Правосознание существует «до», «после» права и «параллельно» с ним и является, во-первых, его источником, отражающим объективные потребности развития общества, во-вторых, одним из обязательных механизмов (инструментов) реализации, воплощения в жизнь, в-третьих, средством оценки соответствия поведения (деятельности) нормам права.
Будучи в известном смысле непосредственным источником права, правосознание находит свое выражение в правовых актах, оказывает воздействие на сам процесс и результаты правотворчества. Через правовое сознание и благодаря именно ему законодатель, как говорил Гегель, «улавливает дух своей эпохи» и отражает его в правовых актах.
Оценка результатов деятельности и каждого решения в правовой сфере также производится с помощью правового сознания.
Результатом оценки является признание поведения (деятельности) правомерным или противоправным, а если противоправное поведение совершается специальным субъектом – должностным лицом, работником правоохранительных органов на службе или в связи со службой – нарушением законности. Таким образом, правовое сознание является органической составной частью правотворческой и право реализующей деятельности, играет роль механизма или инструмента. (3)
ВИДЫПРАВОВОСОЗНАНИЯ
Известны различные виды правосознания. По субъектам правовое сознание подразделяется на индивидуальное, групповое и общественное.
Индивидуальное и групповое правовое сознание носит общественный (социальный) характер. Общественное и групповое правосознание не существует вне индивидуального.
С точки зрения глубины отражения правовой деятельности обычно выделяют три уровня правосознания: обыденное (эмпирическое), научное (теоретическое) и профессиональное. Обыденное правосознание складывается стихийно, под влиянием конкретных условий жизни, личного жизненного опыта и правового образования, доступного населению.
(3)Общая теория государства и права. Москва 1999 год
Теоретическое (научное) правосознание, в отличие от обыденного, формируется на базе широких и глубоких правовых обобщений, знания и закономерностей и специальных исследований социально-правовой действительности.
Профессиональное правосознание – это правовое сознание юристов. В зависимости от предмета отражения в правосознании юриста образуются сферы соответствие разным отраслям правовых отношений (например, хозяйственным, коммерческим, гражданско-правовым, уголовно-правовым, уголовно-процессуальным и т.д.) Сущность и особенности правового сознания юристов конкретизируются в содержании правовой идеологии и правовой психологии, в системе присущих данной профессиональной группе правовых знаний, представлений, установок, ценностных ориентаций и т.д. Правовое сознание юристов должно быть теоретическим. К нему вполне подходит такая степень выражения, как идеологический уровень. Юристы традиционно входят в перечень представителей идеологического «сословия». Основная цель науки – выделить конкретные особенности правосознания юристов, прежде всего те, которые позволяют быть высококвалифицированным специалистом, строго и неуклонно соблюдать законность.
Для юристов правовая подготовленность, естественно имеет определяющее значение. Она должна быть более высокой, чем у законопослушных граждан, отличаться объемом, глубиной и формализованным характером знаний, принципов и норм права, а главное, как уже отмечалось, - умением их применять. Если обратиться к структуре процесса реализации права в форме право применения, то можно назвать этапы, которые квалифицированно могут выполнить только юристы. К ним относятся: установление фактических обстоятельств дела, выбор (отыскание) соответствующей правовой нормы; уяснение смысла (содержания) правовой нормы – толкование; принятие решения о применении нормы закона или подзаконного акта в данном случае; издание правоприменительного акта.
Юриста – профессионала должно отличать устойчиво положительное отношение к праву и практике его применения, что предполагает максимально высокую степень согласия с правовой нормой (с законодателем), понимание полезности, необходимости и справедливости ее применения, привычку соблюдать закон.
Интенсивность, степень выраженности, острота проявления правовых знаний, правовых установок и ценностных ориентаций отличают профессиональное правосознание от правового сознания законопослушных граждан и преступников.(4)
Результаты исследования правосознания студентов, будущих юристов свидетельствуют о явном несоответствии их правовых ориентаций на мировоззренческом и бытовом уровнях. Повышенная терпимость к нарушениям уголовно-правовых запретов, к преступному поведению лиц из ближайшего окружения, личному соблюдению требований уголовного законодательства свидетельствуют о серьезных недостатках правового воспитания молодежи.
Юридическая школа способна лишь формировать профессиональное правосознание будущих юристов на основе адекватно сформированного правосознания. Коррекция правосознания ей не под силу. (5)
Проведенные ранее исследования показывают, что, как правило, юристы хорошо знают нормы права, определяющие их компетенцию, а также регламентирующие порядок их служебной деятельности. По мере того как правовые нормы отдаляются от сферы общественных отношений, в которых юрист постоянно участвует как специалист, уровень знания соответствующих положений законодательства падает, опускаясь подчас ниже требований, предъявляемых к выпускнику высшего и даже среднего юридического учебного заведения. Многие юридические работники, как оказывается, не знают норм, определяющих правовое положение своей профессионально-юридической группы в целом.
(4) Теория государства и права. Москва 1999 год. Норма-Инфра. Стр.330
(5)Козлов Ю. Кого готовим, господа? // Юрист. 1998. № 7. С. 64
ЭЛЕМЕНТЫИ СТРУКТУРА
ПРАВОСОЗНАНИЯ
Правосознание (как индивидуальное, так и коллективное) – сложное структурное образование, которое традиционно разделяют на два элемента: научное правосознание (правовая идеология) и обыденное правосознание (правовая психология). Их также можно определить как рациональные и эмоциональные структурные элементы.
«Правовая идеология – это система взглядов и представлений, которые в теоретической форме отражают правовые явления общественной жизни». Роль главного и активного элемента в правосознании принадлежит правовой идеологии, как систематизированному, научно-обоснованному, теоретизированному отражению правовой действительности. Правовая идеология стремится выявить сущность, смысл природы права. Она служит своеобразным ориентиром, планом-программой действий, деятельности различных политических объединений, движений. Основу правовой идеологии должна составлять принятая, в данном обществе, система политических и правовых идей – государственно-правовая идеология. По мнению определенных авторов особенно актуальна эта проблема для России, а также и для Кыргызстана на современном этапе развития этих стран. Здесь правовая идеология должна опираться на принципы укрепления и защиты государства, отказа от
командно-административных методов управления.
Необходимо добиваться рационального сочетания интересов личности и общества.
Особой значимостью в правовой идеологии обладает юридическая наука. Научная теория определяет стратегию развития правовой жизни общества, осуществляет всесторонний анализ современной правовой ситуации
«Правовая психология – это совокупность чувств, привычек, настроений, традиций, в которых выражается отношение различных социальных групп, профессиональных коллективов, отдельных индивидов к праву, законности, системе правовых учреждений, функционирующих в обществе». Эмоции органически включены в структуру сознания и человек не может руководствоваться в сфере правового регулирования только рациональным мышлением.
Зачастую правовые чувства и эмоции возникают ранее правовых идей, и поэтому правовая психология в правосознании имеет как бы первичный характер. Эмоциональная окраска (положительная или отрицательная) существенно влияет на характер и направленность правового поведения. Например, имеет юридическое значение состояние сильного душевного волнения при совершении преступления. Правовая психология – это наиболее несистемный, стихийный слой правового сознания, который выражается в отдельных реакциях человека на право; она является объективно-регуляторным явлением, включает в себя область без сознательного психического явления и процессы, обусловленные фактами действительности. Правовая психология участвует в формировании как правомерного, так и неправомерного поведения.
По мнению некоторых авторов юридической литературы «от уровня идеологической подготовки личности зависит возможность контроля над ее чувствами и эмоциями, умение «властвовать собой».
( 7)В.Н.Хропанюк. Теория государства и права.–М,1998.–С.204
«Это свидетельство взаимосвязи и взаимообслуживания правовой идеологии и правовой психологии как структурных элементов правосознания»». (8)
Через правовую психологию реализуются:
А) органически присущие правовой культуре обычаи и традиции и вообще все то, что вошло в привычку, в быт, в культуру личности.
Б) ее самооценка, т.е. умение критически оценить свое поведение с точки зрения его соответствия нормам права.
Самооценка может завершаться чувством удовлетворения своим поведением (деятельностью) или, наоборот, отрицательным отношением к нему, пониманием, что нарушены права, законность.
Самооценка может проявляться и в форме таких нравственных категорий, как стыд и совесть.
От уровня идеологической подготовки личности зависит возможность контроля ее над эмоциями и чувствами, умение «властвовать собой». Это свидетельство взаимосвязи и
взаимообслуживания правовой идеологии и правовой психологии как структурных элементов правосознания.
Источниками и свойствами правовой идеологии и правовой психологии могут стать особо присущие Востоку и обусловившие прогресс Японии, Южной Кореи, а сейчас и
Китая любовь к профессиональному труду, послушание начальству, исполнительность и дисциплина. И в то же время необходимо найти и закрепить в праве меру сочетания социальных гарантий личности и свободы личной инициативы, с тем, чтобы двигаться по пути формирования правового государства.(9)
Правовая культура
Правовая культура представляет собой разновидность общей культуры, состоящей из духовных и материальных ценностей, относящихся к правовой действительности. При этом правовая культура включает лишь то, что есть в правовых явлениях относительно прогрессивного, социально полезного и ценного. В узком смысле она включает в себя не только результат, но способ деятельности людей, проявляет себя в их образе мышления, нормах и стандартах поведения. В широком в правовой подготовленности. Правовая культура характеризуется состоянием правосудия, законности и правопорядка. В нее входят ценностные ориентации общества, социальных групп и слоев населения. А также индивидов, имеющие юридические знания. Они концентрируются в правосознании. Наивысшим среди них является ориентации на общечеловеческие ценности, а их ядром – человеческая личность с ее естественными правами.
Не все, что относится к области права и правовой действительности, можно считать ценностью в конкретных исторических условиях. И сама правовая культура представляет
собой ценность в той мере, в какой позволяет людям. пользоваться благами свободы и справедливости, служит обеспечению достоинства личности, участвует в достижении достойного и достаточного уровня жизни. Следовательно, как и
правосознание, правовая культура подразделяется на правовую культуру общества, группы (коллектива) и индивидуальную правовую культуру (личности).
Применительно к личности каждого гражданина в рассматриваемом аспекте правовой культуры – это знание и понимание права, осознанное исполнение его предписаний.
Понятие правовой культуры – это глубокие, объемные и формализованные знания законов и подзаконных актов, а также источников права, правильное понимание принципов права и
Структура правовой культуры
- право как систему норм, выраженных возведенную в закон государственную волю;
- правосознание как систему духовного отражения всей правовой действительности.
- Правовое учреждение как систему государственных органов и общественных организаций, обеспечивающих правовой контроль, реализующую права;
- Правовое поведение.
Высший уровень правовой культуры индивида – это правовая активность. Она проявляется, во-первых, в готовности личности к активным сознательным, творческим действиям, как в сфере правового регулирования, так и в сфере реализации права, во-вторых, в законосообразности (или законности) поведения (деятельности), в основе чего лежит убеждения в необходимости служения закону как высшей ценности. Особую разновидность групповой и индивидуальной правовой культуру составляет профессионально-правовая культура юристов.
Правовая активность или, точнее, интеллектуальная активность, согласно концепции Д.Б.Богоявленской, имеет 3 уровня:
1.
2. Если субъект права, имея достаточно надежный способ решения своей задачи, продолжает анализировать состав, структуру своей деятельности, сопоставляет между собой цели и задачи, что приводит его к открытию новых, внешне более остроумных способов решения, к формулированию закономерности, то такой уровень интеллектуальной активности называется эвристическим. Этот уровень наиболее характерен для следователей и представителей других сходных профессий;
3. Самый высокий уровень интеллектуальной активности носит название творческого. Здесь обнаруженная закономерность становится не формальным эвристическим приемом (способом) действия, а самостоятельной проблемой. Не стимулированная извне, самостоятельная постановка проблемы – качественная особенность личностей, обладающих этим уровнем интеллектуальной активности. Интеллектуальная активность, в том числе в правовой сфере, является интегративной характеристикой личности, объединяющей ее мыслительную и мотивационную сферу.
В процессе профессионального отбора на работу в правоохранительные органы желательно ориентироваться на последние 2 уровня интеллектуальной активности, как профессионально значимые, служащие обеспечению качества и эффективности выполнения служебного долга.(10)
ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ.
Антиподом правовой культуры является правовой нигилизм, т.е. отрицательное отношение к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений.
В России он имеет, к сожалению, глубокие корни. Еще А.И.Герцен отмечал, что «правовая необеспеченность, искони тяготевшая над народом, была для него своего рода школой.