Закономерности целостного педагогического процесса.




План

1. Понятие, сущность и структура целостного педагогического процесса.

2. Закономерности целостного педагогического процесса.

3. Функции целостного педагогического процесса.

Ход занятия

I. Организационный момент

II. Постановка цели и задач.

III. Изучение нового материала.

Понятие, сущность и структура целостного педагогического процесса.

Целостный педагогический процесс – это процесс целостного взаимодействия образования и воспитания в условиях педагогических систем, в которых организованно взаимодействуют воспитатели и воспитуемые (Г.М. Коджаспирова).

Обращение к истокам возникновения педагогической профессии показывает, что стихийно протекавшие в ее рамках дифференциация и интеграция привели сначала к разграничению, а затем к явному противопоставлению обучения и воспитания. Но уже к середине XIX в. в трудах прогрессивных педагогов все чаще стали встречаться обоснованные аргументы в пользу объективного единства обучения и воспитания. Само понятие «целостный педагогический процесс» было введено немецким педагогом в середине 19 века И.Ф.Гербартом. Он отмечал, что обучение без нравственного образования есть средство без цели, а нравственное образование без обучения есть цель, лишенная средств.

А. Дистерверг рассматривал обучение, как часть воспитания и подчеркивал, что принцип обучения есть и всегда будет принципом воспитания, и наоборот.

К.Д. Ушинский понимал идею целостного педагогического процесса как единство административного, учебного и воспитательного элементов школьной деятельности. От комбинации основных элементов всякой школы более всего зависит ее воспитательная сила, без которой она является декорациями, закрывающими пробел в общественном воспитании.

Итак, изучение сущности педагогического процесса как целостности было предметом исследований многих педагогов, но оно не дало однозначного ответа. Это объясняется сложностью данного процесса. Авторы современных концепций едины во мнении, что сущность педагогического процесса заключается во взаимосвязи всех процессов и явлений в нем возникающих и протекающих, во взаимоотношениях всех его субъектов и в связях явлениями внешней среды.

Целостному педагогическому процессу присуще внутреннее единство составляющих его компонентов, их гармоничное взаимодействие. В нем непрерывно происходит движение, преодоление противоречий, перегруппировка взаимодействующих сил, образование нового качества.

В педагогическом процессе специально создаются функциональные подсистемы, направленные на решение преимущественно образовательных, развивающих или воспитательных задач. При функциональном подходе они действуют автономно. В целостном педагогическом процессе в каждом педагогическом взаимодействия решаются как прямые, доминирующие, так и подчиненные задачи развития всех сторон личности.

Целостный педагогический процесс предполагает организацию жизнедеятельности воспитанников, отвечающую их жизненным интересам и потребностям и оказывающую сбалансированное воздействие на все сферы личности – сознание, чувства и волю.

Целостный педагогический процесс не сводим к единству процессов обучения и воспитания. Не может он рассматриваться и как единство процессов умственного, нравственного, эстетического, трудового, физического и других видов воспитания.

Любой процесс осуществляется с целью получить определенный результат. В целостном педагогическом процессе таким результатом является система жизненных отношений и ценностей, проявляющихся в деятельности личности.

Рассмотрим структуру целостного педагогического процесса. Структура – это расположение элементов в системе.

В наиболее общем, классическом представлении это единство трех составляющих: ученика, педагога и предмета изучения.

Ученик (школьник, студент, слушатель и т.д.) – лицо, ищущее знаний, воспитания, развития. Учитель (наставник, мастер, профессор и т.д.) – лицо, обладающее знаниями о предмете, владеющее мастерством обучения. Предмет изучения – это природа, общество, знания в определенной области, школьная наука, тема и т.д. в более общем виде предметом воспитания являются духовность, воспитанность, сформированность или их элементы.

Ученик желает овладеть предметом: чему-то научиться, приобрести более высокий уровень развития, чтобы лучше приспособиться к условиям жизни. Он ищет учителя, обладающего необходимыми знаниями. Начинается процесс формирования знаний, умений и навыков.

Обучение, развитие возможно и без учителя. Учителями становится природа, общество, жизнь, а также сам человек. Но процесс познания без учителя – длительный и не гарантирует успеха. Для его ускорения существуют школы, где помощь оказывают профессиональные наставники. Путь к цели многократно сокращается, минимальный успех гарантирован.

В.П. Беспалько детализировал структуру педагогического процесса:

1 – учащиеся; 2 – цели воспитания (общие и частные); 3 - содержание воспитания; 4 – процессы воспитания (собственно обучение и воспитание); 5 – учителя (или ТСО – технические средства обучения); 6 – организационные формы воспитательной работы.

Есть основания считать предложенную В.П. Беспалько структуру неполной. Они просматриваются в представленной на схеме 2 модели педагогического процесса. Важными компонентами, педагогического процесса, несводимыми к выделенным, являются также «результаты (продукты)», «управление учебно-воспитательным процессом», «технология». Цели соотносятся с результатами, образуя замкнутый круг. Полнота совпадения цели с результатами служит надежным критерием эффективности педагогического процесса.

Закономерности целостного педагогического процесса.

В закономерностях отражаются объективные, необходимые, существенные, повторяющиеся связи. Закономерности педагогического процесса являются выражение его сущности.

Выделим некоторые общие закономерности педагогического процесса.

1. Закономерность динамики. Педагогический процесс как развивающееся взаимодействие между педагогами и воспитуемыми имеет постепенный, «ступенчатый» характер: чем выше промежуточные достижения, тем весомее конечный результат.

2. Закономерность развития личности. Темпы и достигнутый уровень развития личности зависят от: 1) наследственности; 2) воспитательной и учебной среды; 3) включения в учебно-воспитательную деятельность; 4) применяемых средств и способов педагогического воздействия.

3. Закономерность управления. Эффективность педагогического воздействия зависит от: 1) интенсивности обратных связей между воспитуемыми и педагогами; 2) величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на воспитуемых.

4. Закономерность стимулирования. Продуктивность педагогического процесса зависит от: 1) действия внутренних стимулов (мотивов) учебно-воспитательной деятельности; 2) интенсивности, характера и своевременности внешних (общественных, педагогических, моральных, материальных и др.) стимулов.

5. Закономерность единства чувственного, логического и практического. Эффективность учебно-воспитательного процесса зависит от: 1) интенсивности и качества чувственного восприятия; 2) логического осмысления воспринятого; 3)практического применения осмысленного.

6. Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. Эффективность педагогического процесса определяется: 1) качеством педагогической деятельности и 2) качеством собственной учебно-воспитательной воспитуемых.

Также специалисты выделяют группы закономерностей педагогического процесса:

1. Закономерности, обусловленные социальными условиями, выражают зависимость педагогического процесса от общественных потребностей и условий. От этого зависят цель и конкретные задачи воспитания и обучения; условия, в которых они будут осуществляться; как будут использоваться полученные результаты.

2. Закономерности, обусловленные природой человека, устанавливают определяющую роль деятельности и общения в формировании личности; зависимость обучения и воспитания от возрастных, индивидуальных и половых особенностей ребенка.

3. Закономерности, обусловленные сущностью педагогического процесса, раскрывают взаимозависимость процессов воспитания, обучения, образования и развития личности; взаимосвязь группы и личности в педагогическом процессе; взаимосвязь задач, содержания, методов и форм воспитания и обучения в целостном педагогическом процессе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: