Причины, возбуждающие гнев, и способы его исцеления.




Как известно, исцеление от любой болезни происходит путём уничтожения самой её сущности и устранения приводящих к ней причин.

Причин для появления гнева много, самыми распространёнными из них являются следующие: самолюбование, подшучивание, оспаривание чьих-то взглядов, противодействие, предательство, чрезмерное устремление к излишеству в деньгах, стремление к славе. Все эти качества порицаются Шариатом, и мусульманину следует заменить их на противоположные. Таким способом удастся разрушить саму суть и основу гнева, а также, приводящие к нему причины.

Если же гнев уже разгорелся, то лечить его необходимо следующими способами:

1) Необходимо вспомнить коранические аяты и пророческие хадисы, повествующие о достоинстве воздержания от гнева, о прощении, выдержанности, благоразумии и терпении. Сообщается со слов Ибн Аббаса, что один человек попросил разрешения войти к халифу Умару ибн аль-Хаттабу [Умар ибн аль-Хаттаб – являлся одним из самых близких сподвижников Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), а также вторым праведным халифом после Абу Бакра ас-Сыддика], и ему было позволено. Обращаясь к Умару, он сказал: «О сын аль-Хаттаба, клянусь Аллахом, ты нам многого не даёшь, и не судишь между нами справедливо». Умар (да будет им доволен Аллах) разгневался и уже собирался доставить этому человеку неприятности. Увидев это, аль-Хурр ибн Кайс сказал: «Повелитель правоверных, Аллах в Коране сказал своему Пророку: «Прояви снисходительность, вели творить добро и отвернись от невежд» (Коран, 7: 199). Этот человек относится к невеждам ». И как только этот аят коснулся слуха Умара (да будет им доволен Аллах), он тут же остановился у границ, установленных Книгой Аллаха (Велик Он и Славен) [Хадис привёл аль-Бухари (4642, 7286).]

2) Чтобы избавиться от гнева, человеку следует помнить о наказании, которому Всевышний Аллах может его подвергнуть, он должен сказать себе: «Власть Аллаха надо мной намного сильнее, чем моя сила над этим человеком. Если я дам волю своему гневу над ним, то какую я могу иметь надежду на то, что Аллах (Велик Он и Славен) не обрушит на меня свой гнев в день великого Суда? Ведь в то время я больше всего буду нуждаться в Его снисходительности и прощении».

В одном из прежних Писаний ниспосланных Всевышним Аллахом, говорилось: «О сын Адама, помни обо Мне, когда гневаешься [Помнить об Аллахе в состоянии гнева – значит воздерживаться от совершения любых поступков, которыми недоволен Всевышний Аллах], и Я вспомню о тебе, когда Сам буду гневаться, и не истреблю тебя вместе с теми, на кого падёт Моя кара».

3) Человек должен помнить о дурных последствиях враждебности, мстительности, издевательства над недругами, попирания их чести, унижения достоинства и насмешек над ними, если они оказывались в беде. Никто из людей не проходит эту жизнь без бед и испытаний. Если человек не боится Будущей Жизни, то пусть хотя бы убоится последствий своего гнева и злобы в этой жизни. Иными словами, для подавления гнева человек может натравить на свою агрессию свой же инстинкт самосохранения. За такое подавление гнева человек не будет вознаграждён Аллахом, потому что он лишь отражает то, что наносит ему вред в ближней жизни, он делает это ради сохранения своих мирских благ и жизненных интересов. Но исключением может быть ситуация, когда человек пользуется этим рычагом, дабы в корне изменить своё положение и перестроить свою жизнь с ориентацией на Жизнь Будущую, и тогда он получит свою награду за праведное дело.

4) Как уже было сказано выше, во время гнева полезно помнить о своём облике, ведь разъярённый человек похож на бешеную собаку или оскалившегося хищника, что абсолютно противоречит поведению пророков и обычаю праведных учёных. Поэтому во время гнева необходимо склонить свою душу к достойному поведению, тем самым подражая лучшим из творений Великого Аллаха.

5) В самом начале, как только гнев начинает появляться в душе, следует проанализировать, чем мотивировано желание выплеснуть свой гнев и отомстить обидчику.

Возможно, причина гнева – это слова шайтана, который наущает человека и говорит: «Выплесни свой гнев, это спасёт тебя от слабости, унижения и презрения окружающих. Сделай это, не будь слабаком, и ты будешь уважать себя, а иначе станешь ничтожным и презренным в глазах людей».

Если это так, то пусть человек скажет самому себе: «Ты отказываешься стерпеть это сейчас, но не отказываешься терпеть позор в день великого Суда?! Не боишься стыда, когда этот человек схватит тебя за руку там и отомстит тебе за ту обиду, которую ты нанёс ему здесь?! Опасаешься показаться слабым в глазах людей и не опасаешься быть презренным перед Всевышним Аллахом, перед Его ангелами и пророками?!»

Мусульманин должен сдерживать свой гнев, это возвышает его перед Аллахом. А если это так, то какое мусульманину дело до того, что говорят или думают о нём люди? Ведь каждый из нас обязан будет встать в День Суда, когда ангелы велят встать тем, чья «награда будет за Аллахом»[Коран, 4: 100.], но встать смогут лишь те, кто прощал. Каждый верующий всегда должен об этом помнить.

6) Также человек должен помнить, что когда он гневается, то гневается на то, что произошло по желанию Аллаха. А раз так, то как мы смеем ставить своё желание мести впереди желания Аллаха, когда Он желает свершить то, чему суждено свершиться?

 

Эти шесть пунктов говорят нам об исцелении гнева при помощи работы души и сердца, но существуют и другие, физические методы подавления гнева. Вот некоторые из них:

1) Сохранение молчания. Сообщается со слов Ибн Аббаса, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если гневаешься, то молчи» [Хадис привёл Ахмад, Ибн Абу Шайба, Абдурраззак, также этот хадис упомянут в сборнике «Сахих аль-Джами’» (693)].

2) Обращение к Аллаху за защитой от шайтана. Сообщается, что Сулейман ибн Сурад (да будет им доволен Аллах) сказал: «Я сидел вместе с Пророком (мир ему и благословение Аллаха), когда два человека рядом стали ругаться друг с другом. При этом у одного из них покраснело лицо и вздулись вены. Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я знаю слова, сказав которые, он отвёл бы от себя то, что сейчас испытывает. Если бы он сказал: «Обращаюсь к Аллаху за защитой от шайтана» [«А’узу би-Лляхи мина-шшайтан» (أعوذ بالله من الشيطان).], – его бы покинуло то, что он сейчас испытывает» [Хадис привели аль-Бухари (3282) и Муслим (2610)].

Также Аллах (Велик Он и Славен) сказал: «А если сатана станет наущать тебя, то прибеги к защите Аллаха, ведь Он – Слышащий, Знающий» (Коран, 7: 200).

3) Смена позы. Если во время гнева человек стоит, то ему следует сесть, а если сидит, то надо принять лежачее положение. Сообщается со слов Абу Хурайры, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кто-либо из вас разгневается в то время, когда стоит, то пусть сядет, а если гнев не пройдёт, то пусть ляжет» [Хадис передали Ибн Абу Дунья и Ахмад (5/125), также это хадис упомянут а сборнике «Сахих аль-Джами’» (694)].

Смысл такой смены позы заключается в том, чтобы человек приблизился к земле, из которой был создан, вспомнил свою первооснову, смирился, укротил свой пыл и унизил свою надменность, ведь ярость произрастает из высокомерия. Также сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал о гневе: «Кто найдёт в себе нечто подобное, пусть приложится щекой к земле» [Хадис привёл Ахмад (11127/11573)].

4) Совершить омовение (тахара) [Тахарат – ритуальное исламское омовение, совершаемое перед молитвой и другими обрядами поклонения, которые требуют данного омовения. Тахарат заключается в мытье лица, рук до локтей, протирании головы и мытье ног до щиколоток]. Если человека охватывает гнев, то одним из методов его подавления является омовение (тахарат), как об этом сообщается в некоторых хадисах. Мудрость этого действия раскрывается в следующем хадисе: сообщается, что Абу Ваиль сказал: «Мы были у ’Урвы ибн Мухаммада, когда один человек начал говорить ему нечто, от чего ’Урва очень сильно разгневался. Тогда он встал и совершил омовение, затем вернулся и сказал: «Мне рассказал отец, который слышал от моего деда ’Атыйи, который был сподвижником, [Сподвижники (сахабы) Пророка Мухамада (мир ему и благословение Аллаха) – люди, которые лично встречались с Пророком, будучи мусульманами, и умерли, будучи мусульманами], что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Воистину, гнев – от шайтана, и воистину, шайтан создан из огня, огонь же тушат водой, поэтому если кто-то из вас разгневается, то пусть совершит омовение (тахарат)». [Хадис привели Ахмад (17950) и Абу Дауд (см.: «Да’ыф сунан Аби Дауд» 1025/4784), также см.: «Да’ыф аль-джами’» (1510) и «ад-Да’ыфа» (582). Хадис слабый].

Из книги «Минхадж аль-касыдин» («Путь стремящихся») Автор: Муваффаку-ддин Абу Мухаммад АбудуЛлаха ибн Мухаммад ибн Кудама ибн Микдам (541-620 г.х, = 1147-1223 г.р.х.).

[Конец примечания].

 

Также человек должен остерегаться упущений при выполнении своих обязанностей перед супругой как в материальном обеспечении, так и во всем остальном.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Достаточно человеку греха, если он погубит того, кого обязан содержать». [Этот хадис передали Ахмад 2/195, ат-Таялиси 2281, аль-Хаким 4/500. Достоверность хадиса подтвердили шейх Ахмад Шакир, шейх аль-Албани и Шу’айб аль-Арнаут. См. «Тахридж аль-Муснад» 6842, «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 4481].

 

Когда человек расходует на членов своей семьи, он должен придерживаться благого намерения. Поистине, Аллах повелел ему обеспечивать членов своей семьи. Если человек, обеспечивая их, будет стремиться приблизиться к Аллаху, то он получит за это великую награду.

 

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «И, поистине, ты обязательно получишь награду за всё то, что потратишь ради лика Аллаха, и даже за то, что положишь в рот своей жене». [аль-Бухари 56, 1295, Муслим 1628].

Также пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Какой бы человек ни израсходовал что-то, желая награды Аллаха, то он непременно найдет это в свою пользу перед Аллахом в День Воскресения».

Поэтому человек должен остерегаться наказания своего Господа и обеспечивать свою семью.

 

Также если женщина допустила какое-то упущение, то мужчина должен остерегаться наказания Аллаха. Он не должен сразу же отвечать ей чем-то дурным.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Верующий не должен ненавидеть верующую, ибо если не понравится ему какая-либо из черт её характера, то он останется доволен другой». [Муслим, 1469].

 

Также пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Обходитесь с женщинами хорошо, ведь, женщина сотворена из ребра. Наибольшей кривизной отличается верхняя его часть, и если ты попытаешься выпрямить ребро, то сломаешь его (то есть: разведешься), а если оставишь его в покое, оно так и останется кривым». [Этот хадис передали аль-Бухари 3331, 5184 и Муслим 1468].

Поэтому человек должен остерегаться наказания своего Господа в этих вещах.

 

Также каждый из супругов должен знать, что в этом мире не существует полноценных людей. У каждого человека непременно есть недостатки. У каждого мужчины и у каждой женщины есть такие качества, которые не являются похвальными. Поэтому каждый из супругов должен относиться к другому супругу так, чтобы этим самым улучшить семейную жизнь и приблизиться к Аллаху. Однажды, люди спросили: «Каково право наших жен на нас?» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ты должен кормить ее, если ешь сам, и одевать ее, если одеваешься сам, и не должен бить ее по лицу и говорить ей мерзких слов. И ты не должен покидать ее, кроме как в доме». Поэтому человек должен остерегаться наказания своего Господа в отношениях с супругой, даже если она допустила какие-либо упущения.

 

Также человек должен остерегаться наказания Аллаха в отношениях с близкими родственниками жены. Он не должен причинять супруге боль, дурно относясь к ее родственникам. То же самое касается женщины. Она не должна дурно относиться к близким родственникам мужа. Ведь, если она плохо относится к ним, то этим самым плохо относится к своему мужу. А, ведь, шариат запретил причинять боль людям и ругать их. Шариат повелел относиться ко всем людям наилучшим образом.

 

Аллах сказал: «Воистину, Аллах повелевает блюсти справедливость и делать добро». [ 16:90].

 

Поэтому каждый из супругов должен остерегаться наказания Аллаха. Особенно это касается их отношения к родителям друг друга. Женщина должна остерегаться наказания Аллаха в отношениях с мужем, относясь наилучшим образом к его родителям. Поистине, шариат побудил людей выполнять права родителей.

 

Аллах Всевышний сказал: «Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям». [ 17:23].

 

Если женщина хочет, чтобы супруги ее сыновей уважали ее и выполняли ее права, то она должна остерегаться наказания Аллаха, соблюдая права родителей своего супруга. Поистине, ее хорошее отношение к родителям мужа, подобно долгу. Если человек хорошо относится к пожилым людям из-за их преклонного возраста, то Аллах предопределит, чтобы в таком же преклонном возрасте нашлись люди, которые будут хорошо относиться к самому этому человеку. Об этом говорится в хадисе. Поэтому человек должен остерегаться наказания Аллаха в этом.

 

Также шариат, чтобы сохранить семейную жизнь, побудил супругов не отвечать наущениям шайтана. Поистине, шайтан бросает в людские души множество наущений. Если человек начнет идти на поводу у этих наущений, он встретит множество проблем.

 

Аллах Всевышний сказал: «Не следуйте по стопам шайтана». [ 2:168].

 

Аллах разъяснил, что шайтан – это враг, поэтому нужно считать его врагом. Поэтому человек не должен следовать за этими наущениями шайтана. Также он не должен следовать за наущениями приближенных шайтана из числа грешников, которые настраивают жену против мужа и пытаются расстроить их семейную связь.

 

Аллах Всевышний сказал: «Шайтаны из числа людей и джиннов, внушающие друг другу красивые слова обольщения». [ 6:112]. Поэтому человек должен остерегаться этих наущений.

 

Одним из самых великих злодеяний колдунов является то, что они постоянно стараются разлучить мужа и жену, подчиняясь этим шайтанам. Однако они могут достичь своей цели только с соизволения Аллаха. Мы должны знать, что расставание мужа с женой чаще всего происходит именно по причине наущений шайтанов. Именно поэтому человеку не следует отвечать этим шайтанам. Он не должен подпускать к своей душе сомнения. Верующие люди не верят тем предположениям, которые не подкреплены доказательствами.

 

Аллах Всевышний сказал: «О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом». [ 49:12].

 

Также пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Остерегайтесь предположений, ведь, поистине, предположения – это самый лживый рассказ». (аль-Бухари, 5143; Муслим, 2563).

Поэтому человек не должен следовать за этими наущениями шайтанов.

 

Также каждый из супругов должен стремиться почаще поминать Аллаха и читать Коран, ибо, поистине, в этом защита семьи от многих видов зла. Колдуны и их помощники не могут справиться с тем, кто часто поминает Аллаха. Если муж и жена много поминают Аллаха, то колдуны не могут коснуться их своим злом.

 

Также нужно отметить, что часто семейные проблемы возникают из-за того, что мужчина и женщина обращают взоры не на своих супругов. В этом заключен огромный вред. Современные технологии принесли с собой множество запретных вещей. Они показали человеку женщин в самом красивом облике. Иногда это становится причиной того, что человек перестает обращать внимание на свою жену. То же самое можно сказать и о женщине. Поэтому человек должен остерегаться наказания Аллаха и не смотреть на такие фотографии. Пусть знает, что Аллах видит его и записывает все его деяния. Поистине, Аллах знает о предательском взгляде и о том, что скрыто в груди. Одной из польз женитьбы является то, что женитьба помогает человеку потуплять взоры. Поэтому человек должен опускать свой взор, и не смотреть на женщин на телевизионных каналах, в газетах и журналах, и так далее. Все это запрещено. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснил, что Аллах поместит в сердце того человека, который потупил взор, сладость, которую он будет чувствовать до самого Дня Воскресения.

 

Именно поэтому шариат запретил женщине описывать внешность посторонних женщин своему супругу.

 

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не следует одной женщине прикасаться к другой, а потом описывать её своему мужу, чтобы получилось так, будто он сам на неё смотрит». [Этот хадис приводят аль-Бухари 5240 и 5241, Муслим, Абу Дауд 2150, ат-Тирмизи 2792. Муслим этот хадис не приводит. См. «Нейль аль-аутар би тахридж ахадиси китаб аль-Азкар» 2/779]

 

Также, чтобы сохранить семейную жизнь, шариат побудил супругов во время появления проблем оберегать свою супружескую связь от всего, что портит ее. Если между супругами возникает спор, шариат побуждает их прийти к примирению. Примирение – это одно из лучших деяний, посредством которого человек получает великие награды.

 

Аллах Всевышний сказал: «Многие из их тайных бесед не приносят добра, если только они не призывают раздавать милостыню, совершать одобряемое или примирять людей. Тому, кто поступает таким образом, стремясь к довольству Аллаха, Мы даруем великую награду». [ 4:114].

 

Также Аллах сказал: «Если женщина опасается, что муж будет проявлять к ней неприязнь или отворачиваться от нее, то на них обоих не будет греха, если они заключат между собой мир, ибо мирное решение - лучше. Душам свойственна скупость, но если вы будете добродетельны и богобоязненны, то ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете». [ 4:128].

 

Также при возникновении споров и проблем между супругами желательно, чтобы каждый из супругов послал кого-то в качестве судьи для примирения. Если супруги сильно поругались и уже не могут договориться друг с другом самостоятельно, то в таком случае Аллах узаконил выбор двух судей, которые должны будут привести в порядок отношения между супругами.

 

Аллах Всевышний сказал: «Если вы опасаетесь разлада между ними, то отправьте одного судью из его семьи и одного судью из ее семьи. Если они оба пожелают примирения, то Аллах поможет им. Воистину, Аллах - Знающий, Ведающий». [4:35].

 

Также шариат побудил мужчину делать наставления своей жене, если она не слушается его или отворачивается от него. Он должен разъяснять ей истину в этом вопросе и напоминать ей об Аллахе. Он должен предостерегать ее от греха и напоминать ей о наказании в Последней жизни, дабы она поняла свое положение, вспомнила об Аллахе и поняла, какое наказание ждет ее за эти действия.

 

Аллах Всевышний сказал: «Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими, и потому что они расходуют из своего имущества. Праведные женщины покорны и хранят то, что положено хранить, в отсутствие мужей, благодаря заботе Аллаха. А тех женщин, непокорности которых вы опасаетесь, увещевайте, избегайте на супружеском ложе и побивайте. Если же они будут покорны вам, то не ищите пути против них. Воистину, Аллах - Возвышенный, Большой». [4:34].

 

Также шариат запретил мужчине отворачиваться от своей супруги так, что он вообще перестает выполнять ее права. Особенно это касается ситуации, когда у него есть несколько жен.

 

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «У кого было две жены, а он склонился только к одной из них, тот предстанет в Судный День лишенный части своего тела!». [Этот хадис передали Ахмад 2/295, 347, 471, Абу Дауд 2133, ат-Тирмизи 1141, ан-Насаи 7/63, Ибн Маджах 1969, ад-Дарими 2206, Ибн Хиббан 4207, ат-Таялиси 2454, аль-Хаким 2/186, Ибн Абу Шейба 17838, аль-Байхакъи 7/297, Ибн аль-Джаруд 722, аль-Багъави в «Шарху-с-Сунна» 5/113.

Хафизы Ибн ‘Ади, ‘Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили, Ибн Касир, хафиз Ибн Хаджар, шейх Ибн Баз и шейх Ахмад Шакир подтвердили достоверность хадиса. См. «аль-Камиль» 8/446, «Ахкаму-с-сугъра» 631, «Иршадуль-факкъих» 2/185, «Булюгъ аль-марам» 315, «Фатава нурун ‘аля ад-дарб» 21/355, «‘Умдату-т-тафсир» 1/583

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 6515, «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 1949, «Ирвауль-гъалиль» 2017.

 

 

В другой версии этого хадиса сказано: «Если у человека будут две жены, и он не будет одинаково относиться к ним, то в День воскрешения он предстанет с волочащейся за ним половиной (тела)»].

Поэтому человек должен остерегаться несправедливого отношения к женам, ибо это является грехом, запрещенным в шариате.

 

Также шариат запретил человеку причинять несправедливость своей жене, даже если он вообще не любит ее. Даже в такой ситуации он должен остерегаться наказания Аллаха в отношениях с ней, должен выполнять все ее права. Либо он должен жить с ней согласно обычаям людей, либо должен отпустить ее наилучшим образом. Он не должен удерживать ее возле себя, причиняя ей несправедливость. Поэтому шариат повелел обоим супругам выполнять права друг друга и запретил все, что противоречит этому. Именно поэтому шариат запретил вступать в близость с женами через задний проход.

 

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Проклят тот, кто вступил с женой в близость через задний проход». [Этот хадис с хорошей цепочкой рассказчиков от Укбы ибн Амира приводит Ибн Адийй (211/1), Оним из рассказчиков этого хадиса был Ибн Вахб, передавший его со слов Ибн Лухей’и. В пользу этого хадиса свидетельствует хадис, переданный со слов Абу Хурейры и восходящий к Пророку, мир ему и благословение Аллаха. Его приводят Абу Давуд (2162) и Ахмад (2/444 и 479)].

Поэтому человек должен остерегаться этого великого греха.

 

Также, вступая в близость с супругой, человек должен стремиться к награде в вечной жизни.

 

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «И даже совершение любым из вас половой близости с женой есть милостыня!» Люди стали спрашивать: «О, посланник Аллаха, разве и за то, что кто-нибудь из нас удовлетворит своё желание, он получит награду?!» В ответ им пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Скажите мне, разве не совершит грех тот, кто удовлетворит своё желание запретным образом?! Так же и с этим — если человек удовлетворит своё желание дозволенным образом, ему достанется награда!».

[Муслим, 1006].

 

Также человек должен постараться не отворачиваться от своей супруги.

 

Аллах Всевышний сказал: «Вы не сможете относиться к женам одинаково справедливо даже при сильном желании. Однако не наклоняйтесь же полностью к одной, оставляя другую словно висящей. Но если вы исправите положение и будете богобоязненны, то ведь Аллах - Прощающий, Милосердный». [4:129].

 

Если супруги не смогут исправить свои проблемы, и этих проблем станет много, то шариат разрешил им разводиться. Однако развод должен происходить в соответствии с шариатом.

 

Человек не должен давать развод жене тогда, когда у нее менструации. Поистине, такой развод запрещен.

 

Также человек не должен давать жене развод, если после окончания менструации он уже вступил с ней в близость.

 

Развод нужно давать только после менструации, пока человек еще не вступил в близость с женой.

 

Также фразу развода нужно произносить только один раз. Запрещено человеку давать сразу несколько разводов за один раз.

 

Если муж дал жене развод, она должна оставаться жить в его доме. Ему запрещено выгонять ее из дома. Она должна оставаться в доме мужа, пока не пройдет ее срок ожидания (′идда).

 

Срок ожидания – это три менструации. В этот период он обязан обеспечивать ее, одевать ее, кормить ее, поить ее, и выполнять все остальные ее права, кроме проведения с ней ночи.

И так продолжается до того, как пройдет ее срок ожидания (′идда).

 

Возможно, в течение этого периода они вспомнят о своей прошлой любви, и, возможно, их совместная жизнь придет в порядок, и, возможно, они начнут скучать друг по другу. Но если срок ожидания все-таки пройдет, то она становится для него чужой женщиной.

 

Она уже не имеет права ходить перед ним без хиджаба. Но пока длится срок ожидания, она пока что считается его женой. Она может ходить перед ним без хиджаба, может украшаться перед ним, и так до тех пор, пока не закончится срок ожидания.

 

Когда срок ожидания (′идда) закончится, она становится для него чужой женщиной. После этого она может стать дозволенной для него только тогда, когда они заключат новый брачный союз, и он снова выплатит брачный дар.

 

Если же они все-таки решили снова сойтись, то опекуну женщины запрещено мешать ей в этом. Он должен остерегаться наказания Аллаха в этом деле. Аллах Всевышний сказал: «Не мешайте им выходить замуж за своих прежних мужей, если они договорились друг с другом на разумных условиях». [2:232]. Опекун должен остерегаться наказания Аллаха в этом деле. Он должен думать о благе своей подопечной, а не о своей собственной выгоде. Он не должен думать лишь о мести ее бывшему мужу и отказывать в повторном браке.

 

Всего шариат позволяет три развода. Если, например, супруги развелись во второй раз, то они еще могут вернуться друг к другу. Но, если случился уже третий развод, то после него уже запрещено возвращаться друг к другу.

Аллах сказал: «Если он развелся с ней в третий раз, то ему не дозволено жениться на ней, пока она не выйдет замуж за другого». [2:230].

Также Аллах сказал: «Развод допускается дважды, после чего надо либо удержать жену на разумных условиях, либо отпустить ее по-доброму». [2:229].

И вот затем в следующем аяте Аллах сказал: «Если он развелся с ней в третий раз, то ему не дозволено жениться на ней, пока она не выйдет замуж за другого. И если тот [новый муж] разведется с ней, то они не совершат греха, если воссоединятся, полагая, что они смогут соблюсти ограничения Аллаха. Таковы границы Аллаха. Он разъясняет их для людей знающих». [2:230].

Что это за границы Аллаха?! Границы Аллаха – это хорошее совместное проживание. Границы Аллаха – это уважительное отношение к супружеской жизни, выполнение прав супругов. Таковы границы Аллаха.

Аллах Всевышний сказал: «Таковы границы Аллаха, не преступайте же их. А те, которые преступают границы Аллаха, являются беззаконниками». [2:229].

Я прошу Аллаха, чтобы Он помог нам и вам обрести блага этой и Последней жизни. Также я прошу Его исправить дела этой общины, вернуть ее к ее религии наилучшим образом, и направить наших правителей к тому, что Он любит, и к тому, чем Он доволен. Я прошу Аллаха, чтобы Он сделал наших правителей причиной получения нами блага, причиной наставления людей на прямой путь, причиной праведности людей и их счастья в обоих мирах. Также я прошу Аллаха, чтобы Он сделал наших правителей любимыми для всех людей, и дабы они обращались с мольбами за людей, а люди обращались с мольбами за них. Также я прошу Аллаха, чтобы Он направил нас к тому, что Он любит, и к тому, чем Он доволен. А Аллах знает лучше! Пусть Аллах благословит и приветствует нашего пророка Мухаммада!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: