Глава 2. Основные показатели государственного бюджета




Курсовая работа

по дисциплине: «Финансы»

на тему: «Государственный бюджет, как

инструмент экономической политики»

 

 

Выполнила студентка:

Ряховская К.А.,

группа ЭМФ-211

Проверила: Акимова И.П.

 

 

Москва – 2013

Содержание:

Введение………………………………………………………………………....…...3

1. Глава 1. Государственный бюджет и его структура

1.1. Сущность и основные функции бюджета.....................………………..…..4

1.2. Структура бюджета …………………………………..………………………5

2. Глава 2. Основные показатели государственного бюджета

2.1. Профицит и дефицит бюджета. Мультипликатор сбалансированного бюджета ………………………………………………………………………...…….7

2.2. Балансирование бюджета и его особенности в России ………….…….…10

Заключение………………………………………………………………………….13

Список литературы………………………………………………………………....14

Введение.

Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Таким образом, актуальность данной темы заключается в первостепенной важности бюджета для функционирования национальной экономики.

 

 

 

Глава 1. Государственный бюджет и его структура

Сущность и основные функции бюджета

 

Центральное место в любой финансовой системе занимает бюджет (от англ., budget — сумка, кошелек). В финансовой теории и практике существуют различные подходы к трактовке понятия «бюджет», что обусловлено многогранностью бюджета как социально-экономического явления.

Применительно к государственным и муниципальным финансам под бюджетом понимают централизованный денежный фонд, формируемый для обеспечения функций и задач соответствующих органов власти, как государственной, так и местной. Эта трактовка раскрывает содержание бюджета как социально-экономического явления, показывает его роль в общественном воспроизводстве, создает понимание бюджета как источника денежных средств, находящихся в распоряжении органов государственной власти или местного самоуправления и необходимых им для реализации своих функций и проведения экономической и финансовой политики.

Как экономическая категория, бюджет представляет собой часть экономических отношений между государством, экономическими субъектами и населением по поводу перераспределения части стоимости общественного продукта в процессе образования и использования централизованного фонда денежных средств для удовлетворения общественных потребностей.

Таким образом, аккумулируя с помощью государственного бюджета денежные средства, государство через финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализацию приоритетных экономических задач и т.д. Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть балансом доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.

Важнейшими функциями бюджета являются распределительная (перераспределительная) и контрольная. Благодаря первой, происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. Контрольная функция позволяет узнать, насколько своевременно и полно поступают финансовые ресурсы в распоряжение государства и эффективно ли они используются.

Структура бюджета

 

Бюджетная система – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

- первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

- второй уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

- третий уровень - местные бюджеты.

Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты всех субъектов федерации. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или страны в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.

Структура государственного бюджета в каждой стране имеет свои особенности и зависит от характера административной системы, структурных особенностей экономики и др. В основе своей – это доходы и расходы бюджета.

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Доходы формируются за счет:

- налогов на доходы юридических и физических лиц;

- поступлений от реального сектора (налог на прибыль);

- поступлений косвенных налогов и акцизов;

- пошлин и неналоговых сборов;

- региональных и местных налогов.

Расходы бюджета - это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Расходы направлены на:

- промышленность, сельское хозяйство;

- социальную политику, науку, здравоохранение;

- государственное управление;

- международную деятельность;

- оборону, правоохранительную деятельность.

Посредством расходов государственного бюджета государство реализует свои функции воздействия на экономическое и социальное развитие и состояние общества. Так, увеличивая расходы, государство может расширять совокупный спрос (через повышение пенсий, пособий, зарплат); стимулировать производство (через заказы, дотации, субсидии предприятиям); ускорять развитие нужных сфер экономики: прогрессивных отраслей хозяйства, науки, образования, охраны окружающей среды (через инвестиции, гранты, кредиты).

Глава 2. Основные показатели государственного бюджета



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: