1.1. Цель дисциплины: формирование представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, основных разделах современного философского знания, философских проблемах и методах их исследования; овладение базовыми принципами и приемами философского познания; введение в круг философских проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков работы с оригинальными и адаптированными философскими текстами..
1.2. Задачи дисциплины:
· выработать у студентов правильное общее представление о философии;
· помочь студентам овладеть базовыми принципами и приемами философского познания;
· научить студентов выявлять, систематизировать и критически осмысливать мировоззренческие компоненты, включенные в различные области гуманитарного знания и культуру в целом;
· воспитывать умения и навыки использования философских знаний для осмысления социальных явлений и процессов современного общества, применения этих знаний в профессиональной деятельности;
· формировать духовный мир личности, осознающей свое достоинство и место в обществе, цели и смысл своей жизни;
· содействовать развитию интеллекта студентов, формированию активной позиции по отношению к наиболее важным и актуальным проблемам современной жизни.
1.3. Место дисциплины в структуре ООП: дисциплина «Философия» входит в гуманитарный, социальный и экономический цикл в качестве базовой дисциплины.
Для успешного изучения курса студенту необходимо располагать знаниями общеобразовательных дисциплин как гуманитарного, так и естественнонаучного цикла, умением строить собственное отношение к окружающему миру и самому себе на основе элементарного обобщения. Предшествующими дисциплинами могут являться культурология и логика, если изучение этих дисциплин предусмотрено учебным планом.
«Философия» является предшествующей дисциплиной для освоения следующих дисциплин: социология, политология, спортивная этика.
1.4. Требования к результатам освоения дисциплины:
В процессе изучения дисциплины формируется следующие общекультурные и профессиональные компетенции:
Индекс комп-ции | Формулировка компетенции |
ОК-1 | обладает владением культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения |
ОК-8 | обладает осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности |
ОК-9 | использует основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способен анализировать социально значимые проблемы и процессы |
ПК-10 | обладает способностью обсуждать профессиональные проблемы, отстаивать свою точку зрения, объяснять сущность явлений, событий, процессов, делать выводы, давать аргументированные ответы |
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
- суть научных, философских и религиозных картин мироздания;
- основные философские понятия, категории и разделы философского знания;
- условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры;
- современные социальные и этнические проблемы и формы их проявления;
- содержание современных философских дискуссий по проблемам общественного развития;
Уметь:
- видеть своеобразие философии, ее место в культуре;
- понимать смысл взаимоотношений духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе и современных противоречий существования человека в ней;
- анализировать роль гуманности, ненасилия в поведении человека и истории, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе;
- анализировать и критически переосмыслять феномены массовой культуры;
- видеть роль науки в развитии человеческой цивилизации, во взаимодействии науки и права, науки и техники, науки и искусства;
- формировать и аргументированно отстаивать собственную позицию по различным проблемам философии;
- использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений;
Владеть:
- представлением о многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе, духовных ценностей, их значений в творчестве и повседневной жизни;
- навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание;
- навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения;
- навыками оценки значения научной рациональности и ее исторических типов, знать структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию.