 0,2 %;
Частота питающей сети- 400 Гц;
Фазное напряжение- 120 В;
Синхронная частота вращения- 12000 об./мин;
Номинальный ток- 4,1 А;
Режим работы- S1;
Индукция в воздушном зазоре- 0,55 Тл;
Линейная нагрузка- 180*102А/м.
7. Список литературы.
1. М. М. Кацман. Расчёт и конструирование электрических машин. Москва Энергоатомиздат, 1984.
2. Л. И. Поспелов. Конструкции авиационных электрических машин. Москва Энергоиздат, 1982.
3. ГОСТ Единая система конструкторской документации (ЕСКД): Общие правила выполнения четежей. Москва, 1983.