Курсовая работа
по дисциплине: «Финансы»
на тему: «Государственный бюджет, как
инструмент экономической политики»
Выполнила студентка:
Ряховская К.А.,
группа ЭМФ-211
Проверила: Акимова И.П.
Москва – 2013
Содержание:
Введение………………………………………………………………………....…...3
1. Глава 1. Государственный бюджет и его структура
1.1. Сущность и основные функции бюджета.....................………………..…..4
1.2. Структура бюджета …………………………………..………………………5
2. Глава 2. Основные показатели государственного бюджета
2.1. Профицит и дефицит бюджета. Мультипликатор сбалансированного бюджета ………………………………………………………………………...…….7
2.2. Балансирование бюджета и его особенности в России ………….…….…10
Заключение………………………………………………………………………….13
Список литературы………………………………………………………………....14
Введение.
Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.
Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Таким образом, актуальность данной темы заключается в первостепенной важности бюджета для функционирования национальной экономики.
Глава 1. Государственный бюджет и его структура
Сущность и основные функции бюджета
Центральное место в любой финансовой системе занимает бюджет (от англ., budget — сумка, кошелек). В финансовой теории и практике существуют различные подходы к трактовке понятия «бюджет», что обусловлено многогранностью бюджета как социально-экономического явления.
Применительно к государственным и муниципальным финансам под бюджетом понимают централизованный денежный фонд, формируемый для обеспечения функций и задач соответствующих органов власти, как государственной, так и местной. Эта трактовка раскрывает содержание бюджета как социально-экономического явления, показывает его роль в общественном воспроизводстве, создает понимание бюджета как источника денежных средств, находящихся в распоряжении органов государственной власти или местного самоуправления и необходимых им для реализации своих функций и проведения экономической и финансовой политики.
Как экономическая категория, бюджет представляет собой часть экономических отношений между государством, экономическими субъектами и населением по поводу перераспределения части стоимости общественного продукта в процессе образования и использования централизованного фонда денежных средств для удовлетворения общественных потребностей.
Таким образом, аккумулируя с помощью государственного бюджета денежные средства, государство через финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализацию приоритетных экономических задач и т.д. Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть балансом доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.
Важнейшими функциями бюджета являются распределительная (перераспределительная) и контрольная. Благодаря первой, происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. Контрольная функция позволяет узнать, насколько своевременно и полно поступают финансовые ресурсы в распоряжение государства и эффективно ли они используются.
Структура бюджета
Бюджетная система – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:
- первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
- второй уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
- третий уровень - местные бюджеты.
Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты всех субъектов федерации. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или страны в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.
Структура государственного бюджета в каждой стране имеет свои особенности и зависит от характера административной системы, структурных особенностей экономики и др. В основе своей – это доходы и расходы бюджета.
Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Доходы формируются за счет:
- налогов на доходы юридических и физических лиц;
- поступлений от реального сектора (налог на прибыль);
- поступлений косвенных налогов и акцизов;
- пошлин и неналоговых сборов;
- региональных и местных налогов.
Расходы бюджета - это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Расходы направлены на:
- промышленность, сельское хозяйство;
- социальную политику, науку, здравоохранение;
- государственное управление;
- международную деятельность;
- оборону, правоохранительную деятельность.
Посредством расходов государственного бюджета государство реализует свои функции воздействия на экономическое и социальное развитие и состояние общества. Так, увеличивая расходы, государство может расширять совокупный спрос (через повышение пенсий, пособий, зарплат); стимулировать производство (через заказы, дотации, субсидии предприятиям); ускорять развитие нужных сфер экономики: прогрессивных отраслей хозяйства, науки, образования, охраны окружающей среды (через инвестиции, гранты, кредиты).
Глава 2. Основные показатели государственного бюджета